География в эпоху феодализма

Основы общего землеведения.

Период с III по XV в. известен в истории под названием периода феодализма или периода средних веков. В Западной Европе начало этого периода совпадает с падением Западной Римской империи. Наступившая вслед за этим эпоха замкнутого натурального хозяйства (эпоха раннего феодализма) мало благоприятствовала развитию наук и в особенности географии. Можно сказать, что в Западной Европе за весь этот более чем тысячелетний период наука о Земле не только не подвинулась вперед, но в некоторых своих положениях вернулась к исходным точкам. Так, например, представление о шарообразности Земли было забыто и отброшено как несогласное с учением христианской религии. Представление о системе мира приняло самые примитивные формы.

Чтобы получить некоторое представление об упадке географических наук в средневековой Западной Европе, остановимся на одной из наиболее распространенных в то время книг «Христианской топографии вселенной» Косьмы Индикоплова, написанной в VI в. Книга имела задачу опровергнуть «ложность теорий древних греков» и дать миру другое толкование, согласное с учением христианской веры. Косьма Индикоплов «доказывал», что Земля устроена по образу скинии и имеет не круглую, а четырехугольную форму, что она   плоская  и имеет   гору на севере. Эта гора используется автором для объяснения смены дня и ночи, а также времен года. «Солнце,— говорит он,— ходит вокруг горы. Когда Солнце зайдет за гору — наступит ночь, выйдет из-за горы — снова наступит день». Времена года объяснялись так: летом солнце поднимается выше и ненадолго скрывается за гору, зимой же оно ходит внизу и долго остается за широким основанием горы. Так же примитивно объясняется происхождение дождя и ветра (рис. 3).

Форма Земли по Косьме и Индикоплову

Насколько долго и упорно держались подобные представления о Земле, можно видеть хотя бы из того, что мировые карты XIII, XIV и даже XV вв. чертились по одному и тому же образцу. Чаще всего Земля изображалась в виде круга, в центре круга помещался Иерусалим. Правда, по мере увеличения знаний по географии, в этот круг врисовывались новые моря и страны, но общий характер карты оставался все тем же. Фантастичность и примитивность объяснений касались не только Земли и небесного свода. О людях «неведомых» стран рассказывалось еще больше фантастического. В географических книгах средних веков нередко находят описания одноногих, безруких, безротых, одноглазых и других людей.

Однако неправильно было бы думать, что все знания, добытые древними, погибли. Они в значительной мере сохранились у арабов, которые, завоевав культурные страны древнего мира, познакомились с трудами греческих ученых. Арабы не только многое сохранили, но и дополнили собственными путешествиями. Так, Сулейман, купец из Бассоры, в IX в. совершил путешествие на Малакку и в Китай, Ахмет-Ибн-Фодланд в начале X в. — на Волгу, Массуди из Багдада в 915 г.— в Индию, Африку, Палестину, Персию, Армению, Египет, Испанию   и  др.   Самым   выдающимся арабским путешественником был Ибн-Батута из Марокко. Он путешествовал около 30 лет и посетил все известные в то время страны. Арабы оставили большое количество разнообразных географических сочинений. Среди них имелись полные обзоры всего известного мира и описания отдельных стран. Интересно также отметить попытку арабов измерить величину Земли по длине градуса меридиана (827 г.). Полученные результаты очень близки к современным.

Очень крупные географические открытия были сделаны в эпоху средних веков скандинавскими викингами. Во второй половине IX в. ими была открыта Исландия, затем Гренландия, а в 1001 г. Винлянд (Северная Америка). Но эти открытия остались неизвестными южным европейцам, поэтому Колумбу только через 500 лет удалось снова открыть забытую страну. Память о плаваниях викингов сохранилась в народных сказаниях.

Новой эпохой в развитии торговых сношений Западной Европы со странами Востока явились так называемые «крестовые походы» (XI XIII вв.), вовремя которых феодалы и купцы впервые познакомились с Византией и странами Передней Азии. Эти страны по уровню материальной и духовной культуры стояли значительно выше Западной Европы.

В эпоху крестовых походов в значительной степени усилилась мощь итальянских городов Венеции, Генуи и Пизы. Итальянские моряки заимствовали много сведений от арабов и через них, по-видимому, познакомились в XIII в. с компасом, при помощи которого ими были составлены точные карты района Средиземного моря.

Вместе с морскими усилились и сухопутные путешествия. Наиболее крупными из них были два путешествия венецианцев братьев Николо и Маффео Поло в Азию. Во втором путешествии (1271 —1295 гг.) принимал участие сын Николо — Марко Поло. Путешественники прошли сухопутным путем в Китай, где поступили на службу к великому хану. По служебным делам Марко Поло много ездил по (Китаю, посетив Центральный и Южный Китай, а также Восточный Тибет и пограничные с ним области. После возвращения на родину Марко Поло участвовал в войне Венеции и Генуи, попал в плен и был брошен в генуэзскую тюрьму. В тюрьме неким Рустичано был записан рассказ Марко Поло. Так появилась на свет «Книга Марко Поло», в которой дано описание путешествия и приведены те сведения, которые Марко Поло получил от других. Кроме Китая, описывались Восточная Африка, Россия и упоминались Корея и Япония. «Книга Марко Поло» сыграла большую роль в истории географических открытий и давала первые сведения о Восточной Азии.

География в Китае. В то время, когда в Западной Европе география находилась в упадке, в (Китае она получила дальнейшее развитие. С III в. в Китае начали составляться географические описания отдельных районов («Дифанчжи»), которые писались по определенным правилам. Да 1951 г. было написано 5832 описания, составивших 93 237 томов. Эти описания имеют очень большую ценность  для  исторической  географии.

С давних времен большое внимание уделялось в Китае водному хозяйству, борьбе с наводнениями, ирригации и строительству каналов. В VI в Ли Дао-юанем было написано 40 томов «Комментария к запискам о реках» («Шуйцзинчжу»), в которых детально описана география различных речных бассейнов. Были составлены также работы, посвященные изучению отдельных элементов природы. В середине XI в. Шэнь Ко была описана работа рек. Исследуя ископаемые остатки растений и животных, он высказал ряд правильных мыслей о больших изменениях в очертании суши и моря.

Росту географических знаний в Китае способствовала деятельность китайских путешественников. В конце IV и начале V в. Фа Сянь посетил Среднюю Азию, Джунгарию, Индию и Афганистан, Цейлон и Яву. Вернувшись на родину, он написал большую книгу «Описание буддийских государств», в которой сообщаются ценные исторические, географические и этнографические сведения об этих государствах.

Через два столетия после Фа Сяня Индию посетил Сюань Цзан. Свой маршрут он начал из Сианя и прошел в Синьцзян. Далее, проследовав вдоль южных подножий Тянь-Шаня, путешественник прошел в Среднюю Азию. Побывав у Иссык-Куля, в Чимкенте, Ташкенте, Самарканде, он направился к низовьям р. Вахша, откуда через восточную часть Афганистана вышел к индийскому городу Пешевару. Около 17 лет Сюань Цзан странствовал по Индии, посетив многие районы этой страны. Обратный путь его пролегал через Памир, Кашгарию, вдоль гор Куньлуня к оз. Лобнору, а затем через пески Кумтаг в Сиань. Об этом путешествии Сюань Цзан написал книгу «Записки о странах Запада», которая имеет большую ценность для географии.

С 1405 по 1431 г. китайские мореплаватели во главе с Чжен Хэ совершили семь плаваний из Китая в Африку и Красное море. Они описали и нанесли на карты все моря и земли от Курильских островов до западных берегов Индии.

В XVII в. Сюй Ся-кэ обследовал большие пространства Восточного и Южного Китая. Он установил главный исток р. Янцзы — р. Цзиньшацзян, а также самостоятельность рек Салуэна, Меконга и Красной. Свои путешествия Сюй Ся-кэ совершал с научными целями. Его стремлением было изучить свою родину. Беззаветное служение науке, являющееся характерной чертой всей деятельности Сюй Ся-кэ, резко выделяет его в ряду путешественников Китая   в прошлом.

 

Источник—

Половинкин, А.А. Основы общего землеведения/ А.А. Половинкин.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958.- 482 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью