Поведение человека намного сложнее, чем поведение любого животного. Только для человека характерны высокоразвитая психическая деятельность, сознание, способность к абстрактно-логическому мышлению. Особенности высшей нервной деятельности человека развились исторически в ходе его трудовой деятельности и необходимости общения.
И. П. Павлов, изучая особенности высшей нервной деятельности человека и животных, развил учение о двух сигнальных системах. Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему, характерную для высокоорганизованных животных и человека. У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на время и т. п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами — кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.
Но постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово «каша» для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление. На этом этапе у человека формируется вторая сигнальная система, в которой слово играет роль не просто условного раздражителя, а его сигнала, т. е. является сигналом сигнала. У человека защитный условный рефлекс, который проявляется в отдергивании руки от электродов с электрическим током при звучании звонка, возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».
У животных так же, как и у ребенка, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина). Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков а не на смысл слова, которого животное не понимает.
Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему, характерную только для человека. Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой, которая служит проявлением умственной деятельности человека. В связи с развитием второй сигнальной системы у человека возникли центры речи. Они непарные и находятся у большинства людей в коре левого полушария головного мозга. Их функция заключается в анализе и понимании устной и письменной речи и в контроле осмысленного произношения слив.
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы: художественный (доминирует первая сигнальная система, образное мышление), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию) и средний тип, для которого характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие, а правое — за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.
—Источник—
Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава