big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Экономическая и социальная политика во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос

В условиях развития капиталистических отношений Николай I вынужден был ущемлять права и интересы помещиков в пользу развивающейся буржуазии. Так, в 1835 г. помещикам было запрещено до окончания срока найма отзывать своих оброчных крепостных, работающих на фабриках. Низкая производительность труда на посессионных предприятиях и упорное сопротивление посессионных крестьян интенсификации производства заставили в 1848 г. заводчиков разрешить отпускать их на волю, заменяя трудом наемных рабочих. Потребность в отечественной промышленности привела к господству строго протекционистского таможенного тарифа 1822 г., несмотря на недовольство помещиков, нуждавшихся в ввозе промышленных товаров из-за границы.

Войны первой четверти XIX в. привели русские Финансы в катастрофическое состояние. Ценность ассигнационного рубля чрезвычайно понизилась (до 35 — 42 коп. серебром). Кроме того, курс ассигнаций отличался не постоянством, что препятствовало правильному развитию торговли и предпринимательства. Необходимое в твердом денежном курсе заставила в 1839 г. Провести девальвацию ассигнаций. Все сделки было приказано исчислять на серебро, а серебряный рубль объявлен равным 3 р. 50 к. ассигнациями. Путем строжайшей экономии, воспрепятствовавшей даже строительству железных дорог, был накоплен достаточный запас золотой и серебряной монеты и в начале 40-х годов начат вы пуск новых бумажных денег — кредитных билетов, свободно разменивавшихся на золото и серебро; ассигнации были выкуплены у населения. Эта мера способствовала оздоровлению экономики, но ненадолго. Венгерский поход 1848 г., а еще более Крымская война подорвали ценность кредитного рубля, и в 1854 г. размен кредитов на серебро был прекращен, а денежный курс вновь понизился.

В целях поощрения отечественного предпринимательства в 1828 г. был создан Мануфактурный совет для обсуждения нужд промышленности. Члены совета — купцы и фабриканты — получили ряд привилегий. С конца 20-х годов начали регулярно устраиваться промышленные и сельскохозяйственные выставки; поощрялось и участие русских промышленников в заграничных выставках.

Таким образом дворянское правительство Николая I проводило политику, направленную на развитие промышленности и торговли в соответствии с потребностями страны.

Социальная политика русского самодержавия во второй четверти XIX в. в значительной степени была традиционно-феодальной, сословной, направленной на упрочение позиций дворянства, однако ряд шагов правительство вынуждено было сделать навстречу развивающейся буржуазии, пытаясь даже частично ограничить крепостное право.

Основным направлением политики в дворянском вопросе было «очищение» дворянского сословия от чуждых ему элементов. Дважды в 30-е годы увеличивался имущественный ценз на право участия в выборах в сословные, судебные и административные должности. В 1845 г. было затруднено получение дворянского достоинства по чинам и орденам. В этом же году с целью недопущения измельчания имений вводятся майораты — заповедные имения, наследовавшиеся только одним сыном раздробления между другими наследниками.

Стремясь затруднить доступ в дворянство купцов и прочих разночинцев, получавших соответствующий чип или орден, правительство создает для них в 1832 г. но вое сословие — почетное гражданство. Принадлежность к этому сословию в то же время давала известные привилегии, что несколько улучшало правовое положение значительной группы разночинцев из интеллигенции буржуазии и чиновничества.

Важнейшим социальным вопросом второй четверти XIX в. был крестьянский вопрос. Крепостное право изжило себя, это было ясно даже Николаю I, заявившему, что крепостное право — причина отсутствия в стране промышленности, торговли, дорог. Оно таило в себе се мена крестьянской революции — это понимал даже Бенкендорф, доказывавший царю, что крепостное право — «пороховой погреб под государством». Поэтому крестьянский вопрос был поставлен еще в Комитете б декабря и до 1848 г. не сходил с повестки дня. Однако все заявления и обсуждения заканчивались полумерами, ибо правительство Николая I было помещичьим правительством и его политика в социальных вопросах учитывала прежде всего дворянские интересы. Даже такие предварительные меры, не раз обсуждавшиеся, как запрещение перевода крестьян в дворовые и запрещение продажи крестьян без земли, не были приняты крепостническим составом комитетов и Государственного совета.

В течение 1837 — 1841 гг. проводилась реформа государственных крестьян. Ее инициатор — министр государственных имуществ П. Д. Киселев считал, что она может стать первым шагом в ограничении крепостного права, показав помещикам пример устройства быта крестьян. Реформа заключалась в упорядочении податного обложения крестьян, в приведении крестьянского землепользования в соответствии с податями и в увеличении крестьянских наделов, в организации управления государственной деревней с введением частичного крестьянского самоуправления, в организации продовольственной, агрономической и врачебной помощи и в распространении школ в государственной деревне. Однако эти начинания проводились чисто крепостническими методами, с полным пренебрежением интересами народа; в итог  несмотря на ряд положительных черт, реформа вызвала ожесточенное сопротивление крестьян, в ряде мест переросшее в восстания.

В 1842 г. был издан указ об «обязанных крестьянах еще более ограниченный, нежели указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах». По указу 1842 г. помещики могли предоставлять своим крестьянам личную свободу и земельные наделы, но не в собственность, а в вечное пользование за фиксированные повинности. Примечательно, что когда один из членов Государственного совета заявил, что указ не будет иметь значения, если не сделать его обязательным, Николай I ответил, что хотя он само державный и самовластный, но на такое насилие над помещиками не решится. Указ действительно не имел практического значения: из 10 млн. крепостных на волю по нему вышло лишь 24 тыс.

Наконец, в 1846 г. была проведена еще одна буржуазная мера, дозволившая крепостным с разрешения помещика вступать в сделки и приобретать недвижимость на свое имя. Этим, а также незначительными ограничениями в торговле крепостными и завершилась деятельность правительства Николая I в крестьянском вопросе. Такой финал более всего выдает помещичий,  феодальный характер этой политики.

Между тем крестьянский вопрос не мог уже так дол го ждать своего решения. Об этом говорил постоянный рост числа крестьянских выступлений. Всего за царствование Николая I произошло около 600 крестьянских выступлений, охватывавших целые села и волости, а иногда и губернии. Случаи же отказа от исполнения повинностей, поджоги имений и убийства помещиков и управляющих были неисчислимы. В то же время необходимо отметить локальный и стихийный характер этих волнений. Нередко это были бун ты, не имевшие под собой, казалось бы, реальных оснований. Например, «картофельные» бунты 30-х годов в удельной и государственной деревне, внешне заключавшиеся в нежелании крестьян сажать на своих полях картофель. «Холерные» бунты 1830 г., охватившие ряд губерний юга и центра России и даже докатившиеся до Петербурга, где летом 1831 г. вспыхнуло восстание а Сенной площади. Таковы же были массовые выступления 1839 г., охватившие 12 губерний Центральной России и Поволжья и имевшие внешней причиной засуху и массовые пожары; чиновников и помещиков обвиняли в поджогах, избивали их, а иногда бросали в огонь. Настоящее причины этих выступлений лежали глубже — в нежелании народа мириться с крепостническими порядками, которые усматривались и в насильственном введении посевов картофеля, и в карантинных мерах во время эпидемий. Явно антикрепостническим было переселенческое движение на Кавказ в 40-х годах охватившее 14 губерний; крестьяне в своем стремлении к вольной жизни вступали в столкновения с войсками. Таково же было движение десяти тысяч белорусских крестьян в 1847 г., начавшееся с массовых просьб на править их на строительство железной дороги. Эти крестьянские выступления, все более усилившиеся к концу 40-х — началу 50-х годов, в конце 50-х годов легли в основу первой революционной ситуации в России.

Таким образом, внутренняя политика царизма во второй четверти XIX в. характеризуется значительной активностью во всех областях государственной жизни: от перемен в образе правления до создания официальной идеологической системы. Значительное место в этой политике занимает крестьянский вопрос. Однако эха активность имела консервативно-охранительный характер, ибо вся политика была направлена на сохранение любыми средствами сословно-крепостнического самодержавного строя. В условиях разложения феодальной системы и развития капиталистических отношений эти усилия были обречены на неудачу; в этом бессилии Николая I причина ограниченности, непоследовательности и противоречивости многих внутриполитических мероприятий. Стремление Николая I скрепить разваливающиеся крепостнические порядки репрессивными и бюрократическими мерами привело к дальнейшему обострению кризиса в стране, к поражению в Крымской войне и к первой революционной ситуации.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.