Роль методического совета в приобщении школьников к природе

В отчетном докладе на XXIV съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: «Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей Родины».

Нынешним школьникам принимать и нести эстафету своих отцов и старших братьев, быть в рядах активных строителей коммунизма. Научить их любить природу, по-хозяйски относиться к ее богатствам, беречь каждый ключик чистой воды, каждый гектар родной земли, каждое деревце — долг старшего поколения. Этому в большой степени способствуют методические советы по работе среди юношества.

Волгоградский методический совет состоит из представителей областного и городского комитетов ВЛКСМ, органов народного образования, школ и внешкольных учреждений, печати, радио, телевидения.

Методический совет работает в тесном контакте с учеными Волгоградских сельскохозяйственного и педагогического институтов, ВНИАЛМИ, ГосНИОРХ, общественными организациями: областным управлением лесного хозяйства, областным управлением сельского хозяйства, Нижневолжрыбводом, областным аптекоуправлением. Такое сотрудничество помогает осуществлять помощь школам и внешкольным учреждениям в организации работы с учащимися по охране природы на более высоком научно-методическом уровне. В помощь школьным первичным организациям методический совет совместно с учеными и областной станцией юных натуралистов систематически разрабатывает материалы по работе кружков юных друзей природы, по проведению праздников, биологических вечеров, советы по самостоятельной работе с учащимися в природе, темы и методику сельскохозяйственных опытов, трудовые задания. Ежегодно проводятся семинары, совещания с руководителями первичных организаций, конференции с лесничими школьных лесничеств, бригадирами ученических производственных бригад; практикуется заслушивание отдельных первичных организаций на заседаниях областного методического совета и президиума областного совета. Все это способствовало тому, что в области значительно улучшилась работа с детьми по охране природы. В настоящее время в области создано 978 школьных первичных организаций, объединяющих 225 тыс. учащихся.

Главным в содержании работы первичных организаций является разъяснение ленинских идей охраны природы, постановлений партии и правительства по данному вопросу, Закона об охране природы, воспитание у учащихся любви к родной природе, а также практическое участие школьников в охране и умножении природных богатств.

В школьных первичных организациях сложились определенные формы работы: кружки и клубы юных друзей природы, школьные лесничества, отряды «зеленых и голубых патрулей», профильные отряды в пионерских лагерях; в отдельных школах введены специальные факультативные занятия.

Замечательной формой приобщения детей к природе, к труду являются школьные лесничества. Их в Волгоградской области 50. Природных лесов в области мало, и лесоводы занимаются посадкой новых лесов, полезащитных лесополос, осваивают бросовые земли, закрепляют овраги, выращивают посадочный материал, изучают условия акклиматизации новых культур.

Члены школьных лесничеств ухаживают за лесом, занимающим 10 тыс. га. В юбилейном году посадили 35 га новых лесных полос, заготовили 32 600 кг семян древесных культур, вырастили тысячи саженцев древесных пород, развесили в лесах, садах и парках 70 тыс. скворечников и синичников.

Ребятам по душе эта работа. В форме лесничих, подтянутые, дисциплинированные, они гордятся тем, что вместе со взрослыми преобразуют природу» ставят надежный заслон суховеям.

Вот как говорит о работе в лесничестве Таня Скамбричия, член совета школьного лесничества «Тополек» Николаевской восьмилетней школы № 2: «Меня всегда манит лес, смолистый запах сосны. Наш лес очень мал, беден. Но я верю, что усилиями человека в Заволжье зашумят настоящие леса».

А Толя Короткий, юный лесничий, сказал: «Школьное лесничество научило трудиться. Я завидую людям, которые украшают родную землю лесами, и мечтаю о профессии лесовода».

В области работает 230 ученических производственных бригад, где в процессе трудовой деятельности учащимся прививают любовь и правильное отношение к самому большому нашему богатству — земле. Большое внимание в опытнической работе бригад уделяется изучению противоэрозийных мероприятий; эффективному использованию орошаемых земель с целью предохранения их от засоления и заболачивания; изучению методов борьбы с дефляцией почвы; способов улучшения луговых и пастбищных угодий; испытанию постерневых посевов, предупреждающих разрушение плодородного слоя земли. Результаты ряда опытов внедрены в производство.

В совхозе «Советская Россия» применяют нормы полива овощей, изученные юными опытниками Новорогачинской средней школы. Для закрепления песков в совхозе «Ахтубинский» применяют волосенец ситниковый, выращенный учащимися Красносадской школы Среднеахтубинского района.

В каждой школьной первичной организации действуют отряды «зеленых патрулей» — ЗП.

Зорко охраняют юные волгоградцы зеленые насаждения священного места нашего города-героя — Мамаева кургана — это пост № 2 волгоградской пионерии.

«Зеленые патрули» Ольховской средней школы взяли под охрану памятники природы — вековые дубы. В лесах, парках, зонах пионерско-комсомольского действия они работают под лозунгом «Ни одного сломанного дерева, ни одной рогатки, ни одного разоренного гнезда!»

Волгоградцы живут на главной водной магистрали — великой реке Волге. Юные натуралисты участвуют в борьбе за ее чистоту, за увеличение рыбных богатств.

Во время паводка озера и реки Волго-Ахтубинской поймы сливаются в сплошной массив. После спада воды много мальков сазана, леща, судака остается в отшнуровавшихся водоемах. Высыхание водоемов приводит к гибели рыбной молоди. На помощь приходят «голубые патрули» — ГП.

В 1970 году участники операции «Живое серебро» вернули Большой Волге 61 млн. молоди ценной промысловой рыбы. Отряды ГП охраняют водоемы от браконьеров, борются с расхитителями рыбных богатств.

В определенное время ребята выходят на свой пост. Дозорные вовремя отводят руку браконьера, в зимнее время подкармливают рыб, делают для них отдушины.

В летних пионерских лагерях работают отряды юных друзей природы. У них свои знаки отличия, специальная форма одежды, свои заповеди и песни. У многих отрядов девизом стали слова: «Без любви к живому нет любви к Родине» или «Охранять природу — значит охранять Родину».

Интересен опыт работы штаба юннатов-путешественников и краеведов (ЮПИК) при Новониколаевском Доме пионеров. Он руководит работой школьников по закладке парков, садов, аллей, созданием в школах мичуринских семенных копилок. Получая задания от районных и областных организаций, предприятий и учреждений, штабисты доводят их до конкретных исполнителей.

Так, ЮПИК получил задание от исполкома райсовета в ленинском юбилейном году заложить в каждом населенном пункте цветники. Штаб провел смотр-конкурс на лучший цветник под девизом «Красу цветов и зелень парков тебе, родной Ильич».

Итоги подведены на празднике цветов, где лучшему пионерскому отряду вручена грамота исполкома райсовета и премия Общества охраны природы. Пионеры отряда им. Ю. А. Гагарина заняли первое место, представив на выставку праздника букет «Долетим до самого Солнца».

Штаб возглавляет и направляет работу дозорных ЗП. Все зоны пионерско-комсомольского действия у них нанесены на карту, отчеты отрядов дозорных заслушиваются на заседаниях. Хорошо работают штабы в Николаевском, Ленинском и других районах области.

Методический совет совместно с областным советом пионерской организации объявили смотр-конкурс «Твой вклад в красоту родного края» как составную часть пионерского марша «Всегда готов» и трудовой вахты комсомола страны. В условиях смотра-конкурса определены два направления: 1) каждой школе — отличную школьную территорию и 2) лучшая зона пионерско-комсомольского действия.

Старт этому соревнованию было решено дать в день рождения ленинского комсомола. 29 октября 1970 года более 22 тыс. школьников вышли на старт соревнования: заложили новые парки, сады, скверы, аллеи.

Юные друзья природы Ленинской восьмилетней школы № 2 в этот день озеленили культстан бригады колхоза им. В. И. Ленина, территорию подшефного детского сада, приняли участие в операции «Обелиск», высадив деревья на братских могилах.

Пионеры Красноармейской школы Новониколаевского района отправились в экспедицию по проверке состояния водоемов на территории совхоза с целью выяснения: не загрязняются ли водоемы сточными водами предприятий и скотоводческих ферм; для каких целей могут быть использованы водоемы и как они используются в настоящее время; какие обитатели водятся в этих водоемах. О результатах исследования члены экспедиции доложили сессии исполкома сельсовета и Нижневолжской бассейновой инспекции.

Знакомясь с материалами XXIV съезда КПСС, планом развития народного хозяйства на 1971 —1975 годы, юные друзья природы Волжского Дворца пионеров обратились ко всем пионерам и школьникам области с призывом:

«Каждому юному волгоградцу посадить и вырастить за пятилетку 5 деревьев.

В каждом саду, в каждом парке и сквере создать отряд защитников пернатых.

Вырастить не менее 5 комнатных растений для шефствующих предприятий».

Свое обращение они закончили словами: «Знай, пионер: ты должен сделать все, чтобы твой дом, большой и радостный, под голубой крышей неба был прекрасным».

Анализируя результаты работы с детьми по охране природы, можно сказать, что у учащихся, занимающихся в кружках юных друзей природы опытничеством, охраной природы, наблюдается повышенный интерес к изучению биологических дисциплин, а в старших классах у многих из них интерес этот перерастает в устойчивую склонность к профессии, связанной с сельским или лесным хозяйством, с биологической или сельскохозяйственной наукой.

У школьников, участвующих непосредственно в деле охраны природы, формируются высокие нравственные качества: чувство любви к родной природе, гуманное отношение ко всему живому, стремление оберегать и умножать природные богатства.

 

Источник—

Пелевин, В.И. Охрана природы/ В.И. Пелевин. – М.: Просвещение, 1971.- 120 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью