Глава

Охрана и укрепление здоровья населения — важнейшая государственная задача. В советском здравоохранении профилактическое направление является основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных причин заболеваний, повышение защитных сил организма, улучшение условий труда и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды.

Профилактика в СССР осуществляется путем комплексных крупномасштабных программ, включающих различные социально-экономические, медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья советских людей.

Медико-санитарные мероприятия по охране здоровья населения осуществляются в соответствии с положениями профилактической медицины, в основе которой лежит гигиена.

Гигиена это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья населения. Она изучает влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье человека. На основе этого разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранения здоровья и активного долголетия.

Слово «гигиена» происходит от греческого «hygienos», что означает «целебный», «здоровый», «приносящий здоровье». Вместе с этим термином часто употребляется термин «санитария», который происходит от латинского слова «sanitas», т. е. здоровье. Санитария это проведение практических мероприятий по осуществлению требований гигиены в целях охраны и укрепления здоровья населения.

Необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья — это равновесие между организмом и внешней средой. Неблагоприятные воздействия внешней среды, превышающие адаптационные возможности человека, могут вызвать различные нарушения здоровья. Внешняя среда представляет собой сложный комплекс различных факторов, действие которых определяется природными, социальными и экономическими условиями.

Основные задачи гигиены — исследование взаимодействия организма человека с окружающей средой и влияние на него различных природных и социальных факторов, научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление творческого долголетия. Актуальнейшей задачей гигиены является также оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.

В зависимости от решаемых задач по изучению влияния на организм различных факторов в гигиенической науке используются следующие основные методы: санитарное описание, физические, химические, санитарно-статистические, экспериментальные, бактериологические, физиологические, клинические и др.

Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно-гигиенического состояния различных объектов: школ, стадионов, плавательных объектов и др. Однако этот метод не позволяет получить необходимую качественную и количественную характеристику факторов внешней среды.

Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость движения и охлаждающую способность воздуха; атмосферное давление; интенсивность лучистой энергии; освещенность; уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации и др.

Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях. Эти методы обладают высокой чувствительностью.

Санитарно-статистический метод позволяет оценить суммарное влияние социальных, природных, экономических и других факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей. Обычно учитываются показатели физического развития, средней продолжительности жизни, заболеваемости, смертности и др.

Экспериментальные методы позволяют в модельных условиях изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм животных и человека. С помощью эксперимента дается гигиеническая оценка различным санитарно-гигиеническим устройствам, токсическим веществам, новым видам одежды и обуви и др. Этот метод успешно применяется в условиях моделирования разнообразных условий внешней среды на различных промышленных, коммунальных и спортивных объектах.

Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определить бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, спортивного инвентаря и др.

Физиолого-гигиенические методы широко используются при изучении влияния факторов внешней среды на состояние здоровья и работоспособность человека. Они позволяют определить различные изменения в функциях центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма при различных условиях жизни, труда, при спортивной деятельности и т. п.

Клинические методы в гигиенических исследованиях дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе и профессиональных. Это позволяет выявить ранние признаки заболеваний и проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия.

Гигиена как область науки широко использует также методы и данные смежных дисциплин: физиологии, биохимии, бактериологии, токсикологии, физики, химии и др.

На основании изучения влияния факторов внешней среды разрабатываются гигиенические нормативы. Во многих из них указываются предельно допустимые величины различных факторов. Так, например, устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных примесей в воздухе, воде, пищевых продуктах и т. п., регламентируются допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и др.

В СССР внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем законодательных актов и санитарного законодательства, предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного просвещения, диспансеризации.

Законодательными актами и санитарным законодательством регламентируется проведение различных санитарно-гигиенических мероприятий. Это находит свое отражение в постановлениях центральных и местных органов Советской власти, а также в санитарных нормах и правилах, государственных общесоюзных стандартах (ГОСТах), строительных нормах и правилах (СНиП) и других документах.

Целью предупредительного санитарного надзора являются предупреждение нарушений санитарных норм и правил при проектировании и строительстве городов, промышленных, жилых, спортивных и других объектов и контроль за разработкой новых пищевых продуктов и материалов промышленных изделий, качество которых может отразиться на здоровье населения, и др.

Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил, а также санитарным состоянием всех сооружений, в том числе и спортивных.

Предупредительный и текущий санитарный надзор в СССР осуществляется органами Санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР и союзных республик, областными, городскими и районными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС).

Санитарное просвещение обеспечивает пропаганду санитарно-гигиенических знаний среди широких масс населения и способствует вовлечению его в активную работу по осуществлению санитарных мероприятий, общественного контроля за их проведением. Для этого используются различные формы устной пропаганды, печать, радио, кино, телевидение и др.

Одна из важных форм профилактической работы — диспансеризация, заключающаяся в систематическом медицинском наблюдении за определенными группами практически здоровых людей с целью предупреждения возникновения у них заболеваний и проведения соответствующих мероприятий по улучшению условий труда и быта.

Основным звеном санитарной службы в СССР являются СЭС. Они проводят свою работу в комплексе с лечебными и профилактическими учреждениями при широкой поддержке советских и общественных организаций. СЭС осуществляют предупредительный и текущий надзор, изучают санитарное состояние населенных мест, проводят мероприятия по предупреждению и борьбе с инфекционными, профессиональными и другими заболеваниями, а также организуют работу по санитарному просвещению.

 

Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.-  368 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector