Изменение городского управления было проведено на тех же основаниях, что и земского. Развитие капитализма после падения крепостного права вызвало бурный рост городов. Но благоустройство их оставалось крайне отсталым. В 1864 г. был составлен проект городской реформы, но затем он подвергался неоднократной переделке, и только в 1870 г., после 6-летней проволочки, Городовое положение было наконец утверждено царем и обнародовано.
Городская реформа заменяла созданные Екатериной II прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами являлись городские думы, а исполнительными — городские управы, выбранные думами. Члены городских дум — гласные — избирались на 4 года. Состав гласных городских дум колебался в пре делах от 30 до 72 человек. Управы состояли, как правило, из двух-трех человек под председательством городского головы. Городской голова являлся одновременно и председателем городской думы, что стесняло деятельность распорядительного органа.
Выборы в думы происходили на основе буржуазного принципа имущественного ценза. Правом выбора пользовались лица, достигшие 25-летнего возраста, владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались права выбора. Для участия в выборах в городские думы необходим был также ценз оседлости: требовалось жить в черте города не менее 5 лет и обладать капиталом на сумму не менее 15000 руб.
Все избиратели, платившие городские налоги, разделялись на три курии, от каждой из которых выплачивалась 1/3 всех городских налогов и посылалось равное число гласных. В результате многочисленная масса мелких налогоплательщиков избирала в думу столько же лиц, сколько несколько депутатов крупных промышленников и купцов.
Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами. В ведении городских дум и управ находились дела, относившиеся к внешнему благоустройству города: меры против пожаров, попечение о развитии местной торгов ли и промышленности, в частности устройство рынков, базаров и пристаней, попечение о здравоохранении и ну родном образовании («преимущественно в хозяйственном отношении»). На городские думы были возложены обязательные расходы по содержанию пожарной охраны города, полиции, тюрем и казарм.
Думы и управы, как и земства, не обладали принудительной властью, подчинялись строгой опеке губернатора и министра внутренних дел, осуществлявших надзор за «законностью» постановлений городских дум. Городские головы утверждались губернатором, а в губернских городах — министром внутренних дел. Совмещение в одном лице должности председателя думы и управы (городской голова) стесняло деятельность распорядительного органа.
В течение 70-х годов XIX в. новое Городовое положение было введено в городах почти всех губерний Европейской и Азиатской России, за исключением Польши, Финляндии и Средней Азии (в Ташкенте дума была).
С принятием этого положения городское хозяйство начало развиваться более интенсивно.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава