Художественная культура в период империализма

Характерными особенностями развития русской литературы и искусства конца XIX — начала XX в. стали стремительность художественной эволюции, активные поиски новой; тематики и изобразительных средств, по явление множества художественных направлений и группировок, быстро сменявших друг друга и находившихся в постоянной борьбе, внутренняя конфликтность, пришедшая на смену прежней целостности. В этом проявился переломный характер эпохи.

В период империализма в культурной жизни страны заметно обострилась борьба между двумя культурами — демократической, ведшей свои традиции от Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чернышевского, и реакционной, с ее отказом от общественной проблематики, с уходом в мир интимных чувств и переживаний, с мистицизмом и богоискательством, с проповедью индивидуализма.

Революция 1905 — 1907 гг. потрясла Россию. Жестоко подавленная, она лишила интеллигенцию надежд на мирный социальный и духовный прогресс общества. Реакция 1907 — 1910 гг. гнетуще подействовала на состояние литературы и искусства. У некоторой части интеллигенции возникло стремление уйти от суровой реальности в мир «чистого искусства», в мир грез, субъективных чувств и переживаний.

Русская литература на рубеже XIX XX вв. в лице значительной части лисателей и поэтов, сохранивших верность принципам критического реализма, обогащается произведениями, вошедшими в золотой фонд миро вой культуры. Продолжали творить такие титаны реалистической литературы, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. В 1897 г. вышла статья Л. Толстого «Что такое искусство?», в которой писатель наиболее полно изложил свои взгляды на проблемы развития культуры, соотношение искусства и науки, на роль искусства в жизни народа и на разрыв между культурой народных масс и господствующих верхов. Хотя в статье отразились и слабые стороны учения Толстого, в частности признание религиозного сознания высшим критерием искусства, он разоблачил практику духовного ограбления народа и подверг критике кастовое искусство, навязываемое властью. В произведениях этого времени — «Воскресение», «Живой труп», «Смерть Ивана Ильича»,

«Хаджи Мурат» — Толстой развивал мысли о разрыве между социальными верхами и народом, о бессмыслен ном существовании верхушки общества, аморальности его образа жизни.

Целую эпоху в русской культуре составило творчество А. П. Чехова. В своих пьесах и рассказах он беспощадно обличал пошлость и мещанство городского обывателя. В то же время он видел возможность духовного прогресса, обновления общества на трудовой основе. Реакционная критика объявила Чехова «певцом суме речных настроений», однако он не воспевал, а бичевал эти настроения и их носителей. Сквозь грязь и пошлость жизни в его произведениях («Степь» и др.) пробивается радостное предчувствие обновления.

Продолжателями традиций критического реализма были писатели, входившие в товарищество «Знание», возглавляемое М. Горьким с 1900 г. Болезненно воспринимая противоречия современности, они отразили в своем творчестве проблемы, волнующие общество: разорение и деградацию деревни (И. А. Бунин), тяжесть положения рабочих (А. С. Серафимович), бездуховность русского офицерства и забитость солдат (А. И. Куприн), безысходность существования городских низов (И. С. Шмелев), пустоту и пошлость буржуазной интеллигенции (Н. Г. Гарин-Михайловский), деятельность революционеров (Л. Н. Андреев, В. В. Вересаев) и т. п. Писатели, входившие в общество «Знание», первыми обратились к теме рабочего класса, однако идейная ограниченность мешала им увидеть перспективу развития общества, исказила взгляд на народ: рабочие в их творчестве часто предстают как забитые бездуховные существа, революционеры — как омещанившиеся нытики, примирившиеся с существующим строем. Социальные причины бесправия народа у них часто подменяются биологическим несовершенством человека, а «доброта», духовное обновление становится почвой для социального объединения людей.

Только в творчестве М. Горького тема народа была освещена с точки зрения пролетариата, выражавшего интересы народа. В своих произведениях Горький показал всю глубину бездны, в которую загнаны народные массы («На дне» и др.), и вместе с тем указал путь народа к свободе. В отличие от большинства писателей «знаньевцев» Горький, которому не чужд революционный романтизм, зовет к борьбе и победе (символические образы Сокола, Данко). В произведениях Горького появляются образы передовых рабочих-революционеров, впервые в русской литературе ставится тема революции («Мать», «Враги», «Мещане»). Горький с наибольшей ясностью и глубиной вскрыл и антинародную сущность капиталистических отношений в производственной сфере («Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). Изображая жизнь не только такой, какова она есть, но и какой она должна быть, Горький создает пролетарскую литера туру социалистического реализма. Вслед за Горьким к правдивому изображению жизни рабочего класса и перспектив его борьбы приходят Серафимович и другие писатели и поэты.

Писатели-реалисты отстаивали свои позиции в условиях, когда большая часть литераторов прониклась болезненными настроениями пессимизма, мистицизма и индивидуализма. Ведущим направлением в буржуазно-дворянской литературе стал символизм. Утратив связь с реальностью, символисты обращаются к религиозно-мистическим исканиям. В их творчестве реальное сочетается с обрывками снов, бреда, с галлюцинациями, реальность часто предстает в фантасмагорическом виде. Избегая ясного и прямого выражения мысли, они прибегают к символам, носящим субъективный характер и выражающим индивидуализированные переживания (Д. Мережковский, Н. Минский, В. Брюсов).

В 900-х годах в литературу приходит группа «молодых» символистов — А. Белый, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок. Они пытались преодолеть пассивность общества, осмыслить историю и современность; в их творчестве появились настроения восторженной приподнятости, напряженного ожидания переворота, все острее становилась их оппозиция капитализму и самодержавию («Мелкий бес» Ф. К. Сологуба, «Петербург» А. Белого). Однако эта оппозиционность была лишена социального содержания, искусство символистов все больше слива лось с религией, явления реального мира у них всего лишь символы.

В дальнейшем часть символистов под воздействием объективной действительности порвала с мистицизмом и идеализмом. В. Брюсов, А. Блок и некоторые другие перешли к реальному отображению общества. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.

Реакция 1907 — 1910 гг. породила такие направления в литературе, как акмеизм и футуризм. Это была попытка отказа от мистицизма и туманности символизма, призыв возлюбить реальный мир. Но в интересе к реальной жизни звучал отказ от общественных проблем. Сужается тематика поэзии акмеистов: увлечение мелочами жизни, чувственной эротикой, поэтизацией случайных переживаний интимной жизни, индивидуализм.

Существенной чертой футуризма было мелкобуржуазное анархическое бунтарство против капитализма, против дворянско-буржуазной культуры. Однако критика футуристами современной культуры перешла в нигилистическое отрицание культуры вообще. Поставив перед собой задачу «революции в искусстве», футуристы выработали новую лексику, которая вульгаризировала поэтические образы, нередко возводила их в культ безобразия, основной пафос их стихов — буйная радость бытия «детей природы».

Жизнь театра в конце XIX — начале XX в. в России ознаменовалась дальнейшей борьбой за демократизацию русской сцены. В императорских театрах ставились блестящие, но пустые спектакли, в основном силами иностранных трупп, эффектные балетные выступления, громоздкие оперы, пошлые водевили и оперетты, хо дульная драма, рассчитанные на услаждение вкусов двора, аристократии, богачей. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александрийском театре была запрещена к постановке «Власть тьмы» Л. Толстого, не допускались к постановке пьесы Островского, покинула сцену императорских театров В. Ф. Комиссаржевская.

Однако видные деятели русской культуры боролись за высокое национальное театральное искусство. Особенно сильной была демократическая струя в драматическом театре. В 1898 г. в Москве открылся новый театр — Московский художественный (МХТ), прославившийся впоследствии на весь мир. Он стал пропагандистом реалистического искусства. Основатели театра — К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, ста вившие задачу создания общедоступного театра, провели коренную реформу театрального искусства. Деятельность МХТ была тесно связана с творчеством

А. Чехова, М. Горького здесь впервые были поставлены «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «На дне», «Мещане». К работе в театре привлекалась талантливая театральная молодежь, в нем выросли О. Л. Книппер, И. М. Москвин и др.

Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. В. Ф. Комиссаржевская ставила пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, Г. Ибсена. Талантливыми постановками отличались театр Ф. А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему высоко держал знамя передового демократического искусства Малый театр в Москве.

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «могучей кучки». Продолжали свою деятельность Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы.

В эти годы совершенствуется русское оперное искусство. Видную роль в развитии национальной оперы сыграл меценат С. И. Мамонтов, обладавший большим художественным вкусом. В 1885 г. на свои средства он открыл частный оперный театр, занявший видное место в пропаганде творчества русских композиторов, в утверждении реалистического искусства. В этом театре впервые были поставлены «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщи на» М. П. Мусоргского (впервые в Москве) и др. К работе в театре Мамонтов привлек таких дирижеров, как М. М. Ипполитов-Иванов, С. В. Рахманинов, художников К. А. Коровина, М. А. Врубеля, В. М. и А. М. Васнецовых, многих выдающихся русских и зарубежных певцов. В операх Мусоргского, Римского-Корсакова, Серова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене Большого театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.

Большую роль в развитии и популяризации русского театрального и музыкального искусства за рубежом сыграли «Русские сезоны» в Париже, устраивавшиеся с 1907 г. видным антрепренером, деятелем русской куль туры С. П. Дягилевым. Благодаря им русские композиторы, художники, постановщики, артисты получили более широкое поле деятельности, а имена Шаляпина, Павловой, Нижинского, Фокина приобрели мировую известность.

В живописи конца XIX — начала XX.в. происходят те же процессы, что и в литературе, театре, музыке. В это время продолжают работать крупнейшие представители передвижничества: P. E. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и др. Они создают новые произведения, преимущественно портрет. Вместе с тем реалистические традиции подхватывают молодые художники. Представитель молодых передвижников Н. А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). В живопись вводится тема пролетариата. Творчество передовой художественной молодежи сохраняет оппозиционность антинародному строю. Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве. В. А. Серова. Неприятие буржуазного образа жизни, трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М. А. Врубеля: тема заката жизни связана с его образом Демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами.

Видное место в художественной жизни занимает деятельность объединения «Мир искусства», возникшего в 1898 г. Порвав с передвижниками, в него вошли В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский. Объединение было довольно расплывчатым в своих границах и меняло позиции под напором социальных проблем. Лидеры объединения требовали отказа от социальной тенденциозности, выдвигая принцип свободы художника от внешних проявлений действительности. Искусство рассматривалось ими как средство выражения индивидуальности художника. Таким образом, «мир искусники» стояли на позициях «чистого искусства». Определяющей чертой их творчества были поиски эстетического идеала в романтизированном прошлом. Однако они не смогли уйти от выражения общественно-политических настроений и идей своего времени. В 1905 г. многие «мирискусники» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта», выражая свой протест против самодержавия. Значительного успеха добились художники «Мира искусства» в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.

Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» — объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, К. А. Коровин и другие, продолжая линию лирического пейзажа, идущую от Левитана, осмысливают и прославляют красоту родной природы. Перерабатывая достижения европейского искусства, они создают русский вариант импрессионизма. Члены возникшего в 1910 г. объединения «Бубновый валет», используя приемы кубизма и фовизма, разрабатывают новые формы живописи.

Русскому искусству конца XIX — начала XX в. были свойственны «универсализм» художников, их попытки работать в разных видах искусства, в разных техниках и жанрах, в том числе и в прикладном искусстве; заметен их глубокий интерес к крестьянскому прикладному искусству.

Крупнейшим представителем скульптуры этого периода был П. Трубецкой, автор известного памятника-сатиры Александру III; ему принадлежит ряд скульптурных портретов деятелей русской культуры. Современники говорили, что Трубецкой лепит свои работы из глины пополам со светом. В работах другого замечательного скульптора — С. Т. Коненкова нашел выражение интерес художественной интеллигенции к народному искусству: в «Старичке-полевичке», «Нищей братии» он использует материалы, приемы и мотивы, свойственные народной скульптуре. В то же время в работах Коненкова, как и в произведениях других видных скульпторов начала XX в. — А. С. Голубкиной, А. Т. Матвеева, проявляется склонность к классическим мотивам и приемам, интерес к обнаженному телу. Голубкина одна из первых воплотила в своем творчестве революционные мотивы, создав символические работы «Железный», «Идущий»; ей принадлежит первый скульптурный портрет К. Маркса. В 1905 — 1907 гг. революционные мотивы нашли место в творчестве С. Т. Коненкова, создавшего портрет рабочего Чуркина, революционерки («Ника»).

В архитектуре также продолжаются поиски нового стиля. Таким стилем в первом десятилетии XX в. стал модерн. Архитекторы подчиняют внешний вид здания его внутреннему содержанию. Делаются попытки вы явить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихотливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Зачастую он сочетался с элементами других стилей, особенно готики и древне русской архитектуры. Крупнейшим представителем стиля модерн стал Ф. О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горькою).

Складывается неорусский стиль (сочетание архитектурных стилей прошлого и настоящего). Видным представителем его стал А. В. Щусев, автор здания Казанского вокзала в Москве. Иногда неорусский стиль соединяется со стилем модерн (Ярославский вокзал в Москве — архитектор Шехтель). Одновременно в строительстве особняков и зданий общественного назначения широко стал применяться стиль неоклассицизма, воспроизводивший некоторые принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. В стиле неоклассицизма Р. Н. Клейн построил здание Музея слепков (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Использование новых технологических приемов и материалов порождает накануне 1914 г. функционализм в архитектуре, который лег в основу уже советской архитектуры.

Рубеж веков является периодом наибольшего, обострения борьбы двух культур —  традиционной демократической, возглавлявшейся писателями и художниками-реалистами, и реакционной дворянско-буржуазной, от разившей политический и духовный кризис эксплуататорского строя. В исторической перспективе победа была за новым классом — пролетариатом — и за его культурой, возникавшей на основе демократических традиций.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector