После подавления польского восстания 1863 г. насту пил временный спад революционного движения. Открытые, массовые выступления крестьян сменились такими действиями против помещиков, как частые порубки лесов, потравы помещичьих лугов, самовольный уход в окраинные районы. Реже наблюдались поджоги дворянских усадеб.
В этих условиях большое положительное значение имело возобновление деятельности журнала «Современник» после восьмимесячного перерыва. «Современник» продолжал отстаивать демократические принципы и вел ожесточенную полемику против реакционной прессы. В «Современнике» печатался роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», проникнутый верой в освобождение народа при помощи новых людей, пришедших на смену дворянской интеллигенции. Большое воздействие на студенческую молодежь оказывал демократический критик и публицист Д. И. Писарев.
В Москве в 1863 г. возник революционный кружок, который возглавил Н. А. Ишутин. Его ядро составили члены одного из землевольческих кружков. Ишутинцы считали себя учениками Н. Г. Чернышевского, но во многом отошли от его учения. В обстановке постепенного спада крестьянского движения среди части ишутинцев сложилось убеждение, что с самодержавием надо бороться посредством террора и цареубийства. В кружке возникла террористическая группа «Ад». Один из членов кружка Ишутина Д. В. Каракозов без согласия своих товарищей 4 апреля 1866 г. совершил неудавшееся покушение на царя Александра II, был схвачен и повешен. Кружок Ишутина царские жандармы раз громили. Сам он был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Покушение на царя дало самодержавию новый повод усилить реакцию.
В конце 60-х годов в Петербурге снова начались волнения студентов, направленные против установленных правительством правил для высших учебных заведений. Активное участие в движении студентов приняли учитель приходской школы С. Г. Нечаев и литератор П. Н. Ткачев. Волнения были подавлены. Нечаеву уда лось скрыться за границу, а Ткачев был выслан на поселение. По возвращении в Москву С. Г. Нечаев основал ядро заговорщической террористической организации «Народная расправа». В основу своей тактики Нечаев положил принцип крайнего иезуитизма, заимствованный им у Макиавелли. Он признавал допустимыми во имя революции любые средства борьбы, в том числе обман, шантаж и даже убийство. Один из членов организации Иванов, осмелившийся возражать Нечаеву, был им убит. Это убийство раскрыла полиция, организация была разгромлена. Недостойные приемы Нечаева встретили единодушное осуждение в революционно-демократических кругах. Маркс и Энгельс сурово осудили авантюристические методы борьбы Нечаева.
В 60-е годы среди части русской интеллигенции воз ник интерес к К. Марксу и его учению, особенно после основания Международного товарищества рабочих — I Интернационала (1864). Постепенно расширялось знакомство с работами Карла Маркса. В 1869 г. появился русский перевод «Манифеста Коммунистической партии». В конце 60-х годов группа революционных эмигрантов, издававших за границей журнал «Народное дело», во главе с Н. И. Утиным, бывшим членом Цен трального комитета «Земли и воли», основала «Русскую секцию Интернационала». Ее учредители обратились к К. Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном совете Интернационала и получили согласие Маркса. В марте 1870 г. Русская секция была принята в Интернационал.
Революционные демократы 60-х годов в своем философском миропонимании были материалистами, в отдельных вопросах они поднялись до диалектического подхода к действительности. Будучи социалистами-утопистами, они, однако, не были мирными реформаторами, проводили идею крестьянской революции и основной силой исторического прогресса считали народные массы. Они были горячими патриотами и отстаивали право всех народов на национальное самоопределение. Знакомые с учением К. Маркса и Ф. Энгельса в условиях экономически отсталой России, они не могли стать последователями учения Маркса.
Революционные демократы оказали исключительно большое влияние на развитие русской науки, литературы и искусства. В. И. Ленин определил историческое место революционных демократов, назвав их предшественниками русской социал-демократии.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава