Территориальная организация города

Взаиморасположение всех материальных элементов города, планировка и застройка, соотношение жилых и производственных зон, деловых районов и т. д. зависят от структуры его функций и степени их развития. Материальные формы долговечны и всегда сохраняют в той или иной мере также отпечаток функций и условий существования города в прошлые периоды, когда он начал формироваться или наиболее активно рос и строился. Имеет значение и современная величина города, с которой связаны внутригородские различия планировки (например, старых и новых районов), преобладающая этажность зданий и особенно организация коммуникаций.

Чем крупнее масштаб той или иной функции и специфичнее ее качественные особенности, тем рельефней они проявляются в планировке города. Это выражается также в «обособлении и взаиморасположении различных функциональных зон промышленных, транспортных, административных, жилых, рекреационных и т. д. Например, в городах черной металлургии и основной химии особенно резко обособляются промышленные зоны, в крупных транспортных узлах — портовые и привокзальные районы, в больших, особенно столичных, городах — деловые и административные центры. Кроме того, на внутреннюю географию города оказывают влияние природные условия, прежде всего рельеф, близлежащие реки, моря, климат. Так, для городов Крайнего Севера очень важна компактная, «закрытая», планировка, противостоящая неистовым северным ветрам и снежным заносам; на юге особенно важны озеленение, обилие воды, хорошая аэрация кварталов и т. п.

Вопросы рациональной территориальной организации городов — пограничная область географии городов и градостроительства.

 

Источник—

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector