Физическая география — наука, изучающая ландшафтную оболочку Земли. Ландшафтная оболочка возникла на поверхности Земли в результате контакта и взаимного проникновения трех оболочек: атмосферы, гидросферы и литосферы. Изучением этих оболочек Земли занимаются самостоятельные науки: климатология, гидрология и геология. Контактный же слой, возникший в результате взаимодействия оболочек, называют ландшафтной оболочкой Земли (Ю. К. Ефремов, С. В. Калесник). Самостоятельное существование и качественное отличие ландшафтной оболочки Земли от перечисленных оболочек доказывается С. В. Калесником тем, что именно только в этом контактном слое сосредоточивается почти все солнечное тепло. Выше и ниже земной поверхности это тепло проникает на незначительную высоту и глубину. В средних широтах уже на глубине 20 м от поверхности находится слой постоянной температуры, равной средней годовой температуре воздуха данной местности. Ниже этого слоя температура возрастает за счет поступления тепла из глубины Земли.
Важной особенностью ландшафтной оболочки является концентрация жизни на ее поверхности в пределах слоя (биосферы), нижняя граница которого лежит в литосфере на глубине 3 км, а верхняя — в тропосфере на высоте 10—12 км.
В ландшафтной оболочке происходит борьба эндогенных и экзогенных сил. В результате борьбы возникает и изменяется сложный рельеф поверхности Земли. Вследствие неравномерного нагревания земной поверхности тепло и влага перераспределяются на поверхности Земли, что в свою очередь вызывает работу текучей воды, льдов (т. е. экзогенных сил). Экзогенные силы действуют в поверхностном слое и не могут проникнуть в глубинные части земной коры. Только на поверхности литосферы, на континентах и на дне океанов, образуются осадочные горные породы. На поверхности континентов формируется почвенный покров, растительность и животный мир.
Особенностью ландшафтной оболочки является зональность физико-географических процессов, которая предопределена формой и положением Земли относительно Солнца. Эта важнейшая структурная особенность проявляется в зональности климата, почв, растительности и животного мира.
В ландшафтной оболочке Земли существуют многочисленные круговороты веществ, которые, например, в атмосфере захватывают слой лишь незначительной мощности, называемый тропосферой. Примером этих круговоротов могут быть круговороты воздушных масс, система морских течений и круговороты воды во всех ее состояниях.
Важнейшее качество ландшафтной оболочки состоит в том, что в ней существует человеческое общество. Оно оказывает большое влияние на скорость и направление развития многих процессов, происходящих в ландшафтной оболочке Земли.
Показав качественное отличие ландшафтной оболочки Земли, мы тем самым обосновываем самостоятельность объекта исследования физической географии, так как важнейшим критерием самостоятельности каждой науки служит наличие у нее собственного объекта исследования, отличного от объектов исследования других наук.
Физическая география делится на: общую физическую географию, или общее землеведение, и региональную географию, или физическое страноведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей формирования ландшафтной оболочки Земли в целом, а региональная география исследует отдельные конкретные участки ландшафтной оболочки. Иначе говоря, региональная физическая география — наука о природных комплексах конкретной местности, ее развитии и типах. Научное обоснование мероприятий по рациональному использованию территории и комплексному преобразованию природы для целей хозяйственного использования — важнейшая задача советских физикогеографов. Это требует всестороннего знания территории, потенциальных возможностей природных ресурсов, а также главных связей между отдельными компонентами природы для целенаправленного изменения географической среды и ее использования в народном хозяйстве» что приобретает особое значение в период создания материально-технической базы коммунизма.
Программа КПСС уделяет большое внимание вопросам рационального использования и охраны природных богатств, их восстановлению и умножению, а также комплексному развитию экономических районов страны. Поэтому перед советскими учеными, в частности географами, стоит очень важная задача — комплексное изучение природы нашей страны. Необходимо, чтобы в проектах преобразования природы были учтены основные существующие взаимосвязи между компонентами природы, для того чтобы учитывать не только положительные, но и отрицательные явления природы, возникающие при вмешательстве в нее человека. Необходимо усиливать в географии изучение этих «цепных реакций», которые возникают при значительном вмешательстве человеческого общества в природу, например следует учитывать влияние больших искусственных водоемов на природу окружающих территорий (изменение уровня грунтовых вод, абразия берегов, заболачивание, микроклимат и пр.), а также влияние плотин и других гидротехнических сооружений на флору и фауну водоемов.
В. В. Докучаев писал: «Не подлежит сомнению, что познания природы — ее сил, стихий, явлений и тел — сделало в течение 19 столетия такие гигантские шаги, что само столетие называется веком естествознания, веком натуралистов. Но, всматриваясь внимательно в эти величайшие приобретения человеческого знания, — приобретения, можно сказать, перевернувшие наше мировоззрение на природу вверх дном, … нельзя не заметить одного весьма существенного и важного недочета. Изучались, главным образом, отдельные тела — минералы, горные породы, растения и животные — и явления, отдельные стихии — огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем, повторяю, наука и достигла удивительных результатов, но не их соотношения, не та генетическая, вековечная и всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами…
А между тем именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии — лучшую и высшую прелесть естествознания».
Огромные перспективы для развития географии заключаются именно в том, чтобы географы, умело используя материалы, накопленные другими науками, устанавливали закономерные связи в природе.
Советский географ А. В. Шнитников своими работами доказал, сколь плодотворны результаты, когда сопоставляются материалы, полученные сопредельными науками. Он привел в систему казалось бы разрозненные факты, полученные другими науками, и создал стройное учение о ритмах в увлажненности материков северного полушария и ритмичности в миграции границ географических зон.
Анализ развития природы за последние шесть тысячелетий позволяет выявить закономерности, а следовательно, создаются возможности прогнозировать на ближайшие десятилетия ритмичность в изменении природы.
Многовековые и внутривековые ритмы в увлажненности убедительно свидетельствуют о неразрывной связи между Солнцем, Луной и Землей и зависимости многих земных природных процессов от процессов, происходящих на Солнце.
Изучение законов и взаимосвязей в природе дает возможность выявить тенденции, существующие в природе, учитывать их при планировании, например при проектировании различных сооружений, при использовании территории для сельскохозяйственных целей и в других случаях.
Тесная связь приливообразующей силы Луны и Солнца, активность Солнца и влияние этого на биологические явления на Земле позволили А. В. Шнитникову указать на причины ритмичности в миграции границ географических зон по следующей цепи: приливообразующая сила, внутренние волны, термика океана, ледовитость Арктики, атмосферная циркуляция, увлажненность и температурный режим материков (сток рек, уровень озер, увлажненность торфяников, подземные воды, движение горных ледников, вечная мерзлота).
В космический век, который открылся 4 октября 1957 г. запуском первого в мире советского искусственного спутника Земли, невозможно изучать географию без учета воздействий на Землю космических влияний, и в частности Солнца, находящегося от Земли всего лишь в 107 его диаметрах.
Программой партии предусмотрен грандиозный план овладения силами природы, освоения природных ресурсов СССР. Принят Закон об охране природы в РСФСР, как и во многих республиках, содержание которого имеет комплексный характер. В Законе об охране природы, принятом в РСФСР, сказано, что «при решении народнохозяйственных задач по освоению новых и реконструкции освоенных районов, перестройке речных систем, переводу обширных территорий на искусственное орошение и по использованию отдельных природных ресурсов министерства и ведомства должны учитывать интересы смежных отраслей и всего народного хозяйства в целом, а также потребности населения».
В законе отмечено также, что в целях воспитания у молодежи бережного отношения к природным богатствам страны и навыков правильного пользования природными ресурсами необходимо включить преподавание основ охраны природы в школьные программы и в соответствующие разделы учебников естествознания, географии и химии, а также ввести обязательные курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с учетом их профиля.
География в советской школе занимает видное место. Она представляет собой существенное звено в образовании и воспитании подрастающего поколения и формировании у него материалистического мировоззрения и патриотизма, «воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей родины, а это познание, несомненно, включает в себя знание истории и географии своей страны, и не только своей страны, но и прочих стран», говорил М. И. Калинин.
В постановлении Пленума ЦК КПСС (июнь 1963 г.) записано, что необходимо сосредоточить усилие партии, государственных органов, профсоюзов, комсомола и всех других общественных организаций на основных направлениях идеологической работы, в числе которых указано на «повышение образованности и культуры народа: воспитание народа в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма». В выполнении этой задачи важное место принадлежит географической науке.
—Источник—
Давыдова, М.И. Физическая география СССР/ М.И. Давыдова [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1966.- 847 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава