В природе воде принадлежит большая роль. Многие явления и процессы на земной поверхности, в атмосфере и в недрах Земли совершаются исключительно при наличии воды.
Весь растительный и животный мир Земли обязан своим существованием сложному природному комплексу и в особенности воде. Громадные количества ее тратятся на рост растений. Многочисленные опыты ботаников и агрономов показывают, что для прироста одного килограмма сухого вещества листьями растений тратится (испаряется) 300 и более килограммов воды.
Для развития растительности, однако, необходимо определенное сочетание тепла и воды. Там, где много влаги, но недостает тепла, растительность развиваться не может и, наоборот, при высоких температурах и недостатке влаги также создаются пустынные условия.
Особую роль вода играет в жизни животных и человека. Она непосредственно входит в организм в качестве главной составной части и всегда в той или иной пропорции в состав пищи. Без воды человек не может прожить и нескольких дней, хотя без пищи, но при питье воды, жизнь человека может продолжаться 40—60 дней.
В природе совершенно чистая вода (Н2О) не встречается. В ней всегда содержатся какие-либо примеси в виде солей, углекислоты и пр.
Богатым содержанием сернокислых и хлористых солей отличаются воды морей и океанов.
Хозяйственная деятельность человека немыслима без применения в том или ином виде воды. Сельское хозяйство, водный транспорт, многие отрасли промышленности и энергетики целиком зависят от количества и качества воды.
В умеренных широтах, при удовлетворительном сочетании тепла и влаги, сельское хозяйство не находится в строгой зависимости от воды. Однако южные, богатые теплом, районы часто страдают от недостатка влаги, и их хозяйственное развитие в значительной степени зависит от наличия водных источников.
С давних времен сотни миллионов людей живут в странах, где широко развито искусственное орошение, требующее гораздо меньших затрат энергии и средств, необходимых для удовлетворения растений теплом.
По речным и морским путям сообщения перевозятся пассажиры и грузы. За водным транспортом при этом сохраняется преимущество — перевозки обходятся значительно дешевле, чем на железнодорожном.
В нашей стране широким фронтом ведутся работы по использованию дешевой гидроэнергии. На многих реках Европейской части Союза, Урала и особенно Сибири сооружаются крупнейшие в мире гидроэлектростанции. Энергия их позволит коренным образом изменить все наше народное хозяйство в сторону дальнейшего расширения отраслей тяжелой и легкой промышленности, увеличения производства продуктов и товаров потребления. Поэтому знание законов гидрологии практически важно для хозяйства страны.
Гидрология суши и океанография как науки начали оформляться в конце прошлого столетия. В развитии их видную роль сыграли славные русские ученые А. И. Воейков, В. М. Лохтин, С. О. Макаров, Ю. М. Шокальский и другие.
А. И. Воейков в 80-х годах прошлого столетия первым выступил с широким обобщением в основных областях гидрологии суши. Он впервые создает классификацию рек, рассматривая их «как продукт климата». Много интересных мыслей и данных было высказано А. И. Воейковым о водном балансе озер, о снежном покрове и снеготаянии, о теплообмене снежного покрова и атмосферы. Особенно ценны его расчеты по водному балансу Каспия.
B. М. Лохтин в своем знаменитом труде «О механизме речного русла» (1895 г.) впервые углубленно осветил вопросы речной гидравлики и гидрологии (формирование продольного профиля рек, перекатов и плесов, условия устойчивости русла).
C. О. Макаров, отличавшийся разносторонней деятельностью, много сделал в развитии проблем океанографии. Он по праву считается основоположником ледокольного флота России, который сыграл решающую роль в изучении полярных морских бассейнов.
Ю. М. Шокальский в. результате многочисленных гидрологических исследований северных рек, Ладожского озера, Каспийского и Черного морей разработал основы гидрологии моря, изложенные в капитальном научном труде «Океанография» (1917 г.).
—Источник—
Половинкин, А.А. Основы общего землеведения/ А.А. Половинкин.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958.- 482 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава