Народничество 70-х годов

Ряд черт позволяет выделить 70-е — начало 80-х годов как особый этап в революционно-демократическом периоде русского освободительного движения.

«Шестидесятники» не ставили вопроса о характере пореформенного развития страны, ограничиваясь лишь борьбой против остатков крепостничества. Заслугой «семидесятников» была именно постановка такого вопроса и более глубокая критика капитализма. Если типичный «шестидесятник», по определению В. И. Ленина, был просветителем, а само движение было по преимуществу кружковым, прокламационным и литературным, то в 70-е годы выступают новые люди, с юношества впитавшие в себя принципы революционной демократии, ставившие перед собой практическую задачу подготовки и совершения социальной революции. Движение 70-х годов приобретает массовый характер, в то время как в 60-е годы оно массовым еще не было. Наконец, «интеллигентское» революционное движение 70-х годов совпадает и отчасти сливается с рабочим движением, которое становится новым важным фактором общественной борьбы.

Новый подъем революционного движения был обусловлен рядом внутри- и внешнеполитических явлений. Так, по воспоминаниям многих народников, они были заворожены событиями Парижской Коммуны — первой попытки решительного переворота и построения нового общества. Парижская Коммуна дала толчок движению революционной мысли в России. Такое же значение имела и деятельность Первого Интернационала и его Русской секции. Новому революционному подъему способствовало ожидание в начале 70-х годов крестьянской революции, связанное с тем, что в 1870 г. истекал 8-летний срок, в течение которого крестьяне не могли отказываться от земли; слухи о «новой воле» ходили среди крестьянства. Определенную роль сыграла политика самодержавия в области народного просвещения, затруднявшая доступ в университеты значительной части разночинной молодежи. Большое влияние на участников революционного движения оказали сочинения, прокламации и призывы Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Основы народнической теории были заложены в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, П. Н. Ткачева, базировавшихся на трудах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Теоретики народничества извлекли из учения основоположников русской революционной демократии не самое ценное: наибольшее их внимание привлекли утопическая часть учения и проблемы крестьянской общины. В области же социологии, философии, истории для них были характерны эклектизм, склонность к позитивизму, что и породило глубоко ошибочные представления о ходе исторического развития и диалектике революции.

В. И. Ленин, рассматривая историю русского революционного движения, выделил ряд признаков, которыми характеризовалось народничество. В числе их прежде всего «признание капитализма в России упадком, регрессом». Признавая наличие и закономерность развития капитализма в Европе, народники категорически отвергали историческую обусловленность и прогрессивность его, для России. Они заявляли, что в России народ не оторван от средств производства, а потому в стране нет условий для развития капитализма. Некоторые из народников, не отрицая в России элементов капитализма, считали, что они искусственно насаждаются правительством, будучи чуждыми самобытному организму народ ной жизни. Эти элементы вредны, так как способны подорвать самобытность русской жизни. В. И. Ленин считал это признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т. п. в частности вторым существенным признаком народнической идеологии. Народники полагали, что русский крестьянин, воспитанный в общинных условиях, —  коммунист по природе, что он таит в себе «коммунистические инстинкты», что ему якобы чужд самый принцип частной собственности на землю и что крестьянская община может в силу этого стать первичной ячейкой коммунистического общества. Однако, считали они, тая в себе «коммунистические инстинкты», народ блуждает во тьме, не зная конкретных путей к свободе и справедливости. Указать ему эти пути должна интеллигенция — часть населения, не связанная с собственностью, не имеющая корыстных интересов в эксплуататорском строе, освоившая культурное наследие человечества и потому наиболее восприимчивая к идеям равенства, гуманизма, социальной справедливости. «Игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов» В. И. Ленин считал третьим важным признаком народничества. Не понимая сущности исторического развития общества, народники полагали, что государство, и прежде всего российское самодержавие, есть надклассовая надстройка, бюрократический аппарат, не связанный ни с какими классами, В силу этого социальная революция, особенно в такой стране, как Россия, — дело чрезвычайно легкое.

Народники были убеждены, что переход к построению нового общества возможен только путем крестьянской революции. При этом они отвергали конституционный строй и политическую борьбу, считая борьбу за демократические свободы и конституционные гарантии вредной, так как ими в первую очередь воспользуется буржуазия, как класс более сильный и организованный. Эти особенности идеологии характеризуют революционное народничество в целом. Однако оно не было единым в тактическом отношении, в нем можно выделить три основных направления в теории и в тактике. Лидер «бунтарского» направления, М. А. Бакунин полагал, что задача революционеров заключается в том, чтобы «бунтовать народ» и любыми средствами вызывать восстания крестьян, которые по природе своей бунтари. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой погибнет государство. На его обломках возникнет царство анархии, безначалия в виде федерации свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей. Бакунин был основателем международного анархизма. Он отвергал всякое государство, каким бы оно ни было, как машину насилия. Будучи членом Интернационала, Бакунин выступал в нем против К. Маркса, оспаривая принцип пролетарской диктатуры. Раскольническая деятельность Бакунина значительно ослабила ряды Интернационала. Но его учение пользовалось популярностью в не которых странах Европы — в Испании, Италии и в России, где «бунтари» бакунисты составляли большинство среди народников, особенно на ранних этапах движения. Другое направление — пропагандистское — было связано с именем П. Л. Лаврова. Сходясь с Бакуниным в общих положениях о государстве и будущем строе, Лавров, однако, полагал, что народ еще не готов к революции. Требуется его длительная подготовка путем пропаганды, а для этого необходимо прежде всего создать кадры пропагандистов из образованных, «критически мыслящих личностей». Первостепенной задачей является «развитие научно-социологической мысли» в интеллигенции и пропаганда социалистических идей в народе. Лавров считал вредным торопить историю путем «искусственно вызванных революций». В конце 70-х годов он пришел к признанию необходимости политической борьбы и революционной диктатуры как временной диктатуры большинства. Существенную роль в учении Лаврова играла идея уплаты интеллигенцией так называемой «цены прогресса», т. е. ее долга перед народом.

Третье направление — «заговорщицкое» — связано с именем П. Н. Ткачева. Он отвергал принцип «самобытности» русской жизни, считал, что в России может утвердиться капитализм, если ему не воспрепятствовать. Считая народ неспособным на революцию, Ткачев вы двигал идею захвата власти небольшой, хорошо законспирированной централизованной партией профессиональных революционеров. Захват центральной власти, по мнению Ткачева, создал бы предпосылки для социалистических преобразований. Такие преобразования стали бы возможными при сохранении государства. «Русский бланкизм» Ткачева не имел заметного успеха и только в конце 70-х годов с разочарованием части революционеров в революционности крестьянства, с переходом к политической борьбе и терроризму «заговорщицкое» направление приобрело сторонников.

Таковы были теоретические положения народников, отмеченные эклектичностью, непоследовательностью и непониманием диалектики исторического развития. Но в 70-е годы революционная практическая деятельность народников превалировала над их ошибочной теорией и в условиях этого периода народническое мировоззрение еще было революционным.

Практическая деятельность революционных народников началась в конце 60-х —  начале 70-х годов. Это был кружковый период — время, когда по всей стране возникало большое количество кружков учащейся молодежи и интеллигенции. В этих кружках штудировались труды теоретиков революционно-демократического движения, переводились и реферировались работы зарубежных революционеров, велись жаркие споры. Среди таких кружков выделялись «коммуна» М. А. Натансона, названная кружком «чайковцев», и кружок долгушинцев. К первому из них, возникшему в 1869 г. в Петербурге, примыкали кружки в Москве, Одессе, Киеве и других городах. Большинство его членов отвергали как крайности бакунизма, так и излишнюю осторожность учения Лаврова. В кружке велась широкая просветительская деятельность: издавалась и распространялась революционная литература среди интеллигенции и передовых рабочих с целью подготовки пропагандистов из народ ной среды. Кружок «чайковцев» был разгромлен в 1874 г. Долгушинцы по настроениям были «бунтарями». Кружок их возник в Петербурге в 1872 г., затем он пере нес свою деятельность в Москву. Круг работы долгушинцев был уже, нежели у «чайковцев», но долгушинцы сумели завести собственную типографию и издали несколько прокламаций и листовок революционной литературы, обращенных к крестьянам и интеллигенции.

Второй этап движения начался весной 1874 г. «хождением в народ». Пропагандисты, переодетые в крестьянскую одежду, переходили из деревни в деревню под видом бродячих мастеровых. Тысячи молодых людей направлялись в села. Десятки тысяч брошюр и прокламаций раздавались во время бесед, рассовывались по карманам на постоялых дворах, по возам на ярмарках, разбрасывались по дорогам — среди народа, поголовно неграмотного. Но крестьянство оказалось невосприимчивым и идеям революции и социализма. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. После этой неудачи было решено изменить тактику: ограничиться пропагандой конфискации помещичьей земли, без проповеди идеи свержения царя; «летучую пропаганду» заменить созданием длительных поселений, где пропагандисты, занимаясь разного рода работами, сближались бы с крестьянами на почве их повседневных нужд. Но и этот второй поход 1877 г., поход «деревенщиков», не привел к успеху.

Для облегчения и координации работы было решено создать тайную революционную организацию, которая возникла в 1876 — 1877 гг., а в 1878 г. получила название «Земля и воля». «Земля и воля» была строго централизованной организацией с подчинением меньшинства большинству. В. И. Ленин назвал ее «превосходной организацией революционеров». «Земля и воля» имела свой устав и программу, составленную в бакунистском Духе.

Деятельность поселений в деревне стала замирать, среди народников начала укрепляться идея борьбы за политические свободы.

Созданная на основах централизации, «Земля и воля» имела в своих рядах и боевую организацию, на которую возлагалась охрана революционеров от полицейских шпиков и провокаторов. Среди членов этой организации стала распространяться мысль о возможности путем террора запугать правительство и заставить его дать стране конституцию, на основе которой можно было бы развернуть мирную пропаганду в деревне. Но сначала террор был средством самообороны и мести за репрессии властей. Такой характер носили покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Трепова весной 1878 г., убийство шефа жандармов Мезенцева С. М. Степняком-Кравчинским 4 августа 1878 г., покушение А. Соловьева на Александра II 2 апреля 1879 г.

Противники террора указывали, что он вызывает большие жертвы в организации, отвлекает лучшие силы от пропаганды в деревне, требует массы средств и не приводит к успеху. Разногласия обострились, и решено было провести съезд для рассмотрения вопроса о терроре. Сторонники террора провели предварительное совещание в июне 1879 г. в Липецке, где выработали план защиты своей тактики на съезде. На съезде «Земли и воли» в Воронеже было принято компромиссное решение, которое никого не удовлетворило. Вскоре «Земля и воля» распалась и возникли две новые организации: «Черный передел» (1879 — 1882) и «Народная воля» (1879 — 1881).

Чернопередельцы, лидерами которых стали видные народники Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, оставались на прежних позициях и были сторонниками мирной пропаганды. Они наладили издание своего органа «Черный передел» и газеты «Зерно» (вышло несколько номеров). Но преследования полиции в условиях начавшегося полицейского террора не позволили вести широкую работу в деревне. Руководству организации пришлось эмигрировать за границу.

Программа «Народной воли», признавая невозможность в настоящих условиях крестьянской революции, делала ставку на политический переворот силами революционной партии при участии распропагандированных рабочих и офицерства. Террору в программе отводилось второстепенное значение, но на деле он занял главное место в работе партии.

«Народная воля» имела строго централизованную организацию. Во главе партии стоял Исполнительный комитет, руководителями которого были А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др. Партия решила отказаться от частных террористических покушений и сосредоточить все усилия на убийстве царя. Народовольцы организовали восемь покушений на Александра II, среди которых наиболее крупным был взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Халтуриным в феврале 1880 г.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
">
Adblock
detector