big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Дворянско-охранительное и революционно-демократическое направления общественной мысли. Кружки 30-х годов

Для передовых людей 30 — 50-х годов XIX в. становилось все более очевидным, что крепостничество и самодержавие являются главными причинами экономической и культурной отсталости России. Развитие капиталистических отношений в стране усиливало спрос на инженеров, учителей, юристов, врачей и других специалистов. Это привело к появлению разночинной интеллигенции, вышедшей из среды купцов, мещан, отпущенных на волю крестьян и из других социальных групп. Они были наиболее активными противниками феодальных устоев общества. Основной задачей передового общественного движения была борьба против крепостничества и самодержавия. На формирование передовой общественной идеологии оказали также влияние буржуазные и буржуазно-демократические революции, прокатившиеся по странам Западной Европы.

Господствующий класс помещиков-крепостников по-прежнему упорно стремился сохранить и упрочить обветшалый самодержавно-крепостной строй. В борьбе с передовым общественным движением николаевская реакция не ограничивалась только открытыми репрессиями. Она старалась также воздействовать на умы людей. С этой целью и была выработана реакционная идеология — так называемая теория официальной народности. Окончательно она была сформулирована в 30-х годах графом С. С. Уваровым, президентом императорской Академии наук и министром народного просвещения.

Основой теории официальной народности являлась реакционная формула: «православие, самодержавие и народность». Эту триаду Уваров провозгласил «залогом силы и величия» Российской империи. Понятие «народность» трактовалось им как самобытная черта русского народа, как его исконная патриархальная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву. Уваров считал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию и сохранение в неприкосновенном виде крепостного права и самодержавия. Реакция старалась также приукрасить российскую действительность. При этом «устойчивая» крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу.

«Теория официальной народности» стала идеологическим оружием реакции. Она проповедовалась во всех учебных заведениях, на страницах газет и журналов, художественной литературе и в религиозных наставлениях. Апологетами и пропагандистами «теории официальной народности» были профессора С. П. Шевырев, Н. Г. Устрялов, М. П. Погодин, писатели и публицисты Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, Н. В. Кукольник, О. И. Сенковский и др.

Однако реакции не удалось остановить развитие революционной мысли в России. 30 — 40-е годы были временем обострения идейной борьбы и зарождения новой, революционно-демократической идеологии. Восстание декабристов послужило мощным стимулом для дальнейшего развития русской революционной мысли. Идеи декабристов были подхвачены и развиты новым поколением передовых представителей русского народа. Несмотря на усиление реакции в стране, революционная  борьба против царизма и крепостничества продолжалась. Вели ее главным образом лучшие представители |дворянской интеллигенции. Но наряду с ними появились революционеры-разночинцы, являвшиеся выразителям»  интересов многомиллионного крепостного крестьянства.

Большую роль в распространении освободительных т идей после восстания декабристов играла деятельность  А. С. Пушкина. Передовая молодежь видела в нем одного из своих идейных вдохновителей. Вольнолюбивые стихи великого поэта служили средством антиправительственной агитации.

В конце 20-х — начале 30-х годов идейным центром передовой молодежи становится Московский университет. Власти считали его «очагом заразы», из которого  распространялись запрещенные стихи Пушкина и Рылеева. Жестокая расправа царизма над первыми русскими революционерами еще больше возбудила оппозиционные настроения в разносословной студенческой среде. В университете возникает несколько революционных кружков.

Уже в 1826 г. начал складываться тайный кружок братьев Критских — Петра, Михаила и Василия, воспитанников Московского университета. Члены кружка, считавшие себя продолжателями дела декабристов, стремились «ввести конституционное правление» в России. С этой целью они намеревались развернуть широкую антиправительственную пропаганду и подготовить новое восстание. Но в 1827 г. кружок был раскрыт властями и разгромлен.

В 1830 — 1831 гг. в Москве возник антиправительственный кружок Н. П. Сунгурова, бывшего воспитанника университетского пансиона. В него входили студенты, мелкие чиновники и офицеры. Члены кружка также рассматривали себя продолжателями дела декабристов, но пошли дальше их. Они обсуждали планы подготовки революционного переворота с участием на рода, убийства Николая I и введения в России конституционного строя. Однако кружок не успел сложиться в тайную политическую организацию. В 1831 г. все члены кружка были арестованы.

Важное значение в общественной жизни 30-х годов имели кружки В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

В. Г. Белинский (1811 — 1848) был сыном флотского лекаря. У него рано пробудился сознательный протест против самодержавно-крепостного строя. В университете он организовал студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера» (по номеру комнаты в университетском общежитии). Кружок просуществовал около двух лет (с 1830 по 1832 г.). Его участники были противниками самодержавно-крепостного строя, увлекались литературой, историей и философией. Идейные устремления членов кружка характеризовала юношеская драма Белинского «Дмитрий Калинин», являвшаяся гневным протестом против крепостничества. В Московском цензурном комитете она была оценена как «противная религии, нравственности и российским законам». В сентябре 1832 г. Белинский был исключен из университета под предлогом слабого здоровья и якобы «по ограниченности способностей».

А.И.Герцен (1812 — 1870) и Н. П. Огарев (1813 — 1877) были выходцами из среды крупного дворянства. Огромное значение для формирования их мировоззрения имели восстание декабристов и расправа над ними.  В 1826 г. на Воробьевых горах, перед расстилавшейся внизу Москвой, они поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу отечества. В 1831 г. Герцен и Огарев создали в университете студенческий кружок, на первый план ставивший вопросы философии, истории и политики. Члены кружка рассматривали себя преемниками декабристов. Самодержавию и крепостничеству они противопоставляли республику и конституцию. Известия о революционных событиях 1830 — 1831 гг. в Европе кружок встретил с энтузиазмом. Однако результаты европейских революций, оставивших нерешенным социальный вопрос, приводят Герцена и его друзей к поискам революционной теории, которая послужила бы основой для обновления старого мира, и к обращению к учениям французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье. С именем Герцена и его друзей связано начало социалистической традиции в русском общественном движении. В 1834 г. герценовский кружок был раскрыт, а его члены арестованы и отправлены в ссылку.

Видную роль в идейной жизни 30-х годов играл так же кружок Н. В. Станкевича. В него входили К. С. Аксаков, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский и др. Члены кружка изучали философские системы Шеллинга, Канта, Фихте и особенно Гегеля. Философские споры носили исключительно острый характер. Многие члены кружка отрицательно относились к крепостному праву и самодержавию. Однако идейного единомыслия между ними не существовало. Большинство участников кружка составляла либерально настроенная дворянская молодежь.

Значительным событием русской общественной жизни было появление в журнале «Телескоп» в 1836 г. «Философического письма» П. Я. Чаадаева, друга Пушкина и многих декабристов. «Философическое письмо» Чаадаева, содержавшее размышления об исторических судьбах России, было проникнуто страстной ненавистью к самодержавно-крепостному строю и любовью к родине. После восстания декабристов это был первый открытый протест против самодержавия и крепостничества, своеобразный вызов реакционной идеологии самодержавия — «теории официальной, народности». «Письмо» Чаадаева всколыхнуло мыслящую Россию. Оно повсюду обсуждалось и вызывало горячие споры. По словам Герцена, «это был выстрел, раздавшийся в темную ночь». За выступление против официальной идеологии самодержавия Чаадаев был объявлен сумасшедшим и лишен права печататься. Журнал «Телескоп» закрыли, а его редактора Н. И. Надеждина сослали.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.