Понятие о формах этнической общности людей и этнических процессах

Человечество делится на многочисленные народы, каждому из которых свойственны специфические признаки, характеризующие его как единое целое и отличающие от других народов. Эти объективно существующие общности людей, получившие название национальных или этнических (от древнегреческого этнос — народ, племя), начали складываться на ранних стадиях развития человеческого общества. Теория же возникновения и формирования этнических общностей стала разрабатываться на основе марксистско-ленинской методологии только учеными социалистических стран. Опираясь на работы В. И. Ленина по проблемам происхождения наций, определению условий и путей их развития в различных социально-экономических формациях, историки и этнографы расширяют и углубляют исследования в этой области. Они открыли новые закономерности и тенденции в развитии этнических процессов, сформулировали многие связанные с ними понятия, определили круг научных проблем, решение которых позволит создать целостное учение по теории этноса.

Понятие «народ» не имеет однозначного толкования и широко применяется к разным совокупностям людей. Прежде всего оно используется для наименования населения целой страны, которое в этническом отношении может быть неоднородным, например американский народ. В узком значении термин «народ» используется в том же смысле, как и этническая общность, или национальная общность. Этнографы считают эти два понятия синонимами, отражающими одну и ту же социальную категорию, но термин «этническая общность» применим ко всем стадиям этнического развития, термин «национальная общность» — преимущественно к его высшей стадии, именуемой «нация».

Введя понятие этническая общность — этнос — в широкий научный обиход, этнографы, таким образом, дали возможность однозначно выражать то общее, что имеется в понятиях «нация», «народность», «национальность», «племя» — определенную языковую и культурно-бытовую специфику, единое самосознание.

Чрезвычайно сложное и многообразное развитие этносов, а также исторических условий, при которых они возникают и формируются, создали большие трудности в разработке законченной и четкой системы научных понятий, поэтому они нуждаются в дальнейшем уточнении. В своих трудах по теории образования наций В. И. Ленин с особой силой подчеркнул социальную обусловленность этнических процессов. На этом основании советские этнографы сформулировали понятие этноса как социально-исторической категории. «Этнос (этническая общность) — это особый исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования. Такая общность складывается и развивается как бы естественно историческим путем; она не зависит от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому, многовековому существованию за счет самовоспроизводства».

Этническая общность характеризуется совокупностью признаков. К их числу обычно относят язык, территорию, особенности быта и культуры, происхождение, этническое самосознание. В. И. Козлов (1969) признаками этнической общности считает: этническое самосознание и самоназвание, язык, территорию, особенности культуры, определенную форму социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к ней.

«Этнос, — формулирует Ю. В. Бромлей (1973), — в узком смысле слова в самой общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований».

В приведенных формулировках суть понятия «этнос» раскрыта однозначно. Некоторые различия в определении признаков этнической общности непринципиальны.

К этническим признакам могут быть отнесены только те, полагает Бромлей, которые обладают всеобщей значимостью в пределах этноса и традиционностью, а также специфичны для него и должны быть отчетливо выражены. При этом каждый отдельный признак или даже несколько их могут быть тождественны аналогичным признакам других народов, например общий язык у разных народов, сходные формы и элементы материальной культуры многих народов мира и

т. п. Однако сочетания этих признаков специфичны у каждого этноса и не повторяются у другого. Варианты этих сочетаний весьма разнообразны. У одного народа все признаки проявляются очень четко и в развитой форме, у другого — лишь некоторые, а остальные только начинают формироваться, но в обоих случаях степень этнической целостности народов может быть очень высокой.

На формирование этноса и его сплочение воздействуют многие факторы, некоторые из них становятся одновременно и признаками его общности — язык, территория, национальное самосознание и т. п. Роль факторов, цементирующих единство этноса, меняется в зависимости от социально-экономических условий, политической ситуации и других причин. В различных конкретно-исторических обстоятельствах один и тот же фактор может иметь разное значение для сплочения народа и сохранения его целостности.

Важнейший фактор формирования этноса и его единства — территория. Последняя понимается нами в самом широком географическом плане как пространственная система взаимосвязанных природных и социальных компонентов. Характер территории, на которой живет и трудится народ, ее природные условия и ресурсы, географическое положение, степень освоенности оказывают большое влияние на формы материальной и духовной культуры этноса. Борьба за сохранение своей территории приводит к сплочению этноса, к росту его национального самосознания.

Нередко природные рубежи, обусловливающие изолированность отдельных ареалов расселения людей на определенной ступени развития техники, транспорта и связи, замедляли процессы национального сплочения отдельных народов. Это способствовало сохранению у некоторых из них самобытных этнических признаков, обусловило дробность и пестроту национального состава населения многих горных стран мира, в частности Кавказа.

Нарушение на длительное время территориальной целостности отдельных, даже крупных, народов в определенных исторических условиях может привести к распаду одних этнических общностей и возникновению новых. Например, территориальное расчленение древнерусской народности в результате монгольского и польско-литовского нашествий XIII — XV вв. привело к ее разделению и возникновению в дальнейшем трех родственных, но самостоятельных народов — русского, украинского, белорусского. Возможно, что это обстоятельство объяснялось также феодальной раздробленностью и экономической и политической замкнутостью отдельных русских земель. В других исторических условиях и на другой более высокой стадии этнического развития народа территориальное его расчленение могло бы и не оказать такого разрушительного воздействия на его этническую целостность. Примером может служить армянский народ. Отдельные его группы в конце XIX — начале XX в. бежали в другие страны из-за угрозы геноцида со стороны турецких завоевателей, но, даже прожив там длительное время, они сохранили национальное самосознание и чувство принадлежности к армянскому народу.

Один из главных факторов этнического развития и одновременно наиболее устойчивых признаков этноса — язык как важнейшее средство общения между людьми во всех сферах их жизнедеятельности. Он развивается вместе с этносом, совершенствуется его грамматический строй, обогащается и расширяется словарный состав, постоянно создается единый национальный литературный язык, который становится общенародным, в нем исчезают диалекты, а в разговорной речи — и местные говоры и наречия. Общность языка усиливает монолитность этноса. Смена родного языка отдельными индивидами или группой людей — показатель, как правило, их ассимиляции с другими народами.

Общность экономической жизни, возникающая на высших стадиях развития общества, способствует развитию широких и разносторонних связей на территории всей страны, ликвидирует экономическую замкнутость отдельных частей государства, создает условия для повсеместного распространения единых форм и методов ведения хозяйства. На основе единого экономического базиса развиваются и сходные формы быта, культуры, традиции, которые сплачивают этническую общность.

Национальное самосознание — важный фактор сохранения целостности народа. Сознание принадлежности к определенному этносу сохраняется у отдельных групп людей и в том случае, если они живут в инонациональной среде даже длительное время. Национальное самосознание — одна из главных, определяющих сил, заставляющих народ бороться за свою целостность. Если он утрачивает свое этническое самосознание, он распадается как этнос.

Наличие собственного национального государства не является обязательным признаком и фактором формирования этноса. Большинство народностей и некоторые нации сложились еще до создания национальных государственных образований (белорусы, украинцы, армяне, грузины, татары). Однако национальное государство — это могучий стимул этнического развития народа, символ его целостности и сплочения. Например, распад колониальной системы и возникновение независимых национальных государств в Азии и Африке ускорили объединение многочисленных родоплеменных и этнических групп, которое положило начало формированию новых народностей и наций. Государство способно осуществлять определенную национальную политику. В этом отношении цель социалистического государства — всемерное развитие экономики и культуры всех входящих в его состав народов.

Статья 70 Конституции СССР гласит: «Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на принципе социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных социалистических республик.

СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».

 

Источник—

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector