big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Этнические процессы

Возникновение и развитие этносов сложно и разнообразно. Советские этнографы делят эти процессы на собственно этнические и этносоциальные. К первым относят изменения в этническом состоянии народов, т. е. переход от одного типа этнической общности к другой. Вторые связаны с социальными, экономическими, политическими, идеологическими изменениями и преобразованиями уже сложившихся этносов.

Собственно этнический процесс — это цепь последовательных переходов этноса от начального типа этнической общности — племени к высшему (на современном этапе развития общества) — нации. Однако этот процесс, имея в целом поступательный характер, протекает очень сложно. Отдельные этапы могут продолжаться длительное время и нередко сопровождаются распадом — разделением уже сложившейся общности. Отдельные ее части могут затем слиться с другими этносами или положить начало возникновению новых. Большинство народов мира, в том числе многие народы СССР, сложились путем слияния этносов различных, а иногда очень далеких друг от друга по своему происхождению, языку, культуре и расовому (антропологическому) типу.

Раса — биологическое понятие. Это исторически сложившаяся общность людей, связанных единством происхождения в далеком прошлом и сходством морфологических признаков. Советские антропологи подчеркивают, что различия между расами выражаются лишь во внешних признаках — цвете кожи, строении лицевой части головы, характере волосяного покрова. Что касается сходства основных физиологических и психологических особенностей, характерных для современных людей, то оно у всех рас очень велико. Благодаря активным контактам между людьми происходит постоянное смешение рас, создаются новые переходные расовые формы.

Человечество делится на четыре большие расы — европеоидную, негроидную, австралоидную и монголоидную, последняя имеет две ветви — азиатскую и американскую (табл. 5). Между большими расами существуют разнообразные смешанные переходные формы, доля которых в населении земного шара непрерывно растет.

Расовые различия отдельных групп людей не препятствуют их этническому объединению и превращению в единый народ. Многие народы сформировались путем смешения европеоидов и монголоидов, например казахи, киргизы, якуты. Большинство латиноамериканских народов образовалось путем слияния и метисации европеоидов, монголоидов и негроидов. Ядром создания этноса служили, как правило, так называемые автохтонные народы, населяющие данную территорию с доисторических времен, с которыми сливались народы, обитавшие по соседству или пришлые издалека. Процесс формирования народов включает этническое объединение и этническое разделение, нередко следующие друг за другом.

Этнографы выделяют три формы объединительных процессов — консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию.

Под процессом консолидации понимают слияние в одно целое относительно крупных, родственных по происхождению и языку народов. При этом многие элементы материальной и духовной культуры, созданные каждым из них, развиваются и обогащаются новым народом, образовавшимся в результате слияния. Примером может служить образование древнерусской народности, происшедшее в средние века путем объединения восточнославянских племен. Для современного периода характерна консолидация ряда социалистических наций, например туркменской, которая возникла из слияния родственных по происхождению и языку племенных групп.

Этническое развитие продолжается и тогда, когда этнос сформировался как нация. Этот процесс называется национальной консолидацией. Он приводит к усложнению и совершенствованию национальных форм материальной и духовной культуры, к дальнейшему сплочению нации, усилению ее этнической однородности.

Суть ассимиляции состоит в том, что отдельные группы людей, вступая в соприкосновение с другими народами, как правило, далекими от них по этническим признакам, воспринимают их культуру, язык, утрачивая свои национальные черты и самосознание. В условиях классово антагонистического общества ассимиляция может быть насильственной. Так было в период феодализма, то же происходит и в современном мире развитого капитализма.

В социалистических странах ассимиляция протекает лишь как естественный процесс в результате широкого культурного и экономического общения народов, основанного на равноправии и взаимном уважении. В СССР процессы ассимиляции происходят вследствие широкого распространения миграций населения. Ассимиляции особенно способствуют смешанные браки в районах дисперсного или чересполосного расселения отдельных народов, в городах с многонациональной структурой населения.

Межэтническая интеграция — взаимодействие различных этнических единиц (народностей или наций) обычно внутри государства, ведущее к появлению у них определенных признаков общности.

Процессы сближения наций и народностей, состоящих из дружественных классов и социальных групп, активно и плодотворно протекающие в СССР, привели к созданию новой исторической общности — советского народа. Его объединяет общая территория, общенародная собственность на средства производства, единство экономической, социально-политической и культурной жизни, марксистско-ленинская идеология, сплотившая все народы нашей страны вокруг КПСС. Сложились замечательные черты советского человека — преданность делу коммунизма, социалистический патриотизм и чувство солидарности с трудящимися мира, высокая трудовая и общественно-политическая активность, непримиримость к эксплуатации и угнетению, национальным и классовым предрассудкам.

Как историческая общность советский народ цементируется единством экономической и социально-политической основы социалистического государства. Однако этнические национальные черты каждого народа сохраняются. «Социально-политическое единство .советского народа вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики мы, построив социализм, одновременно — впервые в истории — успешно решили национальный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно происходит их сближение, взаимное обогащение духовной жизни. Но мы встали бы на опасный путь, если бы начали искусственно форсировать этот объективный процесс сближения наций. От этого настойчиво предостерегал В. И. Ленин, и от его заветов мы не отступим».

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.