Наука и техника в период империализма

После смерти Маркса и Энгельса марксизм получил свое творческое развитие в трудах В. И. Ленина. Родиной ленинизма стала Россия. С именем Ленина связана новая эпоха в развитии марксизма, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию развития. Обобщив марксизм, В. И. Ленин раз вил дальше философию, политическую экономию и научный коммунизм. Произведения В. И. Ленина явились руководством к действию для пролетариата России и его партии в трех революциях. Ленинизм — высшее достижение русской и мировой культуры.

В классическом труде «Развитие капитализма в России» Ленин дал широкую картину развития экономики России в пореформенный период. В книге всесторонне и глубоко анализируются развитие промышленности, сельского хозяйства, внутреннего рынка, процесс разложения крестьянства, переход помещиков от барщинного хозяйства к  капиталистическому. Из книги следует вывод, что единственный путь освобождения пролетариата, крестьянства, всех трудящихся от гнета и эксплуатации — это путь революции.

В труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленин развил теоретические основы марксизма — диалектический и исторический материализм. Он показал сложный, диалектический характер исторического процесса. В книге содержится глубоко аргументированный анализ идеалистической философии, марксистская философия защищается от различных ревизионистов и перерожденцев. Книга В. И. Ленина была весьма своевременной, ибо с конца XIX — начала XX в. усилилась борьба в философии между материализмом и идеализмом.

В 1916 г. В. И. Ленин закончил работу над книгой «Империализм, как высшая стадия капитализма», в которой он, развивая учение К. Маркса о социалистической революции, пришел к выводу о возможности победы социализма первоначально в одной стране. Гениальные труды В. И. Ленина наносили разящие удары по идеологическим противникам — неокантианцам, махистам и другим, которые вели борьбу с материалистической философией, с марксизмом, выступали против революции, против партии большевиков. Труды В. И. Ленина являются величайшим вкладом в науку.

В период империализма продолжается развитие русской науки и техники. Среди блестящей плеяды ученых достойное место занимают И. И. Мечников, А. С. Попов, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, П. Н. Лебедев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский и многие другие. По-прежнему в развитии научной мысли первенствовало естествознание, особенно наука о природе.

И. И. Мечников (1845 — 1916), выдающийся биолог, создал новую отрасль знания — сравнительную патологию и физиологию, теорию фагоцитов («пожирающих клеток»), одну из решающих сил самозащиты организма. Мечников не смог работать в условиях царской России. По приглашению французского ученого Л. Пастера он переехал в Париж, где и работал в его институте до конца своей жизни.

В мае 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге А. С. Попов (1859 — 1906) продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, а в марте 1896 г. он со своим помощником П. Н. Рыбниковым впервые практически осуществил связь без проводов на расстояние 50 км между о-вом Гогланд и г. Котка. С острова Гогланд А. С. Попов послал первую в мире радиограмму. Попов был горд и счастлив тем, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи. Однако царское правительство не поняло и не оценило изобретение ученого и не создало ему условий для дальнейшей работы.

К. А. Тимирязев (1843 — 1920) посвятил всю свою научную деятельность изучению процесса усвоения зелеными листьями из воздуха углекислоты под влиянием энергии солнечных лучей.

К. А. Тимирязев изобрел специальные приборы для такого изучения, выработал точные физические методы. Заслуги ученого были признаны и за границей. Тимирязев имел степень доктора нескольких университетов и был членом Королевского ученого общества в Лондоне.

К. А. Тимирязев был сторонником учения Дарвина, материалистом. Незадолго до смерти Тимирязева вышел из печати сборник его статей «Наука и демократия».

В. И. Ленин прочел эту книгу и прислал ученому письмо (27 апреля 1920 г.), в котором писал: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть».

А. П. Карпинский (1847 — 1936) — крупнейший русский геолог, создатель отечественной геологической школы. Им написаны монографии о полезных ископаемых Урала, европейской части СССР. Особенно известны работы ученого по тектонике и палеографии (о залегании и смещении земной коры и процессах горообразования; о распространении морей и суши в минувшие геологические эпохи). В 1916 г. А. П. Карпинский был из бран президентом Академии наук и оставался на этом посту до конца своей жизни.

И. В. Мичурин (1855 — 1935) работал в области плодоводства. Методами гибридизации он сумел создать большое количество новых сортов плодово-ягодных сельскохозяйственных культур.

Учение И. М. Сеченова об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И. П. Павлова (1849 — 1936), создателя материалистического учения о высшей нервной деятельности. Учение Павлова подтверждает основное положение диалектического материализма о том, что материя являемся источником ощущений и что сознание есть продукт материи, продукт мозга.

Одним из ярких в славном созвездии имен русских ученых является имя Н. Е. Жуковского (1847 — 1921), которого В. И. Ленин назвал «отцом русской авиации». В 1916 г. вышла книга Жуковского «Теоретические ос новы воздухоплавания», в которой были установлены законы аэродинамики. Жуковский — основоположник современной гидро- и аэромеханики.

В те же годы выдвинулся другой замечательный ученый — К. Э. Циолковский (1857 — 1935), всю свою жизнь посвятивший разработке трех основных технических проблем: строительство большого управляемого цельно металлического дирижабля, создание самолета и ракет для межпланетных сообщений. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опередили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
в период империализма">
Adblock
detector