Формирование этносов — это объективный, длительный процесс, проходящий ряд стадий, на каждой из которых складывается определенный тип этнической общности. Поскольку этническое развитие народов обусловлено большим влиянием экономических и социальных факторов, то в каждой общественной формации возникают соответствующие типы этнических общностей. Это положение проявляется, однако, не как закономерность, в соответствии с которой смена формации должна вызывать переход от одной стадии этнического развития народа к другой, более высокой, а лишь как тенденция. Вследствие сложности процесса становления этносов и множества факторов, воздействующих на него, в каждой формации наряду с доминирующими типами этнической общности сохраняются, нередко на длительный срок, разнообразные переходные типы, характерные для предшествующих этапов общественного развития.
В настоящее время определились три типа этнических общностей — племя, народность, нация.
Племя — это первая ступень этнической общности, возникающая в доклассовых формациях. Признаки общности у разных племен различны. На начальных стадиях их формирования большую роль играют кровно-родственные связи. Затем они сменяются территориальными, которые получают доминирующее значение, способствуя образованию союзя племен, на их базе может возникнуть новый этнос. Племена имеют определенную территорию обитания, самоназвание, общий язык и ряд общих элементов материальной и духовной культуры. Однако этническая целостность племен и факторы, цементирующие ее, очень неустойчивы. Многие племена распадаются: сливаются с другими, меняют язык и т. д. В то же время некоторые из них на протяжении длительного времени сохраняют свою целостность и развиваются как единая общность.
До Октябрьской революции многие из малых народов СССР находились на стадии племенной общности, например эвенки, ненцы, нанайцы. В слаборазвитых, бывших колониальных странах мира этот тип общности распространен и сейчас.
Народность, по определению ряда историков и этнографов, — это как бы переходная ступень от начальной, племенной стадии к высшей стадии этнической общности — нации. Вследствие этого она может не иметь всех признаков, характерных для нации, или иметь их все, но в слабо развитой форме. При этом сочетания признаков общности у разных народностей могут быть очень различными.
Народности начинают складываться в докапиталистических формациях, однако эту стадию развития многие из них не могут преодолеть и на последующих этапах развития общества. Некоторые из них в силу разных обстоятельств сливаются с другими народностями, утрачивая свои этнические признаки. Так, в многонациональных буржуазных государствах господствующие нации путем экономического и политического воздействия на порабощаемые народы препятствуют их самостоятельному этническому развитию. Некоторые империалистические государства на протяжении длительного времени проводят политику угнетения, а иногда и массового уничтожения отдельных народов по расовым, религиозным или политическим мотивам (геноцид, апартеид).
В социалистическом обществе всем народностям независимо от численности предоставляются равные права и оказывается широкая государственная помощь для всесторонне го национального развития.
Нация — высшая форма этнической общности — складывается на протяжении длительного времени на базе пред шествующих ей форм — племен и народностей.
В. И. Ленин подчеркивал, что слияние людей в нации начинается на стадии перехода от феодализма к капитализму, когда происходит ликвидация феодальной раздробленности, нарушается экономическая и политическая замкнутость от дельных территорий, создается единое национальное хозяйство, развиваются другие признаки общности — национальная культура и национальное самосознание. Еще в 1903 г. он писал, что для формирования нации необходимым условием является прежде всего общность территории и языка. В современной марксистско-ленинской литературе дается следующее определение нации. Это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их экономических связей, территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры.
В капиталистических странах процесс формирования нации идет интенсивно, но очень сложно. При наличии глубоких антагонистических противоречий между классами, принципиальных идеологических различий между ними единство ряда национальных признаков, в первую очередь культуры, нарушается. В многонациональных буржуазных государствах господство одних наций над другими приводит к неравенству их политического и экономического положения и культурного развития. Этническое развитие угнетенных наций замедляется и протекает в напряженной борьбе за свою национальную независимость.
Процессы формирования наций при капитализме и социализме имеют принципиальные различия, суть которых сформулирована советскими историками и этнографами:
1) экономическая основа, социальная структура, идеология нации при переходе от капитализма к социализму меняются коренным образом;
2) присущие нации этнические свойства (признаки) — язык, национальное самосознание, особенности культуры — сохраняются и развиваются в преобразованном виде, под влиянием социалистических общественных отношений.
Сотрудничество социалистических наций осуществляется на основе их равноправия, взаимопомощи, дружбы, интернационального долга. Национальная политика социалистического общества обеспечивает все это. Многие народности СССР консолидировались в нации в советское время. В настоящее время все народы, имеющие свою государственность — союзные и автономные республики, — обладают отчетливыми признаками нации. При монолитности отдельных наций в их составе могут выделяться этнографические группы, сохранившие некоторые самобытные элементы культуры и быта: обряды, наречия и т. д. Однако не каждая из многочисленных народностей, проживающих в СССР, может консолидироваться в нацию. Для этого должен быть определенный минимум населения, которым некоторые малые народности не располагают.
—Источник—
Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава