big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Подготовка отмены крепостного права

Обострение кризиса феодально-крепостнической системы в середине XIX в., поражение царизма в Крымской войне и назревание революционной ситуации вы звали необходимость отмены крепостного права в России. Уже весной 1856 г. Александр II вынужден был признать, что «...лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу». В январе 1857 г. был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Правительство хотело, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков. К концу 1857 г. ему удалось добиться «согласия» дворянства некоторых губерний приступить к выработке условий проведения реформы и с этой целью были созданы губернские дворянские комитеты.

В течение 1858 г. губернские дворянские комитеты были открыты во всех губерниях. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь это было гласное, законодательно оформленное учреждение. Первоначальная программа «крестьянской реформы» по-прежнему сохраняла в России феодальные отношения, отменилась только личная зависимость крестьян от помещиков. Губернские комитеты должны были разработать проекты положений «об улучшении быта помещичьих крестьян» и представить их в Главный комитет, которому поручалось составить общее положение об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

В зависимости от местных экономических условий и характера организации помещичьих хозяйств в губернских комитетах обнаружились различные точки зрения на проведение реформы. В нечерноземных промышленных губерниях, где широко был развит отход крестьян на заработки и преобладали оброчные и смешанные имения, большую ценность для дворян представляла личность крестьянина. Поэтому помещики нечерноземной полосы предлагали наделить крестьян землей за высокий выкуп. Средства, полученные в виде выкупа, они рассчитывали использовать для перевода своих хозяйств на капиталистические рельсы. Наиболее либеральную позицию занимал Тверской комитет во главе с А. М. Унковским.

В черноземных губерниях помещики вели большое собственное хозяйство и особенно дорожили правом собственности на плодородные земли. Но им были не обходимы и дешевые рабочие руки. Поэтому они предлагали наделить крестьян усадьбами и мизерными участками полевой земли. Это привязывало крестьян к наделам и обеспечивало помещикам необходимую рабочую силу. Полтавский помещик М. П. Позен предлагал оставить крестьянам только усадьбы. Вопрос о наделении крестьян пахотной землей он предлагал оставить на усмотрение помещиков.

Помещики слабонаселенных степных губерний соглашались предоставить крестьянам более значительные наделы, но требовали обязать их в течение длительного срока работать на помещиков, пока последние не переведут свои хозяйства на использование наемной рабочей силы. Интересы помещиков степной полосы отражал проект Ю. Ф. Самарина.

Мелкопоместные дворяне, почти не имевшие возможностей для приспособления своих хозяйств к условиям капиталистического развития, с очень малым числом крепостных были противниками реформы. Но в губернских комитетах они не были представлены, и на судьбу реформы их влияние не сказалось.

При всех разногласиях между помещиками их объединяла общая цель — сохранить за собой господствующее положение в стране и доходы от своих имений. «Пресловутая борьба крепостников и либералов... писал В. И. Ленин, — была борьбой внутри господствующих классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок».

Основная линия борьбы вокруг реформы проходила между помещиками и крестьянами. Помещики стремились сохранить в своих руках большую и лучшую часть земельных угодий. Крестьяне защищали, как могли, свои классовые интересы. Число антифеодальных, выступлений крестьян, требовавших вмешательства губернских властей или воинских команд, за последние три года перед реформой увеличилось в 1,5 раза.

В. И. Ленин на основе анализа классовой борьбы между помещиками и крестьянами сделал важнейшие научные выводы о двух возможных путях развития капитализма в сельском хозяйстве России, назвав их впоследствии «прусским» и «американским». Первый путь означал реформу сверху, сохранение основной массы земли в руках помещиков, крепостнических методов эксплуатации крестьян и других пережитков феодализма. Но объективно был возможен и второй, «американский» путь непосредственного перехода к капитализму. Помещики во главе с царем отстаивали прусский путь буржуазного развития России, а крестьяне стихийно боролись за революционный путь, за «всю землю», и «всю волю», за подлинное освобождение от крепостной зависимости, за полное уничтожение помещичьего земле владения. Выразителями интересов крестьян выступали революционные демократы.

Рост недовольства крестьян и усиление классовой борьбы в стране заставили правительство Александра II пойти на дальнейшие уступки. В конце 1858 г. Главным комитетом была принята новая программа реформы. В отличие от первоначальной программы она не ограничивалась только личным освобождением крестьян, а предусматривала постепенную ликвидацию феодальных отношений вообще. По новой программе крестьяне с самого начала получали личную свободу и собственное управление, не зависимое от власти помещика. Свои земельные наделы они могли выкупать в собственность при финансовом содействии правительства, но при условии согласия на это со стороны помещика. До перехода на выкуп крестьяне должны были нести определенные повинности в пользу помещиков. Помещикам, стремившимся перейти к капиталистическому сельскому хозяйству, новая программа позволяла сразу перевести крестьян на выкуп, а помещикам, опасавшимся такого перехода, она давала возможность сохранить феодальные повинности крестьян на продолжительное время.

Большинство проектов губернских комитетов, состав ленных по старой программе, требовало значительной переработки. В марте 1859 г. при Главном комитете были организованы Редакционные комиссии. Они должны были рассмотреть подготовленные губернскими комитетами материалы и составить проект реформы. Председателем Редакционных комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Большое влияние на деятельность комиссий оказывали сторонники новой программы Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Ю. Ф. Самарин и другие, стоявшие на умеренно либеральных позициях.

В октябре 1860 г. Редакционные комиссии закончи ли свою работу. Составленный ими проект реформы был передан для обсуждения сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Под напором крепостников нормы наделов были еще более урезаны, а повинности увеличены. На заседании Государственного совета Александр II заявил: «Все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». 19 февраля 1861 г. законопроекты об отмене крепостного права были утверждены царем.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.