Условия развития культуры и основные черты историко-культурного процесса

В первой половине XIX в. в общественно-экономической жизни страны все более определенно обозначились процессы, свидетельствующие о разложении и кризисе феодально-крепостнической системы хозяйства, развитии капиталистического уклада, формировании новых социальных слоев и углублении общественной дифференциации. Эти социально-экономические процессы оказывали известное влияние на ход историко-культурного процесса.

Ускорение процесса общественного развития в рассматриваемую эпоху выражалось, в частности, в усилении воздействия общественной мысли, идеологии на различные стороны жизни общества. Являясь одной из областей духовной культуры, общественная мысль вместе с тем создавала идейную основу для развития культуры в целом. В идеологии проявлялись классовый характер культуры, ее социальная функция. Первая половина XIX в. — время возникновения революционной идеологии как направления общественной мысли. Ее развитие ускоряло процесс идейного размежевания, способствовало росту и укреплению демократических элементов в национальной культуре.

Изменения в культурном облике российского общества находили выражение во многих сферах общественно-культурной жизни. Расширение градостроительства, ансамблевая застройка являлись характерной чертой благоустройства и изменения внешнего облика города. В 20-е годы XIX в. создаются великолепные ансамбли в Петербурге, Москве, оформляются центральные площади Москвы и Петербурга — Театральная, Красная, Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова. Строгий классический, монументальный язык архитектуры наиболее ярко выражал мощь России, ее победы в войне 1812 г., символизировал силу нации, сумевшей отстоять независимость своей страны.

В преобразовании облика русских городов проявлялись изменения в социальном составе населения. Торгово-промышленная буржуазия наряду с дворянством становилась заметной силой в жизни города. В этот период складывается характерная застройка центра провинциального города, начало которой относится еще к концу XVIII в.: наряду с собором, правительственными зданиями непременно строились торговые ряды.

Город начинает оказывать большое влияние на сельскую местность. Быстрый рост отходничества и связанное с ним пребывание в городе расширяло кругозор вчерашнего крестьянина. В. И. Ленин считал «неземледельческий отход» прогрессивным явлением, подчерки вал, что «он вырывает население из заброшенных, отсталых, забытых историей захолустий и втягивает его в водоворот современной общественной жизни».

Однако среди факторов, которые влияли на развитие культуры в первой половине XIX в., были и такие, которые задерживали это развитие. Такими факторами являлись крепостничество, политика самодержавия, религия и церковь.

Под неослабным контролем правительства находились прежде всего школа и печать. В 1802 г. наряду с Другими министерствами было создано министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. В России создавалось три ступени школ, вначале связанные между собой по программе преподаваемых в них предметов: низшая (приходские, уездные училища), средняя (гимназия), высшая (университеты). Было завершено формирование системы народного образования в стране.

Усиление реакционных настроений в конце царствования Александра I проявилось прежде всего в отношении к школе. Возросло влияние церкви на школу, в школах вводилось чтение священного писания, в университетах учреждались кафедры богословия. «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей», — писал в докладе царю в 1824 г. министр народного просвещения Л. С. Шишков. В этих словах уже был сформулирован принцип сословности, ставший главным в политике правительства Николая I.

Сословная политика правительства в области образования была направлена против народных масс, прежде всего крестьянства. По рескрипту 1827 г. к слушанию лекций в университетах допускались только «люди свободных состояний», крепостные крестьяне могли обучаться в школах, «в коих предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных».

Для предреформенной экономики в целом характерен низкий уровень технического оснащения производства, преобладание ручного труда в промышленности, слабое развитие агрокультуры, рутинное состояние сельскохозяйственной техники. Однако в материальной куль туре, которая отражает степень выработки навыков, методов познания и преобразования природы человеком, появляются новые элементы, свидетельствующие о раз витии производительных сил в этот период.

Это развитие шло преимущественно на капиталистической основе и находило выражение в дальнейшем процессе общественного разделения труда, в хозяйственной специализации районов, в переходе от ручного труда к машинной технике.

Массовое использование техники, связанное с началом перехода мануфактуры в фабрику, было качествен но новым моментом в развитии производительных сил. в последние предреформенные десятилетия. Ручная прялка заменялась механическими веретенами, набойная доска — пирротиной и цилиндропечатной машиной, ручной ткацкий стан вытеснялся, правда еще очень медленно, механическим станком, пудлингование шло на смену кричному способу производства железа. Паровая машина, заменявшая конный и водяной привод, знаменовала серьезные успехи капиталистической фабрики.

С началом промышленного переворота связано за рождение отечественного машиностроения. Машиностроительные заводы изготовляли паровые двигатели, всевозможные рабочие машины, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Пар начал применяться как источник энергии на транспорте. В 1815 г. был спущен на воду первый пароход с конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. В 1851 г. была построена железнодорожная магистраль, соединившая Москву и Петербург. Эта дорога стала важной экономической артерией и имела большое значение в развитии внутреннего рынка.

Но все же основным видом транспорта в первой поло вине XIX в. оставался гужевой транспорт, основными путями сообщения — шоссейные дороги и водные пути в летний период.

В 40 — 50-е годы возросло практическое значение научных знаний, особенно механики и химии. Современники отмечали, что на сведениях этих наук «основаны все фабричные производства и без познания в оных фабрики никак не могут производить». В. химии получило развитие прикладное направление: обработка марены, изготовление новых красителей, производство хлорной извести, серной кислоты, необходимых для текстильного производства.

Все эти новые моменты в развитии производительных сил являлись определенным показателем уровня материальной культуры. Важно подчеркнуть, что развитие производительных сил в последние предреформенные десятилетия происходило в сфере капиталистического производства.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector