big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Типология и классификация городских поселений

Наряду с научным эта сторона исследований имеет и большое практическое значение, так как для городов разных типов обычно характерны свои проблемы развития (достаточно сопоставить крупнейшие и малые города, города-новостройки и многие старинные города со сложившимся хозяйством, планировкой). Нужно хорошо представлять себе типы городов и при решении практических задач территориального планирования, оптимального размещения новых предприятий и т. д.

При классификации городов все их распределяют на группы по какому-либо признаку или сочетанию признаков («раскладывают по полочкам»). При типологии выделяют совокупности (типы) городов по наиболее важным признакам, причем не обязательно эти типы образуют некий непрерывный ряд, в котором нарастает величина показателей и учтены все разновидности поселений, как при их классификации. Таким образом, эти задачи близки и взаимосвязаны, но не тождественны и обе существенны при исследованиях поселений.

В географии используются следующие направления классификации городских поселений: 1) по величине (численности населения, т. е. людности); 2) функциям; 3) степени участия в территориальном разделении труда; 4) происхождению (генетическая классификация); 5) их ЭГП.

По величине во всем мире статистики и географы прежде всего выделяют города с населением менее 100 тыс. жителей и более 100 тыс., а среди последних — города-миллионеры. В нашей стране в системе градостроительных организаций Госстроя СССР принята следующая классификация: малые города (до 50 тыс. жителей), средние (50 — 100 тыс.), большие (100 — 250 тыс.), крупные (250 — 500 тыс.) и сверхкрупные или крупнейшие (свыше 500 тыс.). Однако географы считают ее не вполне удачной и обычно используют такую классификацию: малые города — до 20 тыс. жителей (такой ценз для них обоснован экономическими расчетами В. Г. Давидовича, Ф. М. Листенгурта, И. М. Смо-ляра); средние — от 20 до 100 тыс. (причем их иногда подразделяют на низшую подгруппу — от 20 до 50 тыс., которые географ Л. Л. Трубе предложил назвать «полусредними», и высшую подгруппу — 50 — 100 тыс.); крупные, или большие, города — от 100 до 500 тыс. и крупнейшие — свыше 500 тыс. (среди которых также обычно выделяют еще миллионные города). Нетрудно заметить, что при группировке городов по размерам классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, средних, больших и миллионных городах как об определенных типах поселений.

Современному обществу нужны различные по величине города, что обусловлено их функциями, значением в разделении труда и другими факторами. Многие специалисты признают, что в экономическом и социальном отношении не оптимальны и самые малые города, и сверхкрупные (по крайней мере, свыше 1 млн. жителей). Следовательно, при планировании развития сети городов нужно стимулировать рост тех малых и средних городов, которые имеют благоприятные условия для этого (выгодное ЭГП и наличие необходимой территории для расширения города, водных источников и т. д.), и одновременно ограничивать рост сверхкрупных городов. Обе эти задачи в СССР поставлены в решениях партии и правительства и претворяются в жизнь в ходе социалистического строительства.

Существуют различные варианты классификации городов по их функциям, предложенные советскими и зарубежными географами и градостроителями. Следует отметить, что схемы, составленные советскими географами, имеют много общих черт. По преобладанию и сочетанию различных функций можно выделить следующие типы городов:

1) сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции градообразующего значения;

2) с резко выраженным преобладанием экономических функций (промышленность, транспорт). Схематично этот тип городов можно разделить на три группы: промышленные с многоотраслевой структурой и специализированные индустриальные центры — металлургические, машиностроительные, текстильные, химические, лесоперерабатывающие и т. д.; транспортные — при крупных речных и морских портах, железнодорожных узлах и при узлах различных видов транспорта; промышленно-транспортные города;

3) с преобладанием административных, культурных и обслуживающих функций. Среди них выделяется характерный тип городов — центров сельских административных районов, с развитыми организационно-хозяйственными функциями;

4) города науки;

5) курортные.

Для объективного выделения функциональных типов городов и их классификации по составу функций пользуются в первую очередь данными о распределении занятого населения по различным отраслям народного хозяйства (разделяя при этом насколько возможно занятых в градообразующей и градообслуживающей сферах деятельности и анализируя структуру первых).

По месту в территориальном разделении труда выделяют города, участвующие преимущественно:

а) в местных связях (например, экономические, административные и культурные центры сельских районов);

б) во внутрирайонном разделении труда (имеются в виду экономические районы);

в) в межрайонном разделении труда;

г) в международном разделении труда.

Эти различия говорят о масштабности градообразующих функций, выполняемых городом, и данная типология, предложенная Ю. Г. Саушкиным (1960), дополняет наиболее распространенную функциональную типологию.

В географической типологии городов чаще всего пользуются сочетанием признаков, характеризующих их величину и главные функции. Учет при этом и значения городов в территориальном разделении труда существенно обогатил бы экономико-географическую характеристику выделенных типов, но он менее существен при изучении городов в рамках географии населения.

Наиболее сложна и пока наименее разработана типология городов по экономико-географическому положению. Ряд характерных типов ЭГП выявляется вполне отчетливо (например, города, расположенные непосредственно у месторождений ископаемого сырья или топлива, связанные со всей страной железнодорожной сетью; портовые города нескольких подтипов; промышленно-транспортные города, выросшие в железнодорожных узлах, что и определило их функциональную структуру, и т. д.).

Законченная географическая типология городов, видимо, должна включать кроме признаков величины, функции, его места в разделении труда еще один признак — его ЭГП. Но такая задача еще не решена.

Нужно отметить, что для практических нужд часто более ценно и удобно использование нескольких сравнительно простых схем классификации по небольшому числу признаков, чем громоздких многомерных классификаций (построение которых всегда влечет и некоторую потерю информации).

И наконец, при генетической классификации городов их разделяют по времени и причинам возникновения, а также по степени сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Такая классификация существенна при изучении «внутренней географии» города, что тоже входит в задачи географов.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.