big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Контрреформы правительства Александра III

30 мая 1882 г. министром внутренних дел был назначен Д. А. Толстой, получивший прозвание «министра борьбы». Это был достойный соратник Победоносцева, настойчивый выразитель самых реакционных стремлений дворянства. Осуществление программы крепостнической реакции Толстой начал с действий в области печати и школы. «Временные правила о печати 1882 г.» преследовали своей целью прекратить не угодные правительству издания. Была введена так называемая карательная цензура. Приостановленные после третьего предупреждения газеты по возобновлении их выхода обязаны были представлять очередные номера в цензуру не позднее 11 часов вечера, теряя тем самым возможность печатать новые известия. Если они, с точки зрения цензора, приносили «значительный вред», их публикация задерживалась.

В 1882 г. министром просвещения был назначен И. Д. Делянов. Он произвел коренную перестройку школы. Автономия университетов, утвержденная Уставом 1863 г., была уничтожена законом 1884 г. Должности профессора, деканов и ректор» стали замещаться по назначению. Все начальные школы были переданы церковному ведомству — Синоду. Одновременно в 5 раз была повышена плата за обучение в университетах, что сократило число студентов и привело к изменению их социального состава. В 1887 г. был издан циркуляр, известный под названием циркуляра «о кухаркиных детях». По этому положению запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т. н.

Контрреформой, ущемлявшей правовой статус крестьянства, явилось положение о земских начальниках, изданное 12 июля 1889 г. По словам самого Толстого, оно должно было вернуть в деревню то твердое, хотя и патриархальное управление помещиков, которое было поколеблено реформой 1861 г. Существовавший в деревне мировой суд был уничтожен. Его судебные и по лицейские функции перешли к земским начальникам, которыми могли быть только потомственные дворяне. Власть земского начальника на местах была неограниченной. Он соединял в своих руках власть административную и судебную. От земского начальника зависела вед деятельность крестьянского самоуправления. Он мог внести на рассмотрение крестьянского схода любой вопрос, приостановить его любое решение. Волостной крестьянский суд был поставлен в полную зависимость от произвола земского начальника. Земский начальник мог оштрафовать или арестовать судью, приостановить любой приговор суда. Земскому начальнику, в ведении которого находилось от 10 до 30 тыс. человек, подчинялась вся крестьянская сельская и волостная администрация. Тягостным для крестьян оказалось право земского начальника налагать штрафы до 6 руб. и подвергать аресту до 3 дней. Пользуясь этим правом, земские начальники могли осуществлять любое самоуправство: заставляли крестьян работать на себя, арестовывали участников схода, голосовавших в не угодном для них направлении. Крестьяне не имели права жаловаться на земского начальника. Введение института земских начальников лишало крестьянство тех немногих прав, которых оно добилось в начале 60-х годов.

Другой крупной контрреформой было новое положение о земствах 1890 г., проект которого Д. А. Толстой разработал еще в 1886 г. В объяснительной записке царю Толстой выступал против выборного и бессословного начала в земствах. Контрреформа, предложенная им, должна была пресечь это «зло в самом корне». В новом положении о земстве 1890 г. было усилено сословное дворянское представительство. К этому сводилась основная идея контрреформы. С этой целью уменьшался ценз для дворян и увеличивалось количество дворянских гласных. По новому положению вместо прежней курии землевладельцев, куда входили земле владельцы-дворяне и землевладельцы-буржуа, учреждалась дворянская курия. В состав курии городских сословий наряду с представителями буржуазии, как было прежде, уже не входили дворяне-домовладельцы, проживавшие в городах. Теперь эта курия включала лишь буржуазные элементы города. Крестьянство сов сем лишалось выборного представительства. Крестьяне могли выбирать только кандидатов. Гласных из крестьян назначал сам губернатор из списка кандидатов по представлению земских начальников. Старое земство обладало некоторой, очень небольшой, самостоятельностью, решая ряд дел без участия правительственных властей. По земской контрреформе ни одно решение не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел. Губернатор мог отменить любое решение земства.

Утверждение нового положения о земствах и про ведение его в жизнь поставило вопрос о судьбах городского самоуправления. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, устранявшее малоимущие слои населения от участия в городском управлении. Избирательные права в городские думы получили преимущественно владельцы недвижимого имущества в городе на сумму от 300 руб. в уездных городах и до 3000 руб. в столице, а также владельцы торговых и промышленных предприятий, имевшие купеческие свидетельства.

По новому положению, не получили права выборов мелкие домовладельцы, имущество которых было оценено ниже указанной суммы, и полностью лишены избирательных прав мелкие торговцы. Городовое положение 1892 г. усиливало власть городского головы, он считался на государственной службе, получал чины и ордена.

Изменению подверглась и судебная реформа 1864 г., которую в 80-х годах объявили «роковой ошибкой». В 1887 г. был изменен ценз для присяжных заседателей. Для владельцев недвижимого имущества, преимущественно дворян, он был понижен, а для владельцев торгово-промышленных предприятий, плативших подоходный налог, повышен. Так усиливалось дворянское представительство и ослаблялось буржуазное.

Контрреформы правительства Александра III, глубоко реакционные по своему социальному содержанию, усиливали позиции полукрепостнического дворянства во всех сферах общественной жизни, способствовали утверждению патриархальных начал в обществе, означали шаг назад в государственной политике. Но они не могли остановить развитие буржуазии и капитализма, изменить соотношение сил в земствах и городских думах, где позиции буржуазии постепенно усиливались, не смотря на изменение состава представительства в пользу дворянства. Рабочее движение ширилось и принимало массовый, всероссийский характер. В стране появились первые марксистские организации. Правительство Александра III не могло остановить объективный ход развития российского общества в направлении к широким демократическим преобразованиям.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.