big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Экономико-географическое положение городов

Представление об экономико-географическом положении стран, районов, отдельных городов и других поселений было развито в 30-х годах Н. Н. Баранским. Оно позволяет понять многие особенности развития этих объектов и оценить их дальнейшие перспективы и поэтому имеет исключительно важное теоретическое и практическое значение. «Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение — все равно будут ли это данности природного порядка или созданные в процессе истории». «...Положение в смысле математической географии дается на сетке координат, положение физико-географическое — на карте физической, экономико-географическое — на карте экономической...».

Для городов существенны: 1) положение относительно месторождений различных полезных ископаемых, их мощность, расстояние до них (а также лесных массивов промышленного значения); 2) хозяйственное использование и продуктивность сельской территории, непосредственно тяготеющей к городу (его «хинтерланд»), могущей снабжать его сырьем и продуктами, потреблять часть продукции, производимой городом; 3) положение города на транспортных путях (наличие морского или речного порта, железной дороги, магистральной автодороги; перекресток различных путей) — «транспортно-географическое положение»; 4) положение по отношению к другим городам, особенно ближайшим и наиболее крупным из удаленных.

Экономико-географическое положение (сокращенно ЭГП), подчеркивал Н. Н. Баранский, «в высокой мере обусловливает специфику каждого места на земной поверхности», учет которой — прямая и непосредственная обязанность экономической географии. Большинство городов возникло и возникает или вблизи различных месторождений с началом их эксплуатации, или как центры ареалов развитого сельского хозяйства, нуждающихся в услугах города, или на важных транспортных магистралях, особенно в их пересечениях, местах перевалки сырья и полуфабрикатов с одного вида транспорта на другой (где обычно всегда появляется и промышленность по переработке этого сырья), или как «спутники» — дополнения очень крупного города. Чем выгоднее ЭГП по совокупности данных, тем больше его градообразующая сила.

ЭГП — историческая категория, оно меняется не только в связи с развитием самого города (город сам постепенно меняет свое ЭГП с постройкой различных промышленных предприятий и появлением соответствующих экономических связей, новых транспортных путей, экономическим развитием своего хинтерланда под влиянием нужд города и т. д.). На любом городе в той или иной мере отражается каждое заметное изменение экономической карты страны и района, в котором расположен город: открытие новых крупных месторождений руд, угля, нефти и газа, прокладка новых транспортных магистралей, создание новых городов — все это новые «данности», имеющие экономическое значение. Так, на наших глазах в связи с постройкой БАМа возникнут новые города и поселки, резко изменится ЭГП ряда существующих городов Сибири.

Н. Н. Баранский выделял следующие виды ЭГП: микроположение по отношению к ближайшим окрестностям, низовому административному району или планировочному району; мезоположение по отношению к окружающим экономическим районам и макроположение  — по отношению ко всей стране или крупным ее частям. Развитие города зависит от того, на какие связи он опирается, последние могут быть очень сложными и охватывать одновременно территории разного ранга. Один город, например, локализует свои связи по получению сырья, топлива и сбыту продукции главным образом в своем микрорайоне, другой имеет тесные и разносторонние связи в пределах одного или нескольких крупных экономических районов, третий опирается на связи со всей страной.

Внимательное изучение ЭГП каждого города помогает понять, почему он возник именно в данном месте, каковы у него местные условия — благоприятные или неблагоприятные — для дальнейшего развития. Такого рода анализ отдельных городов имеет особенно конструктивное значение в социалистических странах при плановом хозяйстве и позволяет в полной мере учесть при планировании возможности и перспективы развития каждого города в свете решения общих народнохозяйственных задач страны на предстоящих этапах. Такое исследование — одно из важнейших дел экономико-географов, их конструктивный вклад в географию городов СССР. При капитализме использование ЭГП в процессе развития страны идет стихийно, под влиянием «рыночной экономики» и всех противоречий капиталистического хозяйства, вплоть до прямой конкуренции и «борьбы за власть» отдельных городов.

И. М. Маергойз, развивая идеи Н. Н. Баранского, выделил различные классы, виды и подвиды ЭГП в целях более углубленного исследования его влияния (Лаппо, 1969. с. 52 — 53). Имеются замечательные образцы анализа значения ЭГП и его исторических видоизменений для многих городов СССР и зарубежных стран, выполненного коллегами и учениками Н. Н. Баранского, например работы В. В. Покшишевского о Ленинграде, Ю. Г. Саушкина о Москве, Р. М. Кабо по Западной Сибири, Л. Е. Иофа по Уралу, И. М. Маергойза о Волгограде и др.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.