Вожди революционной демократии — А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов

В период революционной ситуации огромную роль в пробуждении сознания народа сыграла революционная агитация А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и их соратников. В. И. Ленин писал, что А. И. Герцен сыграл важную роль в подготовке русской революции и в крепостной России 40-х годов сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителя ми своего времени. Будучи материалистом в объяснении природы и общества, он, писал Ленин, вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом. А. И. Герцен был дворянским революционером, но вместе с тем он был и социалистом и революционным демократом. Его деятельность относится и к первому, дворянскому, и ко второму, разночинскому, периодам русского освободительного движения. Подчеркивая роль Герцена в подготовке русской революции, В. И. Ленин писал: «Герцен первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом».

Навсегда покинув царскую Россию в 1847 г. и оказавшись за границей, А. И. Герцен с восторгом встретил Французскую революцию 1848 г. Поражение революции глубоко потрясло его. Рухнули надежды на возможность социалистического переустройства Европы сила ми западноевропейского пролетариата.

Разочаровавшись в революционных возможностях западноевропейских стран, Герцен пришел к выводу, что единственная прогрессивная общественная сила, способная открыть человечеству путь к социализму, — это русское крестьянство, привыкшее к мирскому само управлению и не затронутое буржуазной цивилизацией с разлагающим влиянием частной собственности. Растущее крестьянское движение подкрепляло это убеждение Герцена. Он пришел к мысли, что спасение России заложено в сохранившейся в деревне сельской общине и через эту общину Россия сможет прийти к социализму, минуя капитализм. Право на землю только за теми, кто ее обрабатывает, поземельная сельская община и мирское самоуправление — вот три главных элемента русского общественного бытия, которые составили теорию «русского социализма» А. И. Герцена. В. И. Ленин указывал, что в этой теории не было ни грана научного социализма. Но, подчеркивал он, ошибочная теория эта отражала стремление русских крестьян к свержению помещичьей власти и к равенству в праве пользования землей. В этом заключалось революционное значение утопической теории Герцена. Веру в возможность России избежать капитализма Герцен сохранил до конца жизни. Вдохновленный этой верой в русский народ, который проложит путь к социализму, он поднял знамя борьбы с самодержавием и крепостным правом и раз вернул революционную агитацию.

В 1853 г. на свои средства Герцен основал в Лондоне «Вольную русскую типографию» и этим положил начало свободной русской печати. Летом 1855 г. он на чал издавать периодический журнал «Полярная звезда», который приобрел громадную популярность. С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Коло кол», выходившую под девизом «Зову живых». «Коло кол» просуществовал 10 лет, и за эти годы было выпущено 245 номеров.

Главным делом «Колокола» было обличение политической системы царской России. На его страницах публиковались потрясающие факты жизни страны на рубеже 50 — 60-х годов XIX в.

В годы революционной ситуации влияние и популярность «Колокола» были особенно велики. Тираж газеты достигал 2500 экземпляров. Чтобы облегчить распространение «Колокола», газету печатали на тонкой бумаге небольшого формата (менее половины современного газетного листа) и тайно переправляли в Россию раз личными способами.

В решении крестьянского вопроса, который занимал главное место на страницах «Колокола», Герцен вначале проявлял колебания между демократизмом и либерализмом. В первое время после воцарения Александра II он полагал возможным проведение крестьянской реформы сверху, мирным путем. Но даже и при этих колебаниях демократ в Герцене брал верх. Он всегда оставался искренним борцом за интересы народа. В дальнейшем, убедившись в антинародном характере подготавливаемой правительством реформы, Герцен отбросил свои либеральные иллюзии и окончательно стал на революционно-демократический путь борьбы за освобождение крестьян.

Наряду с заграничным центром революционной агитации в 50 — 60-е годы XIX в. сложился русский революционный центр. Его возглавили Н. Г, Чернышевский (1828 — 1889) и Н. А. Добролюбов (1836 — 1861).

Н Г. Чернышевский — великий мыслитель своего времени, обладавший широкими разносторонними познаниями, оставил глубокий след в области философской и общественно-политической мысли, политической экономии, истории, литературы и литературной критики. Это был’ убежденный материалист, выступавший не только как материалист, но и как диалектик. Вследствие отсталости революционных и общественных отношений в России Чернышевский не сумел подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса.

Н. Г. Чернышевский подвергнул глубокой и беспощадной критике капиталистическую систему, вскрыл ее противоречия и пороки. Он требовал уничтожения строя, основанного на эксплуатации одних людей другими. К. Маркс был знаком с оригинальными работами Чернышевского и называл его «великим русским ученым и критиком». В. И. Ленин, как и К. Маркс, указывал, что Чернышевский был замечательно глубоким критиком капитализма, несмотря на свой утопический социализм.

Как и Герцен, Чернышевский считал крепостное право самым большим злом современной ему жизни и призывал к немедленному освобождению крестьян с землей. Но в отличие от Герцена Чернышевский не питал иллюзий в отношении царского правительства и был убежден, что освобождение крестьян возможно только в результате народной революции. Однако как трезвый политик он не отрицал и реформы, способные улучшить положение масс, хотя понимал их ограниченность. В конце 50-х годов XIX в. Чернышевский опубликовал в журнале «Современник» ряд статей: «Труден ли вы куп земли», «О новых условиях сельского быта», «Материалы для решения крестьянского вопроса» и некоторые другие. Он требовал немедленного освобождения крестьян без всякого переходного периода, обязательно с землей, притом с большими наделами, чем те, которыми крестьяне владели при крепостном праве.

Чернышевский был наиболее выдающимся предшественником российской социал-демократии, но оставался социалистом-утопистом. Он рассматривал крестьянскую общину как ячейку будущего социалистического строя, который возникнет в результате победоносной крестьянской революции. Социализм утвердится в России, считал Чернышевский, минуя капиталистическую стадию развития. Таким образом, он не понимал что социализм может быть построен только в результате пролетарской революции, когда пролетариат встанет у власти и возглавит дело социалистического строительства. Взгляды Чернышевского на общину существенно отличались не только от взглядов славянофилов, никогда не связывавших общину с идеей революции и социализма, но даже и от взглядов Герцена, который изучал этот вопрос не так глубоко и всесторонне, как Чернышевский.

Н. Г. Чернышевский не видел в общине доказательства самобытности русского общественного быта. По его мнению, общинное владение имело место у всех европейских народов. В признании крестьянской общины зародышем социализма и в утверждении, что Россия минует в своем развитии стадию капитализма, заключался утопический социализм учения Чернышевского. Влияние утопического социализма на Чернышевского проявилось в его надеждах на производственные ассоциации, которые организуют люди на артельных началах по своей доброй воле. Но в отличие от утопистов Западной Европы, надеявшихся на достижение социализма мирным путем, Чернышевский понимал историческую необходимость революционной борьбы. В 1856 г. в литературу вошел Н. А. Добролюбов, ставший единомышленником и другом Чернышевского. Вместе с ним Добролюбов сотрудничал в журнале «Современник», где ему было поручено руководить литературно-критическим отделом. Перу Н. А. Добролюбова принадлежат талантливые, ставшие знамениты ми статьи: «Темное царство», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?». В них он, анализируя творчество Островского и Гончарова, обличал крепостнический и самодержавный строй России. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов превратили журнал «Современник» в боевой революционный орган, идейный центр революционной демократии. Редактором «Современника» был Н. А. Некрасов. Вокруг «Современника» группировались лучшие силы русского общества. К нему примыкали передовые журналы, он был связан с революционными кружками студентов, с передовой частью офицеров и демократической интеллигенцией. Его идеи пропагандировались во многих городах. Борьба крестьян и революционных демократов сыграла важную историческую роль. Именно она явилась последней и главной действенной силой, заставившей правительство, отменить крепостное право в 1861 г.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector