Население земного шара

Основы общего землеведения.

При физико-географическом изучении земной поверхности всегда следует учитывать роль и значение человеческого общества. С возникновением человеческого общества на Земле появился новый фактор в развитии географической среды. Ныне человек является хозяином нашей планеты. Он воздействует на природу в отличие от животных не стихийно, а сознательно, при помощи орудий труда, и в ходе этого воздействия существенно изменяет ее.

Численность и размещение. На Земле проживает большое количество людей и существует более сотни разных стран. В некоторых странах переписей населения не проводилось, и поэтому назвать точную цифру численности человечества не представляется возможным. Приблизительно на земном шаре живет 2655 млн. человек. На 1 км2 суши приходится в среднем около 18 человек.

Но население на Земле размещено крайне неравномерно. В одних экономически развитых районах плотность населения достигает 500—1000 и даже более человек на 1 км2, а другие районы мало населены и даже необитаемы. Во многих районах охотничье-промыслового и кочевого хозяйства плотность составляет менее 1 человека на 1 км2.

Основное количество населения сосредоточено в пределах зоны умеренного и умеренно-теплого климата, где географическая среда благоприятна для жизни и деятельности людей. Необитаемы или очень редко населены территории, характеризующиеся трудными условиями заселения и хозяйственного освоения: полярные и высокогорные области вечного холода, безводные пустыни, области влажных густых тропических лесов. Вместе с этим следует всегда иметь в виду, что прямой зависимости между плотностью населения и географической средой не наблюдается. Слабо населенные районы встречаются и в зоне умеренного и умеренно-теплого климата (некоторые районы Канады, Южной Сибири и др.), а густо населенные местности имеются и среди пустынь (долина Нила и ливийские оазисы в Сахаре, оазисы в среднеазиатских пустынях и др.), тропических лесов и высоких нагорий. Многие города находятся на высоте 3—4 тыс. м и выше. Ле (главный город Ладака в Кашмире) лежит на высоте 3506 м, Лхаса — на высоте 3658 м, Кумбаль в Колумбии — 3747 м, Потоси в Боливии — 4000 м, Сан-Кристоваль в Боливии — 4380 м. Мелкие селения человека встречаются на еще больших высотах. Например, буддийские отшельники в Тибете живут на высоте 5300 м. Современный характер размещения населения обусловлен историческими и социально-экономическими условиями, но, бесспорно, при определенном влиянии географической среды.

Самой густо населенной частью света является Европа. На площади 10,5 млн. км2 здесь проживает 565 млн. человек. Средняя плотность составляет 55 человек на 1 км2. В Азии проживает хотя и больше населения по количеству—1496 млн, но средняя плотность соответственно ее громадной территории составляет 34 человека на 1 км2. В Северной и Центральной Америке живет 239 млн. человек, в Африке 216 млн., в Южной Америке 124 млн., в Австралии и Океании 15 млн. Средняя плотность в Северной и Центральной Америке составляет 10 человек на 1 км2, в Африке 7, в Южной Америке 7, в Австралии и Океании менее 2, Антарктида совсем необитаема. Внутри материков население также размещено неравномерно. В настоящее время почти 3/4 человечества концентрируется в пяти районах: Китае, Индии, Европе, северо-востоке США и Японии.

По приблизительным подсчетам на Земле ежегодно рождается 85 млн. и умирает 60 млн. человек. Средний прирост населения составляет, таким образом, 25 млн. в год. За последние 300 лет количество населения на земле увеличилось в четыре раза. Это дало повод еще в XVIII в. Мальтусу выдвинуть реакционную теорию, согласно которой будто бы население имеет стремление возрастать быстро, в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т. д.), тогда как средства существования увеличиваются гораздо медленнее — в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т. д.). В результате получается перенаселение, влекущее за собой бедность, голод, болезни, войны и пр. В настоящее время эта теория широко используется буржуазными учеными для оправдания безработицы и тяжелого положения трудящихся масс в капиталистических странах, для пропаганды необходимости войн, которые, как известно, проводятся капиталистами для захвата чужих территорий в целях личного обогащения. Некоторые буржуазные ученые пытаются доказать, что Земля может прокормить не более 900 млн. человек, и, следовательно, на Земле имеется большое количество «лишних» людей. По поводу этого они выдвигают человеконенавистнические идеи: сокращение медицинского обслуживания и помощи голодающим, принудительная стерилизация, «эффективная» война, т. е. война с максимальным количеством жертв.

Буржуазные ученые защищают капиталистические порядки и поэтому не хотят признать, что средства существования зависят не только от уровня техники, но и от формы общественного строя. В условиях капиталистического строя основные богатства находятся в руках небольшой кучки капиталистов, а многомиллионные массы трудящихся лишены орудий и средств производства. В условиях же социалистического строя все богатства и источники средств существования находятся в руках всего общества и используются в интересах всех членов общества. При социализме нет и не может быть безработицы.

Современные производительные силы, при рациональном их использовании, могут обеспечить существование по крайней мере 8—11 млрд. человек. Развитие науки и техники позволяет безгранично увеличивать источники средств существования.

Расы. Люди, живущие на Земле, отличаются друг от друга по внешнему виду. Особенно заметные внешние различия наблюдаются между людьми различных стран. Группа людей, объединяемая общностью внешних физических признаков (цвет кожи, волос и глаз; форма волос, форма черепа, рост и т.д.), называется расой.

Опыты классификации рас уже имелись в трудах естествоиспытателей и философов XVII в. К настоящему времени накопилось большое количество схем классификации рас, в некоторых из них число рас достигало 34—36. В последнее время предложена классификация рас Н. Н. Чебоксаровым. Согласно этой  классификации, выделяются три большие расы: евразийская (или европеоидная), азиатская (или монголоидная) и экваториальная (или негро-австралоидная). Каждая большая раса разделяется на две-три малые расы, а эти в свою очередь подразделяются на группы антропологических типов. Всего насчитывается 28 групп антропологических типов, значительная часть которых относится к числу переходных (смешанных).

По данным палеоантропологии, областями становления евразийской расы были Средняя и Передняя Азия и Средиземноморье, азиатской — сухие степи и полупустыни центральной и восточной Азии (Северный Китай, Монголия, Юг Восточной Сибири), экваториальной— леса и саванны Африки и Южной Азии. Общая схема географического распространения рас дана в прилагаемой карте (рис. 246).

Евразийская раса (по старой терминологии «белая») охватывает почти половину человечества. Народы этой расы (рис. 245) имеют светлую кожу, прямые или волнистые мягкие волосы различных оттенков (от белокурого до черного), тонкие губы, узкий и высокий нос, средний или обильный третичный волосяной покров (т. е. покров, появляющийся при половой зрелости вокруг половых органов, под мышками, на лице и туловище).

Внутри большой расы выделяются две малые расы: индо-средиземная (или южная европеоидная)

Европеоид

и балтийская (или северная европеоидная). Люди евразийской расы населяют Европу, северную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, «северный Индостан. Со времени великих географических открытий представители этой расы распространились по всему земному шару. Особенно большая концентрация их наблюдается в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии и Сибири, где ныне они составляют большинство.

На азиатскую расу (по старой терминологии «желтая») приходится около 40% человечества. Для народов этой расы (рис. 247) характерны желтоватый цвет кожи, темные прямые и жесткие волосы, широкое лицо с сильно выступающими) скулами, слабо выступающий нос средней ширины, умеренно толстые губы, слабо развитый третичный волосяной покров. Раса подразделяется на три малые расы:

а) континентальную (или северную монголоидную), распространенную в центральной Азии и Сибири;

Карта распределения народов

б) тихоокеанскую (или южную монголоидную), населяющую Китай, Индо-Китай, Японские острова, острова Полинезии и острова, примыкающие к юго-восточной Азии;

в) американскую, распространенную в Южной и Северной Америке.

Экваториальная раса (по старой терминологии — «черная») объединяет менее 10% общего количества населения. У народов этой расы (рис. 248) темно-коричневый цвет кожи, курчавые и темные волосы, темные глаза, толстые губы, широкий нос с низким переносьем. Раса подразделяется на две малые расы: африканскую (или негроидную), населяющую экваториальную и южную Африку, и океанийскую, отличающуюся от африканской волнистой формой волос и сильно развитым волосяным покровом на лице и туловище. Эта раса распространена в Австралии, Южной Индии, на о. Цейлон, на Меланезийских и Курильских островах.

На Земле имеется немало народов, которые по одним внешним признакам можно отнести к одной расе, а по другим к другой. Такие переходные антропологические типы образовались в результате смешения рас или изменения условий и образа жизни в исторические времена.

Расовые различия не совпадают с различиями языковыми, национальными и, политическими. Как правило, представители одной и той же расы говорят на разных языках, живут в разных государствах, входят в состав различных наций. И, наоборот, в одну и ту же языковую группу, в состав одной и той же нации обычно входят представители разных рас.

Равноценность рас. Расовые различия широко использовались и используются господствующими классами в целях расового угнетения и пропаганды захватнических войн. Для этого измышляются лживые антинаучные теории неравноценности рас. Такие теории стали усиленно распространяться еще со времен первоначального накопления капитала. С открытием Индии, Америки, Австралии и других земель европейские купцы, пираты и любители легкой наживы широкой волной хлынули в эти страны. Для оправдания насилия и грабежа народов этих стран была придумана теория, по

Монголоид

которой белые были объявлены «высшей» расой, призванной «самой природой» господствовать над цветным населением колониальных стран. Католическая церковь стала проповедовать, что существующие расы берут свое начало от Яфета, Сима и Хама — сыновей библейского Ноя: благочестивый и любимый богом Яфет — прародитель белой «расы господ», Сим — родоначальник желтой расы, а проклятый богом Хам породил людей темной кожи, которые «за грехи» своего предка должны находиться в вечном порабощении у белых.

Когда религиозное объяснение происхождения рас стало мало убедительным, господствующими классами была придумана новая теория, утверждающая, что’ разные человеческие расы произошли от разных видов обезьян и отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и внутренней духовной сущностью, умственными способностями и что расы человека аналогичны подвидам животных и делятся на «высшие» и «низшие». «Высшие» расы активны, способны к прогрессу и тем самым по своей природе предназначены к господству. «Низшие» расы будто бы не способны к культуре и прогрессу, являются пассивными и неполноценными и, следовательно, самой природой обречены на рабство и подчинение, на обслуживание высших рас.

Идеи о неравноценности рас особенно широко пропагандируются фашистами для прикрытия своих захватнических целей. Немецкие фашисты объявили германцев «высшей» расой и под этим лозунгом во время второй мировой войны вели грабительскую войну против многих народов Европы, пока, наконец, не были разгромлены Советской Армией. В настоящее время англо-американские расисты считают свою англо-саксонскую расу носительницей культуры, «высшей» расой и проводят агрессивную политику по отношению к народам малых и зависимых стран, по отношению к странам социалистического лагеря» Они всячески возвеличивают американский образ жизни и пытаются навязать его другим народам:. В США до сих пор индейцы и негры считаются «неполноценными» и бесчеловечно эксплуатируются.

Буржуазные теории о неравноценности рас опровергаются наукой как фальшивые и надуманные. Человеческие расы являются равноценными; Народы всех рас в равной степени способны к прогрессу и развитию культуры. Это доказывается следующими положениями:

1) Согласно антропологическим данным .все человеческие расы происходят от одного вида обезьян и имеют кровное родство между собой» Расы формировались исторически в процессе расселения первобытного человека на громадных территориях, под влиянием определенной географической среды и конкретного образа .жизни людей различных стран. Продолжительная жизнь людей в условиях жаркого тропического климата привела к возникновению таких

Негроид

расовых признаков, как темная окраска кожи, курчавые жесткие волосы широкий нос, утолщенные губы. Темная кожа служит защитой от вредного влияния солнечных лучей (в частности ультрафиолетовых), пышная шапка волос охраняет голову от солнечных ударов, максимальная поверхность слизистых оболочек (нос, губы) облегчает испарение. В условиях прохладного климата, где мало солнечных дней, светлая окраска кожи — лучшее приспособление по сравнению с темной, которая, препятствует полезному действию тех же ультрафиолетовых лучей, необходимых в определенной дозе для нормального развития. Узкий нос, замедляющий вдыхание воздуха,— хорошее приспособление в условиях сухого и холодного климата. Узкий щелевидный глаз, характерный для монголоидов, свидетельствует о продолжительной жизни людей на открытых пространствах с сильными ветрами и песчаными бурями. Так постепенно у людей, живущих на разных территориях и в различных географических условиях, возникали расовые различия. Появились большие расы, в пределах которых обособились малые расы, а в результате сложного смешения отдельных групп рас возникли переходные расы и многочисленные антропологические типы.

2) Равноценность рас связана также с тем, что они не аналогичны подвидам животных и не имеют тенденции превращения в виды. У человеческих рас отсутствуют свойственные подвидам биологические препятствия для смешивания, вследствие чего на протяжении всей истории все расы постоянно смешиваются. В настоящее время «чистых» рас не существует; нет такого государства, где жили бы люди исключительно одной расы. С развитием экономических связей и переселенческих движений процесс смешения рас усиливается. Грани между расами постепенно стираются и расы, как таковые, со временем исчезнут, а сохранятся лишь вообще внешние различия между людьми. Раса — это понятие историческое.

3) Внешние признаки, указывающие на сходство с некоторыми признаками обезьян, примерно в равной степени присущи всем расам, а не каким-либо отдельным «низшим» расам. Для евразийцев характерен узкий и высокий нос и в то же время сильно развитый волосяной покров. Азиаты имеют слабо развитый волосяной покров на теле и вместе с тем имеют большой размер черепа и лица. Для африканцев характерен прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед) и в то же время прямой лоб. Немецкие буржуазные антропологи, доказывая «превосходство» германской расы,, указывают, что у германцев лобный угол больше (около 90°), чем у ряда других народов. Но у негров этот угол больше (100°), чем у германцев.

4)  Несмотря на внешние различия рас, по всем существенным и жизненно важным признакам расы едины. В структуре мозга, устройстве голосовых связок, зрительного и слухового аппаратов, строении рук, ног а других жизненно важных органов расовых различий не наблюдается вследствие чего все расы одинаково способны к культуре и прогрессу. Различия в весе и величине мозга у представителей разных рас имеют место, но не в меньшей степени эти различия наблюдаются и внутри одной и той же расы. Например, великие писатели А. Франс и И. С. Тургенев обладали резко отличным весом мозга — первый 1017 г, второй 2012 г. В буржуазных расистских теориях сравнивается, что у германцев размера черепа колеблется от 1360 до 1460 см3 а у индейцев составляет всего лишь 1275 см3. Но они молчаливо обходят, что наибольший объем черепа и вес мозга наблюдается у монголов, а не у европейцев. Размер мужского черепа у эскимосов, например, достигает более 1560 см3. Таким образом форма и размер черепа и мозга не могут служить критерием для оценка одаренности отдельных людей и рас.

5)  Исторические  факты  подтверждают,  что все расы способны к. культуре и прогрессу. Древние центры культуры возникли у народов, относящихся  к «желтой»  (Китай)  и  «белой»  (Месопотамия) расам, а также в зонах интенсивного смешения «белых» и «черных» (Индия, Египет).

С установлением в СССР после Октябрьской революции советской власти и равноправия наций и рас у всех народов нашей страны независимо от расовой принадлежности, происходит быстрое развитие экономики, культуры и науки. Многие советские народы, ранее отсталые, приобщились к советской культуре и добились больших успехов в развитии, своей национальной культуры. Народы стран народной демократии, с установлением народно-демократической власти, также получили возможность, быстрыми темпами развивать хозяйство и культуру. Уровень культуры отдельных народов связан, таким образом, не с какими-то расовыми признаками, а с социально-экономическими и историческими условиями.

 

Источник—

Половинкин, А.А. Основы общего землеведения/ А.А. Половинкин.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958.- 482 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector