Трансформизм — предшественник эволюционной теории

Быстрое развитие естествознания во второй половине XVIII в. и особенно в первой половине XIX в., широкое изучение многообразия живой природы, особенностей строения, жизнедеятельности, индивидуального развития растений и животных, закономерностей распространения, исследование ископаемых останков вымерших существ? интенсивное накопление все новых и новых фактов, которые не укладывались в рамки метафизики и креационизма, способствовали формированию прогрессивных течений в биологии. Это происходило в условиях развития новых общественно-политических взглядов в ряде стран Европы, особенно во Франции в конце XVIII в., распространения революционных идей, активного развития материалистической философии, которая стремилась дать причинное объяснение явлениям природы.

Одним из таких прогрессивных течений был трансформизм — система взглядов об изменяемости и превращении форм, растений и животных под влиянием естественных причин. Хотя трансформисты были еще далеки от понимания развития как исторического процесса, их деятельность имела важное значение в подготовке основы для эволюционизма. Идеи трансформизма отстаивали известные французские философы-материалисты XVIII в, Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, П. Гольбах, Ж. Робине и др. Они пытались доказать, что мир материален и все, от простейших до человека, возникает согласно законам природы, законам движения материи. Положение о развитии природы они распространяли и на органический миp, обсуждали вопрос о непрерывной изменчивости организмов под влиянием внешней среды и постепенном их усовершенствовании. На основе анатомо-физиологического сходства человека с обезьянами и другими животными. Ламетри и Гольбах делают вывод о естественном, животном, происхождении человека.

Хотя материализм французских философов XVIII в. был еще ограниченным, непоследовательным и механистическим, эти ученые сыграли положительную роль в борьбе с идеализмом, в разоблачении религии, развитии естествознания, обосновании новых принципов познания природы.

Одним из ранних трансформистов был французский ботаник М. Маршан, который в 1707 г. описал необычную форму розы и пришел к выводу, что она «не могла быть такой от начала света». Позже, в 1719 г., изучая изменения пролески, он писал: «Мы видим рождение двух постоянных видов, которые были нам неизвестны…». Отдельные мысли об изменчивости растений и животных высказывали и другие естествоиспытатели, в том числе К. Линней.

Среди прогрессивных естествоиспытателей XVIII в. особое место занимает Ж. Бюффон разносторонний и плодотворный ученый, который много внимания уделял разработке трансформистских идей. Бюффон Жорж Луи Леклер (1707—1788) — французский естествоиспытатель-трансформист широкой эрудиции, талантливый популяризатор научных знаний, член Парижской АН (1733), Лондонского королевского общества (1738— английской АН), Петербургской АН (1776), Изучал животный и растительный мир и биологические явления рассматривал в, плане общего процесса развития природы. С 1739 г. руководил Ботаническим садом в Париже — крупным научным центром. В соавторстве с натуралистом и врачом Л. Добартоном (1716—1800) подготовил 36 томов «Естественной истории» (1749-1788). Это наиболее известное произведение XVIII в. было важным источником естественнонаучных знаний и пользовалось широкой популярностью во многих странах. Первые 10 томов опубликованы на русском языке (1789—1808). Описывая жизнь животных, их распространение и связь со средой, Бюффон заложил основы зоогеографии.

Под настойчивым нажимом богословов Сорбонны (Парижского университета) Бюффон вынужден был в конце жизни отречься от своих смелых мыслей.

В книге «Эпохи природы» (1776) и других трудах Бюффон рассматривал вопрос о происхождении Земли от Солнца и выделил семь эпox в ее развитии: раскаленности, скалообразования, воды, вулканов, южных животных, образования материков, появления человека. В противоположность креационистам Бюффон обсуждал проблемы естественного происхождения жизни и ее развития во времени, единства всех живых существ, анализировал вопрос о месте человека в природе и давал собственное толкование этих проблем. Бюффон обратил внимание на зависимость живых существ от изменчивых условий внешней среды и обосновал положение об индивидуальной изменчивости и возникновении новых рас и видов под влиянием климата, пищи, упражнения органов, скрещивания, одомашнивания и других естественных факторов. Ч. Дарвин высоко оценил работы Бюффона об изменчивости видов.

Развитие трансформистеких идей в Англии в конце XVIII в. связано с именем естествоиспытателя, врача, поэта и философа Эразма Дарвина (1721—1802) — деда Ч. Дарвина. В поэтической форме он излагал свое представление о единстве природы, о возникновении в море простейших форм жизни из неживого, их развитии, усложнении и выходе организмов на сушу, описывал изменчивость живых существ под влиянием природных факторов и рассматривал изменчивость как основную причину многообразия видов. Хотя взгляды Э. Дарвина были непоследовательными, все же он пытался найти в самой природе ответы на сложные вопросы.

Из русских ученых XVIII в. идею развития отстаивал М. В. Ломоносов, который провозглашал, что ничего постоянного, раз и навсегда данного не существует, что на Земле происходили и происходят постоянные изменения, которые и являются причиной изменчивости растений и животных.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765) — выдающийся русский ученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, академик, Российской АН (с 1745 г.), основатель Московского университета (1755), основоположник отечественного материалистического естество знания. Положил начало русской научно-технической терминологии, обосновывал положения о материальности мира и его развитии, развивал исторический взгляд на природу, утверждал, что земная кора и ее слои — результат сложных естественных процессов, происходящих на протяжении длительного времени. С этих позиций он объяснял и нынешнее состояние неживой и живой природы. Учился в Славяно-греко-латинской академии, Киевской духовной академии, университете при Петербургской АН, совершенствовал знания за границей.  Философ-демократ А. Н. Радищев (1749—1808) далее развивал материалистические идеи о единстве и развитии мира, взаимосвязи явлений природы, их причинной обусловленности. Все предметы неорганической и живой природы он связывал в одно целое, рассматривал в развитии и разместил их в виде восходящего ряда — от минералов до растений, животных и человека. А. Н. Радищев считал мозг материальным органом мышления и старался решить проблему мышления. Он близко подошел к пониманию роли внешней среды в изменчивости организмов.

Анализу проблемы развития животных посвящена книга А. А. Каверзнева «О перерождении животных», которая вышла на немецком (1775) и русском (1778, 1787) языках. На основании изучения домашних и диких животных А. А. Каверзнев сделал вывод, что организмы всегда связаны с особенностями земной поверхности, которая воссоздает средства питания. Он считал, что под влиянием внешних условий животные претерпели такие значительные и глубокие изменения, которые с первого взгляда невозможно распознать. В период господства метафизики А. А. Каверзнев смело выступил против утверждений о постоянстве видов и обосновал положение об их изменчивости под влиянием пищи, климатических факторов, одомашнивания, скрещивания. Такие индивидуальные изменения, возникшие вследствие естественных причин, усиливаются от поколения к поколению и приводят к образованию новых форм животных. Так А. А. Каверзнев пытался объяснить многообразие животного мира и его развитие.

Таким образом, в противоположность господствовавшим представлениям в XVIII в. на основе собранного материала все чаще и чаще высказываются мысли о трансформации видов под действием естественных причин, их развитии. Однако эти предположения были еще далеки от понимания развития как исторического процесса.

 

Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector