big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Появление социал-демократии как идейного течения

Отдельные работы основоположников научного коммунизма стали известны в России еще до отмены крепостного права. В 60-х и особенно в 70-х годах в России начали постепенно распространяться произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. С ними знакомились представители революционно-демократической интеллигенции и передовые рабочие. В 1872 г. вышел в русском переводе первый том «Капитала» К. Маркса. Это был первый перевод «Капитала» на иностранный язык. Однако знакомство с произведениями Маркса в 70-е годы еще не означало выделения научного социализма как самостоятельного течения в русской общественной и научной мысли. В 80-е годы, когда в России сложился класс пролетариев, т. е. появились социальные предпосылки для распространения марксизма, научный социализм стал самостоятельным течением общественной мысли, научной теорией, на которую опирались революционеры. В то же время в начале 80-х годов отчетливо обнаружился кризис народнической идеологии.

Народничество в результате разложения крестьянства все более утрачивало свою социальную опору, Исполнительный комитет «Народной воли» был, раз громлен. Попытки восстановить единую революционную организацию оказались безуспешными. В народничестве стало брать верх либеральное направление. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и стали сторонниками реформ, проводимых сверху самодержавной властью, не затрагивавших основ существующего строя. Все это убеждало революционно настроенных деятелей общественного движения в несостоятельности народнической идеологии, толкало их к поискам новой революционной теории. Передовые представители русской общественной мысли обратились к теории научного социализма, созданной Марксом. Усвоение теории требовало решительного разрыва с народническими воззрениями.

Однако не все передовые деятели, искавшие новых путей борьбы, понимали это. Предпринимались попытки соединить народнические воззрения с марксизмом. Наиболее ярко подобное стремление проявилось в революционной группе Александра Ульянова, возникшей в Петербурге в 1886 г. С одной стороны, члены группы признавали, что рабочий класс будет оказывать решающее влияние на ход революционной борьбы; с другой, они идеализировали крестьянскую общину, считали самодержавие надклассовой силой, видели в терроре основное средство борьбы за политическую свободу. 1 марта 1887 г. при подготовке покушения на Александра III члены группы, в том числе и брат В. И. Ленина, были арестованы, преданы суду и казнены.

Но были в России 80-х годов и такие представители общественной мысли, которые сумели понять, что только преодоление народнических ошибок и заблуждений и усвоение марксизма открывает путь для успешной революционной борьбы. Появление в России марксизма как самостоятельного течения было связано с деятельностью группы «Освобождение труда».

Г. В. Плеханов (1856 — 1918) — руководитель организации «Черный передел» и одноименного народнического журнала и ряд других его соратников, преследуемые полицией, в 1880 г. эмигрировали за границу. Здесь Плеханов, познакомившись с рабочим движением в Западной Европе, начал внимательно изучать марксизм и стал первым русским марксистом. В 1883 г. в Женеве Плеханов создал группу «Освобождение труда», в которую вошли П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. Группа поставила задачи: во-первых, организовать пропаганду в России теории научного социализма путем перевода на русский язык и распространения произведений Маркса и Энгельса; во-вторых, дать критику народнической идеологии и разработать основные вопросы общественной жизни страны с позиций марксизма.

Группа «Освобождение труда» выпускала «Библиотеку современного социализма». Плеханов и другие члены группы перевели и издали «Манифест Коммунистической партии», работы К. Маркса «Наемный труд и капитал», «Нищета философии», произведения Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» и др. Группа сумела наладить переправу марксистской литературы и установить связи с революционным движением в России. Издания группы широко распространялись в России и сыграли большую роль в пропаганде марксизма и в идейном оформлении российской социал-демократии.

Крупной исторической заслугой Г. В. Плеханова явилась критика народничества. В 1883 г. вышла его работа «Социализм и политическая борьба». В ней Плеханов раскрыл марксистское положение о том, что политическая борьба является необходимым орудием социального освобождения и экономического преобразования общества. Он обосновал необходимость низвержения самодержавия и установления демократического строя в России для дальнейшей успешной борьбы пролетариата за освобождение от господства капитала. Плеханов показал, что предстоящая революция в России будет буржуазно-демократической, а не социалистической, как полагали народники. В работе подчеркивалась идея ведущей роли пролетариата в революционном движении, в ней говорилось, что задачами революционеров являются организация рабочих, их сплочение и борьба за создание пролетарской партии в России.

Большую роль в критике народничества и пропаганде в России марксистского учения сыграла книга Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895). На этой работе, указывал В. И. Ленин, «...воспиталось целое поколение русских марксистов...».

Заслугой группы «Освобождение труда» была раз работка проекта программы, содержавшего основные требования программы марксистской партии. Члены группы поддерживали контакты с видными деятелями социалистического рабочего движения Запада (Э. Эвелингом и его женой Э. Маркс, А. Бебелем, В. Либкнехтом, К. Цеткин, К. Каутским), сотрудничавшими в международной социал-демократической печати и участвовавшими в европейских социалистических конгрессах.

Однако Плеханов и остальные члены группы «Освобождение труда» не смогли до конца творчески овладеть марксизмом, в определенной мере воспринимали его догматически. Плеханов преувеличивал роль географической среды, недооценивал роль производственных отношений в историческом развитии, нечетко понимал вопрос о диктатуре пролетариата, отрицал революционные возможности крестьянства и т. д. Все это впоследствии помешало ему и его товарищам по группе понять особенности исторического развития при переходе от капитализма к империализму и, следовательно, особенности буржуазно-демократической революции в России, что привело их к меньшевизму. Группа «Освобождение труда» просуществовала до 1903 г. Ее делегатом на II съезд РСДРП был избран Г. В. Плеханов.

В 80-х — начале 90-х годов в России возник ряд марксистских групп и кружков. В 1883 г. независимо от группы «Освобождение труда» в Петербурге образовалась марксистская группа, которой руководил Димитр Благоев (1856 — 1924), в будущем основатель революционной партии тесняков, ставшей Коммунистической партией Болгарии. В его группу вошли студенты университета, Технологического и Лесного институтов. Теоретические воззрения членов группы развивались в марксистском направлении. В составленном членами группы проекте программы отвергался народнический тезис о «самобытности» исторического развития России, признавался факт развития капитализма и подчеркивалась передовая роль промышленных рабочих в революционной борьбе. Вместе с тем члены группы разделяли некоторые положения лассальянства и народничества, например, не проводили различий между пролетариатом и крестьянством.

В разных районах Петербурга члены группы создали рабочие кружки, в которых занималось около 150 заводских рабочих. Группа имела собственную типографию и начала издавать социал-демократическую газету «Рабочий» (вышло два номера). Она поддерживала тесные контакты с группой «Освобождение труда». Деятельность группы прекратилась в 1887 г. ввиду репрессий царизма.

В 1885 г. в Петербурге возникла марксистская группа П. В. Точисского, порвавшего с дворянской средой, из которой происходил, со своим отцом-полковником и ставшего рабочим. Точисский считал пролетариат единственной революционной силой, способной освободить общество от эксплуатации, ближайшую задачу рабочих революционеров он видел в создании самостоятельной пролетарской партии. Члены группы, которая называлась «Товарищество санкт-петербургских мастеровых», вели пропаганду марксизма в рабочих кружках на ряде предприятий. Они создали кассу взаимопомощи и крупную для того времени библиотеку. Строгая конспирация позволила сохранить рабочие кружки и после ареста в 1889 г. руководящего ядра группы.

В 1889 г. в Петербурге в результате объединения марксистских студенческих и рабочих кружков возникла социал-демократическая группа во главе с М. И. Брусневым. В группе было два центральных кружка. Центральный рабочий кружок руководил низовыми рабочими кружками. Центральный интеллигентский кружок готовил пропагандистов, разрабатывал программы занятий и обобщал опыт работы. Группа Бруснева в своей деятельности руководствовалась программой группы «Освобождения труда».

Своей целью она ставила подготовку среди передовых рабочих сознательных социал-демократов, т. е. руководителей рабочего движения, которые должны были внести в среду рабочих идеи научного социализма. Почти во всех районах Петербурга были созданы кружки. Активное участие в их деятельности принимали рабочие Ф. А. Афанасьев, Н. Д. Богданов, В. И. Прошин, а также видные революционеры Н. К. Крупская, Г. М. Кржижановский, С. И. Радченко и др. В 1891 г. рабочие-революционеры.

Группа Бруснева поддерживала связь с марксистами Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов, где также существовали марксистские кружки. Была предпринята попытка объединения социал-демократических кружков в единую организацию, но она оказалась неудачной. Охранка арестовала руководящее ядро группы во главе с Брусневым. Группа Бруснева была наиболее многочисленной и деятельной марксистской организацией того времени. Она сделала первые попытки сблизиться с рабочим движением.

Важную роль в борьбе с народничеством и распространении марксизма в России сыграли кружки, организованные в Казани в 1888 г. одним из первых русских марксистов Н. Е. Федосеевым (1871 — 1898). В один из этих кружков входил А. М. Горький. Центральный кружок имел свою библиотеку, кассу, печатал на гектографе марксистские работы и готовил свою программу. Эта работа была прервана арестом членов кружка в 1889 г.

В целом десятилетие 1884 — 1894 гг. было временем возникновения и упрочения российской социал-демократии как идейного течения. Число сторонников нового направления было еще невелико. Распространение марксизма шло в отрыве от рабочего движения, а сами марксистские кружки не были связаны между собой. Однако усилиями членов марксистских групп и кружков в России была подготовлена почва для соединения социализма с рабочим движением, перехода к революционному движению, которое опиралось бы на теорию научного социализма.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) вступил на путь революционной борьбы, которой отдал всю свою жизнь, в конце 80-х годов XIX в. Это было время, когда в стране уже утвердился капитализм; марксистская идеология завоевала прочные позиции в западноевропейском рабочем движении и распространилась в России; были сделаны первые попытки применения марксизма к анализу русской действительности. Это способствовало формированию марксистского мировоззрения В. И. Ленина. Казнь весной 1887 г. его брата Александра Ульянова окончательно определила вступление Ленина на революционный путь борьбы.

Осенью 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. С первых студенческих лет он принял активное участие в общественно-политической жизни: участвовал в работе нелегального Симбирского землячества студентов и стал членом революционного студенческого кружка, в котором изучались работы Маркса и русских революционеров-демократов 40 — 60-х годов. В конце 1887 г. он принял активное участие в студенческой сходке, был арестован и выслан в глухую деревню Кокушкино в 40 верстах от Казани под надзор полиции. В ссылке Ленин усиленно занимался самообразованием, изучал работы Чернышевского и другую литературу. Вернувшись осенью 1888 г. в Казань, Ленин вступил в один из кружков Федосеева, где изучал марксизм.

В 1889 — 1893 гг. В. И. Ленин жил в Самаре. Здесь он самостоятельно подготовил и в 1891 г. успешно сдал экзамены экстерном за юридический факультет при Петербургском университете. В 1892 г. Ленин создал первый в Самаре марксистский  кружок, члены которого изучали произведения Маркса, Энгельса, Плеханова и стремились наладить связи с марксистами других городов.

Самарский период В. И. Ленин считал началом своей социал-демократической деятельности. В августе 1893 г. В. И. Ленин, стремившийся к активной революционной работе в среде промышленного пролетариата, выехал в ведущий центр рабочего движения  — Петербург.

Рабочее движение 80-х — начала 90-х годов оставалось еще стихийным, оно было направлено на улучшение положения рабочих в рамках капиталистического строя, т. е. носило преимущественно экономический, а не политический характер. Но оно уже становилось массовым движением; в некоторых случаях в нем начали проявляться элементы организованности и политические тенденции (на фабрике Морозова). В 80 — 90-е годы российский пролетариат превратился в значительную общественную силу.

Группа «Освобождение труда» сыграла важную роль в распространении в России марксизма как самостоятельного идейного течения и в критике народничества. Ее деятельность, как и деятельность марксистских кружков в России, создала предпосылки для соединения рабочего движения с социализмом.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.