big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Русская культура XIV XVI вв.

Воссоздание культурных ценностей, потерпевших огромный урон после нашествия Батыя, было частью восстановления народной жизни. Две основные идеи вдохновляли русскую культуру XIV XVI вв.: идея освободительной борьбы против монголо-татарских завоевателей и идея единства родной земли, которая находила выражение в процессе политического объединения страны.

Патриотическая идея борьбы с завоевателями вы звала к жизни яркие литературные произведения. Непосредственно по следам нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», в составе которой сохранилось народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата. Народное восстание в Твери в 1327 г. против монголо-татар прославлено в «Песне о Щелкане Дудентьевиче». Славная победа над полчищами Мамая в 1380 г. вдохновила авторов поэтической «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». В повести о нашествии хана Тохтамыша (1382) подчеркивалась роль народных масс, «черных людей» в обороне Москвы. Их мужество противопоставлялось трусости бояр, которые пытались бежать еще до начала осады столицы.

Патриотические идеи борьбы с завоевателями и единства родной земли проводились и в летописях. Центром общерусского летописания стала Москва — политический и культурный центр Руси. Первый летописный свод общерусского характера создан в Москве в 1408 г.; это знаменитая Троицкая летопись, которая сгорела во время московского пожара 1812 г. В 1480 г. был составлен Московский летописный свод. В московском летописаний проводилась идея преемственности власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. Несколько больших летописных сводов было создано в XVI в. (Лицевой свод, Никоновская летопись), однако на смену им приходят другие виды исторических сочинений. В «Степенной книге» изложение велось не по годам, а по «степеням» — главам, посвященным правлениям великих князей. Широкое распространение получили хронографы, т. е. сводные обзоры всеобщей и русской истории, и сочинения, посвященные отдельным выдающимся событиям. Так, «Казанский летописец» был посвящен событиям казанской войны, он пользовался большой популярностью и сохранился более чем в 230 списках.

XVI век отмечен расцветом русской публицистики. Представители разных сословий выступали с публицистическими произведениями, в которых отстаивали свои взгляды. С программой реформ в интересах дворянства выступил в своих «челобитных» Иван Пересветов. Окольничий Федор Карпов обличал злоупотребления властей, призывал к «закону» и «справедливости». Максим Грек осуждал церковное землевладение и ростовщичество. Священник Ермолай Еразм выступал с демократическими взглядами, заявляя, что «больше всего полезны пахари, их трудами создается главнейшее богатство», и предлагал облегчить положение крестьян. Яркими публицистическими произведениями являются письма Ивана Грозного к князю Курбскому, в которых он отстаивает свое право на самодержавную власть. В свою очередь, Андрей Курбский излагал в своих письмах позицию феодальной аристократии. Курбскому принадлежало большое историческое сочинение «История о великом князе Московском».

Однако подъем общественно-политической мысли, вызванный обострением внутренних противоречий в стране, был кратковременным. Во второй половине XVI в. усилилось регламентирующее влияние царской власти и церкви. При участии придворного священника Сильвестра и митрополита Макария был составлен «Домострой», сборник обязательных моральных и житейских правил; в «Четьях-минеях» — сборнике поучи тельного чтения на каждый, день — были собраны церковные и светские произведения, переработанные церковниками. Так церковь воздействовала на литературу. Значительные успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении грамотности. В XIV в. на Руси появилась бумага, которая заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле и доступнее. Грамотные люди не были редкостью в русском городе. Как правило, дворяне сами подписывали документы, горожане вели письменный учет, сохранилось много надписей на ремесленных изделиях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании школ «для научения грамоте», выпускались учебники — «азбуковники». Распространению грамотности способствовало книгопечатание. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров выпустил в Москве свою первую книгу — «Апостол». За ней последовал «Часослов», а всего во второй половине XVI в. было издано около 20 печатных книг, в основном богословского содержания.

После почти столетнего перерыва в городах Руси возобновилось каменное строительство. Восстанавливались каменные соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове и других городах, продолжали строиться новые каменные храмы в Новгороде. В Московском княжестве с его возвышением широко разверну лось каменное строительство. В первой половине XIV в. были построены Успенский и Архангельский соборы, в 1367 г. сооружены каменные стены и башни московского Кремля. В начале XV в. закончилось строительство великокняжеского Благовещенского собора, стены и своды которого были расписаны выдающимися живописцами того времени: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Особенно широко развернулось каменное строительство при великом князе Иване III. Были возведены из кирпича новые кремлевские стены и башни, сохранившиеся до настоящего времени, па месте прежних храмов строились монументальные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, месте с русскими мастерами каменного дела в строительстве участвовали иноземные зодчие, в том числе знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти. В 30-х годах укрепления Москвы были дополнены каменными стенами Китай-города, окружавшими торговый центр столицы. Началось строительство каменных зданий гражданского характера. В Кремле был создан великолепный ансамбль великокняжеского дворца со знаменитой Грановитой палатой — местом царских церемоний и приемов иноземных послов. В традициях русского деревянного зодчества в 1532 г. были построены каменная шатровая церковь в с. Коломенском и. храм Василия Блаженного на Красной площади (1556) в память о взятии Казани. К концу XVI в. была закончена много ярусная колокольня Ивана Великого в Москве (82 м); Каменное строительство развернулось и в других городах. Особенно много строилось крепостных сооружений. Каменные кремли выросли в Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Зарайске, мощные каменные стены окру жили Троице-Сергиевский, Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Грандиозной по своим размерам была каменная крепость в Смоленске, построенная зодчим Федором Конем.

Развитие живописи в XIV XVI вв. связано в первую очередь с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек в последней четверти XIV в. расписывал соборы в Новгороде, а затем в Москве и в других городах. Он принес на Русь традиции византийского искусства, великолепную живописную технику, которую развили дальше его ученики. Однако первым русским национальным живописцем был Андрей Рублев, смело отступавший от византийских церковных канонов. Ему принадлежат великолепные росписи Андроникова монастыря и Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, церкви в Звенигороде («Троица», «Спас»). В рамках церковных сюжетов Андрей Рублев передавал человеческие страсти и переживания, русский национальный характер. С именем Дионисия связано складывание московской школы живописи: сочные и праздничные краски, торжественность, интерес к реальной жизни. Фрески Дионисия сохранились в храме Ферапонтова монастыря.

В середине XVI в. в русской живописи усиливаются реалистические, светские мотивы, появляются изображения исторических деятелей и событий. Примером таких произведений может служить икона «Церковь воинствующая», прославившая русскую победу над Казанским ханством. На миниатюрах «Лицевого свода» (а их было более 16 тыс.) изображены многие реалистические сюжеты, даже сцены трудовой деятельности крестьян и горожан. Во второй половине XVI в. в связи с усилившейся церковной регламентацией реалистические мотивы в живописи заметны меньше. Живописцы стали уделять главное внимание совершенствованию техники, чистоте красок, тщательной проработке мелких деталей. Эти черты свойственны так называемой строгановской школе живописи.

Постепенно шло накопление научных знаний, вызванное военными и государственными потребностями централизованного государства. Развитие артиллерии оживило интерес к математике, практической динамике, химии. Писались руководства по отдельным ремеслам (например, по солеварению). Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись «чертежи» отдельных городов и земель. При Иване IV был создан «чертеж государства» — первая географическая карта России. Значительно расширился географический кругозор русского человека. Суздальский монах Симеон описал в 1439 г. свое путешествие по странам Западной Европы. Тверской купец Афанасий Никитин во второй половине XV в. совершил путешествие в Индию. Ермак со своими казаками прошел по Западной Сибири до р. Иртыш. Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря, в летописях появлялись подробные описания солнечных затмений, комет, атмосферных явлений, о одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря XV в. содержались рассуждения неизвестного автора «о широте и долготе земли», «о земном устроении», «о расстоянии между небом и землей». Русские люди пытались осмыслить окружающий мир не с религиозных позиций.

Русская культура XIV XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Ее расцвет совпадал по времени с формированием великорусской народности.

Основой складывания великорусской народности была совместная жизнь в рамках образующегося Российского государства, освободительная борьба с внешними врагами, требующая общерусских усилий, общность территории и социально-экономического строя русских земель. Ядром складывавшейся великорусской народности стала Северо-Восточная Русь, а ее центром — Москва, которая являлась не только государственным и военным, но и национальным центром страны. В XIV XV вв. складывался великорусский язык с характерными для него фонетическими особенностями и грамматическим строем, постепенно стирались местные особенности в языке. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В XIV в. Северо-Восточная Русь стала называться «Великой Русью», а в конце XV — начале XVI в., как показали исследования академика М. Н. Тихомирова, тер мин «Русь» заменяется термином «Россия».

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.