История — это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и перспектив его развития в будущем. В курсе гражданской истории изучаются не только общие законы развития человеческого общества и отдельные стороны этого развития, а его прошлое в целом. История рассматривается как единый, закономерный «во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс». Курс истории СССР, таким образом, является обобщающим, синтетическим и дает разностороннее представление о прошлом нашей Родины.
До возникновения марксизма историки «в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса». В подлинную науку история превратилась с появлением марксизма, который открыл внутренние законы развития человеческого общества, выделил из многих факторов, влиявших на исторический процесс, главный, определяющий — способ производства материальных благ. Ф. Энгельс писал: «…люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.». Это было материалистическое понимание истории. Методологической основой науки о прошлом человечества стал исторический материализм.
В. И. Ленин так определял сущность революционно го переворота, произведенного марксизмом в исторической науке: «Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рас сматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории, не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий». Из материалистического понимания истории вытекает важнейшее марксистско-ленинское положение о решающей роли народных масс в истории. Являясь основ ной производящей силой общества и обеспечивая прогресс экономических отношений, народные массы обеспечивают и поступательное развитие всего человеческого общества в целом.
Решающая роль народных масс в истории проявляется через классовую борьбу. Именно классовая борьба и ее наивысшее проявление — революции приводят к смене одного общественного строя другим.
Теория классовой борьбы является важнейшей частью материалистического понимания истории, позволяет правильно оценить различные исторические явления и процессы. Марксизм учит, что за каждым историческим явлением, за каждой исторической личностью стоят интересы и целенаправленная деятельность тех или иных классов. Оценивая значение теории классовой борьбы для научного познания прошлого, В. И. Ленин писал: «Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы. Только изучение совокупности стремлений всех членов данного общества или группы обществ способно привести к научному определению результата этих стремлений. А источником противоречивых стремлений является различие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается».
Марксизм представляет развитие человеческого общества как закономерную смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация — это социально-экономический и политический строй общества на данной ступени его развития, диалектическое единство экономического базиса и соответствующей ему политической надстройки. Известно пять типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой стадией которой является социализм.
Внутренний механизм смены общественно-экономических формаций представляется следующим образом: в результате непрерывной, не зависящей от воли отдельных людей или групп людей производственной деятельности народных масс в экономическом базисе общества накапливаются незаметные, количественные изменения, постоянно развиваются производительные силы. Эти незаметные, количественные изменения перерастают в коренные, качественные, порождая противоречия между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Указанные противоречия проявляются в форме классовой борьбы, которая, нарастая, приводит к революции, заменяющей старую политическую надстройку и всю систему общественных отношений. Происходит смена общественно-экономических формаций. Теория общественно-экономических формаций рассматривает развитие человеческого общества как закономерный, поступательный процесс.
Марксизм-ленинизм учит, что историческая наука является классовой, партийной. Рассуждения буржуазных ученых об «объективной», не связанной ни с какими классовыми интересами исторической науке стремятся замаскировать классовую сущность истории. В. И. Ленин писал, что «ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса…, не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами». В отличие от буржуазной историографии советская историческая наука открыто провозглашает принцип партийности.
Принцип партийности советской исторической науки не означает искажения исторической правды, подчинения истории конъюнктурным соображениям. Являясь идеологией передового класса современности — пролетариата, марксизм-ленинизм заинтересован в объективном познании истории, в изучении действительных законов исторического развития, потому что ход исторического развития приближает торжество дела коммунизма. Отличительными особенностями советской исторической науки являются ее доказательность, строгий и разносторонний подход к историческим источникам, стремление выяснить объективную картину развития исторических явлений. Советские историки стремятся познать и доказать в своих исследованиях действительные законы развития человеческого общества, объектив но оценить происходившие в прошлом явления и процессы, деятельность исторических личностей.
Методом познания советской исторической науки является диалектический материализм, который требует рассматривать все исторические явления и события не изолированно друг от друга, а в тесной связи и взаимосвязи с другими историческими явлениями. Принцип историзма заключается в том, что любое историческое явление рассматривается в данное конкретное время, в данной конкретной исторической обстановке. Предметом настоящего курса является история народов, населявших территорию СССР, с древности до настоящего времени. Курс истории СССР рассказывает о том, как возникло человеческое общество, как склады вались классы и государство, как боролись наши предки за свободу и независимость родной земли, за социальное освобождение, как развивалась и обогащалась самобытная культура. Познание на историческом мате риале законов развития человеческого общества поможет правильно оценить события современности и понять объективную необходимость, перехода человечества на высшую ступень общественного развития — к коммунизму.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава