3ональность геоморфологических процессов

Экзогенные процессы, формирующие рельеф, развиваются по-разному в различных климатических зонах. В связи с этим говорят о зональности геоморфологических процессов.

Коротко остановимся на процессах рельефообразования в различных географических зонах и их связи с другими элементами среды.

1. Полярная (нивальная) зона.

Главную роль в формировании рельефа играют ледники и снежные образования. Огромные ледяные и снежные поля определяют тип рельефа этой зоны. К более мелким формам рельефа ледяных и снежных равнин относятся трещины, ледяные бугры, провалы и др. Большое значение в формировании рельефа этой зоны имеет морозное выветривание, особенно развивающееся на оголенных выходах горных пород. Развиты также формы рельефа, связанные с вечной мерзлотой (солифлюкция, полигональные тундры). Особенности рельефообразования полярной зоны находятся в связи с климатом этой зоны. Среднегодовая температура здесь ниже 0°; количество осадков небольшое, и выпадают они в твердом состоянии. Это способствует накоплению здесь больших толщ снега и льда. Растительность здесь почти отсутствует.

2. Тундровая зона.

В зоне широко распространена вечная мерзлота, обусловливающая развитие своеобразных форм рельефа: вспучивание грунта (гидролакколиты, торфяные бугры), развитие наледей и пучин, полигональных почв, термокарста, торфообразования, а также процессов солифлюкции. Водная эрозия развита слабо. Получают развитие здесь также процессы морозного выветривания. Климат этой зоны характеризуется продолжительным холодным периодом, коротким летом, низкими годовыми температурами. Температура самого теплого месяца не выше 10°. Здесь мало выпадает осадков, но в условиях низких температур и малого испарения их достаточно для того, чтобы образовывались болота и заболоченные пространства, Растительный покров развивается слабо.

3. Лесная зона умеренных широт.

Определяющими процессами в рельефообразовании являются водно-эрозионные. Их действие уменьшается за счет густого растительного покрова, который является защитой против сильного эрозионного расчленения. В лесной зоне широко распространено заболачивание и торфообразование. Рельеф лесной зоны несет также следы древнего оледенения. Здесь распространены моренные холмы (друмлины), моренные гряды, ледниковые озера, флювиогляциальные равнины и т. д. В горных районах распространены современные ледниковые явления и имеет место морозное выветривание. Лесная зона имеет умеренный климат. Количество осадков здесь значительное. К тому же в течение года они распределяются равномерно. Весенние и летние осадки определяют развитие эрозионных процессов.

4. Степная зона.

Имеет резко континентальный климат (холодную, морозную зиму и жаркое сухое лето). Растительность представлена в основном степями, в Европейской части СССР сильно распаханными. Большую роль в формировании рельефа играют сезонные осадки, особенно весенние и летние. В сочетании с легко размываемыми почвами они вызывают сильное развитие в степной зоне овражно-балочной сети. Крупные долины  здесь не часты. Имеют распространение суффозионные, карстовые, эоловые формы рельефа. Последние обусловлены сильным раздуванием и перемещением мелкоземистого материала в сухое время года. Древнеледниковые формы рельефа в степной зоне почти отсутствуют.

5. Пустынная зона.

Характеризуется большой сухостью климата, очень малым количеством осадков и неравномерным распределением их по сезонам. Грунтовые воды залегают глубоко и часто засолены. Температура имеет очень резкие колебания. Растительный покров сильно разреженный, на многих участках отсутствует совсем. В рельефообразовании главными процессами являются физическое и химическое выветривание, эоловые процессы (дефляция, ячеистое выветривание, образование разнообразных песчаных форм рельефа) и процессы засоления почв, приводящие к образованию солончаков, солонцов. Настоящие долины здесь очень редки, большее распространение получают сухие русла и сухие долины. Различают пустыни песчаные, глинистые и каменистые. Рельеф каждой из них отличается своеобразием. В песчаной пустыне главными формами рельефа являются дюны, барханы, песчаные холмы, грядовые пески, бугристые пески и т. д.

В глинистых пустынях распространены такыры, солонцы и солончаки, соры.

В каменистых пустынях развит по-разному расчлененный рельеф на скальных выходах пород.

6. Тропическая зона.

Ландшафты этой зоны разнообразны, поэтому в ее пределах рассматриваются отдельно влажные тропические леса, тропические леса с сезонной влажностью, влажные тропические степи и сухие тропические степи.

Влажные тропические леса характеризуются высокими температурами в течение года, обильными осадками. Рельеф формируется в условиях сильно развитого химического выветривания, приводящего к образованию мощной коры выветривания. Сильное расчленение рельефа производят речные потоки. В повышенных участках они формируют крутосклонные долины, на низменности создают обширные аллювиальные равнины, состоящие из конусов выноса и дельт.

Во влажных тропических степях развиваются эрозионные формы рельефа: оползни, обвалы, площадной смыв почв, образование долин и оврагов. В отдельных местах препятствием для эрозионного расчленения являются густые кустарники. В понижениях рельефа очень часто наблюдаются болота.

Сухие тропические степи характеризуются незначительным количеством выпадающих осадков и продолжительным сухим периодом. Процессы химического выветривания здесь выражены слабо. Большую роль в формировании рельефа играют эоловые процессы: развевание, выветривание, эоловая переработка, перенос и переотложение мелкоземистого материала (песка). Значительное выражение здесь имеет физическое выветривание.

Несмотря на существующую зональность геоморфологических процессов, в природе трудно провести резкую границу между зонами, так как переходы между ними совершаются постепенно. В таком постепенном переходе видна взаимосвязь зон земного шара между собой, а также тесная связь процессов рельефообразования со всем комплексом физико-географических условий.

 

Источник—

Половинкин, А.А. Основы общего землеведения/ А.А. Половинкин.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958.- 482 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью