Прохождение атмосферного фронта через пункт или район, как правило, не остается незамеченным. При приближении фронта с хорошо развитой облачностью к пункту наблюдения сначала появляются перистые облака в виде крючков, после которых следуют перисто-слоистые облака. Затем по мере приближения фронта давление воздуха постепенно понижается. Одновременно с понижением давления температура и удельная влажность воздуха медленно повышаются. Облака становятся все плотнее, начинают выпадать обложные осадки, которые ослабевают или вовсе прекращаются лишь после прохождения фронта. При прохождении фронта температура и удельная влажность обычно резко возрастают, ветер усиливается. После прохождения фронта направление ветра меняется, а скорость его уменьшается, понижение давления постепенно прекращается и начинается даже слабое повышение. Зимой при прохождении теплого фронта обычно появляются низкие слоистые облака и туман.
При приближении к пункту наблюдения холодного фронта с небольшой неустойчивостью теплого воздуха сначала появляются кучево-дождевые облака с ливневыми осадками, после прохождения фронта наблюдаются слоисто-дождевые и высоко слоистые облака, ливневые осадки сменяются обложными, которые прекращаются по мере приближения высоко-слоистых и перистых облаков. Как правило, ширина зоны осадков при прохождении холодного фронта меньше, чем теплого. При приближении холодного фронта давление воздуха понижается, а после прохождения его резко возрастает. Температура и удельная влажность после прохождения фронта резко понижаются. Ветер перед фронтом может усилиться до штормового, затем он медленно ослабевает и меняет свое направление.
Погода в зоне фронта с хорошо развитой облачностью создает трудности для полета самолетов. Условия полета самолетов в системе фронтальной облачности особенно опасны. Из-за большой мощности облаков полет совершается вслепую, т. е. пилот не видит земли, кроме того, часто возникает угроза обледенения самолета.
Наиболее благоприятные условия развития грозовой кучево-дождевой облачности создаются во второй половине дня в зоне хорошо выраженных холодных фронтов при неустойчивом состоянии атмосфера. Если же неустойчивость теплого воздуха велика, то мощные грозовые облака иногда образуются и в первую половину ночи. Фронтальные кучево-дождевые облака особенно неприятны для полетов тем, что, в отличие от облаков, образующихся в однородной воздушной массе, располагаются не отдельно друг от друга, а сливаются по фронту в сплошную зону. Поэтому фронтальную грозу обойти труднее. Нижняя граница фронтальных кучево-дождевых облаков при большой влажности располагается обычно на высотах 300—400 м, а в зоне осадков иногда и на высотах 100—200 м. Видимость сильно ухудшается, особенно при ливневом снегопаде.
Большую опасность для полетов представляют также и резко меняющиеся вертикальные движения воздуха, благодаря которым самолет испытывает «болтанку». Наиболее развиты они в самих облаках. Здесь сильные восходящие движения воздуха вызываются развитием влажной неустойчивости. Скорости вертикальных движений внутри облака могут достигать нескольких метров, а иногда и десятков метров в секунду. Известны случаи, когда при полете планера в кучево-дождевом облаке высота его полета менялась из-за вертикальных движений со скоростью до 300 м/сек. Летящий в сильную грозу самолет испытывает неожиданные изменения высоты на сотни метров. Это прежде всего может привести самолет к опасной близости с наземными объектами. Поэтому особенно рискованны полеты через холодный фронт в горных районах.
Области, где происходит «болтанка» самолета, наблюдаются не только в слоях с резко выраженной неустойчивостью воздуха, вызванной сильным прогреванием приземного слоя воздуха, но и на высотах 8—12 км. Здесь в области больших скоростей ветра — струйных течений, воздух часто находится в неспокойном состоянии. В результате большой турбулентности даже на этих высотах нередки сильные и умеренные броски самолета. Поэтому для высотной авиации важен прогноз степени «болтанки» самолетов.
Встреча самолета с градом также опасна. Сила удара отдельных градин о летящий самолет огромна. Кроме того, в самолет может попасть электрический разряд — молния, хотя это бывает сравнительно редко.
При полете в сплошной облачной среде на высоте 3—6 км главная опасность заключается в возможности обледенения самолета. Обледенение может произойти как внутри надфронтальной облачности при температурах воздуха ниже —5°, -10°, так и в зоне подфронтальных облаков в холодном воздухе при выпадении переохлажденного дождя, т. е. когда капли дождя имеют температуру ниже нуля. Попадая на самолет, капли быстро замерзают, образуя ледяную корку. Опыт показал, что в атмосфере вода может находиться в жидком состоянии при температурах —20° и даже —30° С. Степень обледенения зависит от размеров и количества водяных капель и устойчивости воздуха, в котором они находятся.
Сильное обледенение самолета приводит к значительному увеличению его веса и искажению формы крыльев, а нарост льда на винте снижает мощность мотора до опасных пределов.
—Источник—
Погосян, Х.П. Атмосфера Земли/ Х.П. Погосян [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.- 318 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава