Развитие феодальных отношений в Древней Руси. Классовая борьба

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией, главной внутриполитической задачей которой было содействовать ускорен ному развитию и укреплению феодальных отношений. Во главе государства стоял великий киевский князь, опиравшийся на многочисленную и хорошо вооруженную дружину. Дружина являлась не только военной силой, но и принимала непосредственное участие в управлений государством. Бояре и «княжие мужи», составлявшие «старейшую дружину», были советниками князя, воеводами, наместниками, послами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей великокняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска. Известную роль в политической жизни страны играли представители старой племенной знати — «старцы градские», «нарочитая чадь». Постепенно они сливались с верхушкой дружины в один класс феодалов. Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские данщики, мечники, вирники и другие административные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя. Укреплению государства способствовало принятие христианства, которое идеологи чески обосновывало феодальный строй, помогало держать в повиновении народные массы. Среди правящей верхушки христианство начало распространяться еще в IX в., однако государственной религией Древней Руси оно стало только с 988 г., со времени князя Владимира, объявленного церковью «святым».

Однако огромное по территории Древнерусское государство долго было лишено внутреннего единства. К. Маркс называл его «лоскутной империей». Отдельные области страны были связаны с Киевом в основном данническими отношениями. Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре и «княжие мужи» отправлялись на «полюдье» — собирать дань мехами, медом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйства смердов. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополе, на остальное князь кормил и одевал свою дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определенной территории.

Дань была первичной формой феодальной эксплуатации, которую К. Маркс определял как «вассальную зависимость без феодов или феоды, состоящие исключительно из дани». Размеры дани в IX — первой половине X в. не были точно определены и регулировались «обычаем». Только после восстания 945 г. в Древлянской земле, во время которого был убит князь Игорь, киевская княгиня Ольга установила «уставы» и «уроки».

С развитием феодальных отношений формы эксплуатации непосредственных производителей изменяются. На мену дани в XI в. пришла примитивная отработочная Рента и рента продуктами (оброк натуральный). Эти изменения были связаны с возникновением феодального землевладения. Князья, бояре и монастыри становятся крупными земельными собственниками. Княжеские дружинники, получая землю, превращаются из военных в бояр-вотчинников.

Одновременно с развитием феодального землевладения проходил процесс закрепощения производителей — смердов. Если раньше собственное хозяйство феодалов обслуживали рабы-холопы, то теперь феодалы переходили к эксплуатации феодально зависимых людей, бывших свободных общинников. Князья раздавали общинные земли вместе с населявшими их смердами боярам и монастырям. Участились насильственные захваты общинных земель и отдельными феодалами. Однако закрепощение проходило не только насильственным путем. Хозяйство смердов было неустойчивым в экономическом отношении: достаточно было пожара, неурожая, падежа, скота или набега кочевников, чтобы смерды разорялись и вынуждены были идти в кабалу к феодалу. Смерд получал ссуду («купу») деньгами, скотом или хлебом и превращался в зависимого человека — закупа, который должен был выполнять определенные повинности в пользу феодала и не мог уйти от своего господина. В зависимость попадали «рядовичи», заключавшие с феодалом договор — «ряд» о работе, потерявшие связи с общиной и. искавшие защиты у феодала «изгои», выпущенные на волю рабы — «пущенники», или «прощенники». В хозяйстве феодала по-прежнему использовался рабский труд холопов, но его удельный вес непрерывно уменьшался.

В XI в. феодальные отношения распространились по всей территории страны, княжеские и боярские вотчины появлялись в земле вятичей, ранее не знавших феодальной эксплуатации. Повсеместно при содействии велико княжеской власти и церкви проходил процесс закрепощения смердов-общинников, захвата общинных земель.

Закабаление вызывало стихийный протест народных масс. Об антифеодальном движении летописцы сообща ют очень скупо, но уже при князе Владимире в Киевской земле «умножились разбои», а при князе Ярославе Мудром и его сыновьях произошло несколько крупных восстаний смердов в Ростово-Суздальской земле и на Белоозере (1024, 1071, 1091). Некоторые из восстаний возглавляли языческие жрецы — волхвы. Борьба за старую языческую веру связывалась в сознании смердов с зашитой прежней общинной свободы. Обострились классовые противоречия и в городах Древней Руси. Крупное восстание произошло в 1068 г. в Киеве. В том же году в Новгороде был убит епископ. Спустя два года снова «бысть мятежь в граде велик». Выступления смердов и горожан жестоко подавлялись феодалами. После киевского восстания появился свод феодальных законов Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого), которая предусматривала суровые наказания за покушения на феодальную собственность и личность феодалов. Но народные движения продолжались. В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Оно было подавлено великим князем Владимиром Мономахом (1113 — 1125), однако по «Уставу Мономаха», дополнившему «Правду Япославичей», положение закупов и должников, попавших в кабалу к ростовщикам, было несколько улучшено. Ко времени Владимира Мономаха относится появление еще одного свода законов — «Пространной Русской Правды», которая закрепляла феодальные отношения. Повсеместное распространение феодальных отношений сопровождалось складыванием на местах государственного аппарата, ростом влияния местного боярства. Это укрепляло власть феодалов над зависимым населением, однако ослабляло внутреннее единство Древне русского государства. Сепаратистские тенденции поддерживали и окрепшие города. Если раньше Киев не имел равных по силе и богатству, то уже во второй половине XI в. с Киевом могли соперничать Новгород, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич, Суздаль, Полоцк и другие феодальные центры. Появились первые признаки распада Древнерусского государства. После смерти Ярослава Мудрого несколько лет совместно правили его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. Но вскоре этот «триумвират» распался. Начались феодальные усобицы, продолжавшиеся несколько десятилетий. Князья вели между собой ожесточенную борьбу за Киев. Однако впереди был еще один период единства Древней Руси, связанный с именем Владимира Мономаха и его старшего сына Мстислава (1125 — 1132).

Две основные причины привели к восстановлению единства
Древней Руси. Во-первых, резко обострилась классовая борьба, происходили народные восстания против феодального гнета в городе и в деревне. Опасность заставила феодалов на время объединиться для защиты классовых противоречий. Во-вторых, началось широкое наступление на Русь, кочевников-половцев. Русские летописцы упоминают о 46 больших половецких «ратях», более 30 раз половецкие ханы вмешивались в усобицы русских князей. Особенно усилилось половецкое наступление в 90-х годах
XI в., когда половцы подходили даже к Киеву.

В бурных событиях конца XI — начала XII в. выдвинулся князь Владимир Мономах, правитель пограничного со степью Переяславского княжества. Это княжество находилось на переднем крае борьбы с половца и Владимир Мономах сумел привлечь к совместным походам на половцев многих русских князей. Большие походы в «Половецкое поле» были предприняты в 1003, 1109; 1110 и 1111 гг. Русские дружины доходили до низовьев Дона и берегов Азовского моря, громили половецкие «зимовья», захватывали пленных и скот. Владимиру Мономаху удалось нанести удары по основным половецким кочевьям. Половецкое давление на Русь ослабло. Некоторые половецкие орды вообще покинули южнорусские степи.

Победоносные походы принесли князю Владимиру Мономаху славу блестящего полководца и государственного деятеля. В распоряжении переяславского князя оказалось большое, закаленное в многолетних войнах с половцами, войско. Поэтому в 1113 г., когда в Киеве началось опасное народное восстание, местное боярство призвало этого популярного князя. Шестидесятилетний Владимир Мономах вошел с войском в Киев. Он принимал энергичные меры по восстановлению единства страны. Во всех крупных городах были посажены сыновья великого князя, послушно выполнявшие его волю: в Новгороде — Мстислав, в Переяславле — Ярополк, в Смоленске — Вячеслав, во Владимире-Волынском — Андрей, в Ростово-Суздальской земле — Юрий Долгорукий. Перед могуществом Владимира Мономаха смирились остальные князья, усобицы прекратились.

Однако великолепное здание Древнерусского государства, как бы заново воссозданное трудами Владимира Мономаха, оказалось недолговечным. Диалектика истории проявилась в том, что раннефеодальная монархия, вновь вызванная к жизни вспышкой классовых противоречий и внешней опасностью, успешно выполнив свою миссию, перестала быть исторической необходимостью. Сын Мономаха, великий киевский князь Мстислав Владимирович, еще мог поддерживать единств страны, опираясь на традицию и большие военные ресурсы, накопленные отцом. Но вскоре после смерти Мстислава (1132). Древнерусское государство распар на фактически самостоятельные феодальные княжества. Наступил период феодальной раздробленности.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector