big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Материальная культура Древней Руси

Центрами древнерусской культуры были города с их развитым ремесленным производством. Количество го родов на Руси непрерывно увеличивалось: в IX X вв. насчитывалось 25 городов, в XI в. — 89, к концу XII в. — 224. В городах жили и трудились ремесленники 60 раз личных специальностей, что свидетельствует о высоком уровне ремесленного производства. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». В городах было налажено массовое производство железных орудий; лопат, сошников, топоров, серпов, кос и т. д. Своим мастерством славились русские оружейники. Прямые русские мечи и кольчуги высоко ценились в Европе. Предметом экспорта были знаменитые «русские замки», о которых знали даже в Италии. Древняя Русь славилась ювелирным искусством. Изделия из золота и серебра, перегородчатая эмаль, «скань» (изделия из витой проволоки), «чернь» (чеканка по серебру) вызывали восхищение современников. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений, которые вошли в быт самых широких слоев городского и сельского населения. Высокого на уровня достигло гончарное производство, известно было  на Руси и производство украшений и посуды из стекла. Археологи обнаружили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стеклянных браслетов. Много ремесленников занималось обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды, обуви.

Особую группу ремесленников составляли мастера каменного дела и живописцы. Первые каменные постройки появились в Древней Руси в конце X — начале XI в. При князе Владимире Святославовиче была по строена каменная Десятинная церковь в Киеве, а при князе Ярославе Мудром — Софийский собор, «Золотые ворота» и другие сооружения. Софийский собор, ставший центром русской митрополии, своей монументальностью, огромными размерами и богатством внутреннего убранства символизировал могущество киевского князя. Центральный купол и арки были украшены многоцветной мозаикой, а стены расписаны фресками. Фрески Софийского собора — древнейшие памятники русской живописи. На фресках были изображены не только религиозные, но и светские сюжеты (портреты членов семьи Ярослава. Мудрого, реалистическое изображение бытовых сценок и т. д.). Монументальные каменные соборы были построены и в других городах Древней Руси: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, использовав опыт византийских зодчих (крестово-купольную композицию соборов), создали свой, общерусский архитектурный стиль.

В период феодальной раздробленности каменное строительство началось во многих городах Руси. На смену пышным монументальным соборам пришли более скромные, строгие кубические храмы небольших размеров, с одной массивной главой. Постепенно в разных» княжествах сложились местные особенности архитектурного стиля.

В Новгородской земле каменные церкви, которые строилась по заказам бояр, купцов, объединений ремесленников, были небольшими по размерам, скромными по внутреннему убранству и предназначались не для торжественных церемоний, а для повседневных служб и хозяйственных надобностей; в Подвалах церквей устраивали хранилища для ценных товаров и документов. Обычным для новгородской архитектуры XII XIII вв. стал небольшой четырехстолпный храм кубической фор мы с массивными стенами, одним куполом и деревянными хорами (церкви Праскевы Пятницы на Ярославовом дворище, Спасо-Нередицы на Городище и др.).

Во Владимиро-Суздальском княжестве в середине XII в. тоже возводились небольшие одноглавые храмы, напоминавшие новгородские постройки (в Переяславле-Залесском, Юрьеве, Кидекше), но в княжение Андрея Боголюбского во владимиро-суздальской архитектуре появляются существенные особенности. «Самовластец» Андрей Боголюбский претендовал на главенство над Русью, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественных постройках. Грандиозный Успенский собор, богато украшенный резным камнем, с пятью золочеными главами и галереями, соперничал богатством с киевской «Софией». Дмитровский собор (домашняя церковь князя) был скромнее по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой. Подлинным шедевром архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. возле загородной резиденции Андрея Боголюбского. В селе Боголюбове был воз веден целый ансамбль княжеского замка, состоявший из крепостных сооружений, белокаменного двухэтажного дворца и собора, связанных между собой переходами. Остатки дворца сохранились до наших дней.

Характерной особенностью владимиро-суздальской архитектуры были постройки из белого камня-известняка, украшенные резьбой, с декоративными поясками из каменных колонок («аркатурный пояс»), с богатым внутренним убранством.

В период феодальной раздробленности каменные по стройки возводились почти во всех городах Руси, каменщики составляли большой отряд ремесленников.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.