Зарождение и развитие феодальных отношений в Закавказье и в Средней Азии

У народов Закавказья рабовладельческий строй уже в первые века н. э. переживал глубокий кризис. В условиях непрекращающейся борьбы рабов рабовладельцев сажают их на землю и наделяют необходимым сельскохозяйственным инвентарем. С другой стороны, землевладельческая знать захватывала общинные земли Щ подчиняла себе крестьян-общинников. Результатом обоих этих процессов было возникновение класса феодальных собственников и класса феодально зависимых крестьян. В VI VII вв. феодальные отношения в Закавказье становятся господствующими.

Зависимые крестьяне отдавали феодалам часть своего урожая и приплода от скота, отбывали барщину, платили подати государству и несли многочисленные трудовые повинности: по строительству мостов, сооружению каналов, крепостей и т. д. Наряду с крестьянским трудом применялся труд рабов, однако роль рабского труда неуклонно убывала.

Рождавшееся феодальное общество нуждалось в соответствующей религиозной идеологии. С этой целью в качестве государственной религии в Армении, Картлии, Албании в IV в., а в Лазике — в начале VI в. было принято христианство.

Характерной чертой политической жизни феодализирующихся стран Закавказья являлось неуклонное ослабление центральной государственной власти, за ограничение которой боролась феодальная знать. Этим не замедлили воспользоваться внешние враги. В 387 г. страны Закавказья были разделены между Римом и Сасанидским Ираном. Большая часть Армении, а также Картлия и Албания достались Ирану. Остальная часть Армении и Лазика переходили под власть Византии. Народы Закавказья не мирились с чужеземной властью. В 450 — 451 гг. по всему Закавказью вспыхнули мощные народные восстания против персидского ига. Новая волна народных восстаний прокатилась в 481 — 484, 571 —  572 гг. В 523 г. персы ликвидировали царскую власть в Картлии, превратив ее в свою провинцию. С конца VI в. после поражения Ирана в войне с Византией и до арабских завоеваний Армения и Картлия переходят под власть Византии.

В VII в. жизнь народов Закавказья была потрясена завоевательными походами арабов, создавшими в Аравии могущественное теократическое государство — Арабский халифат. Арабские завоевания сопровождались грабежами и опустошениями. Многие города лежали в развалинах. Лучшие земли перешли в руки арабской знати. Важные стратегические пункты заселялись рабами. Из Армении, Картлии и Албании было образовано наместничество во главе с присланным халифом наместником», который командовал войском, назначал правителей областей из местной знати, организовывал сбор хараджа (поземельная подать) и джилья (подушная подать) и следил, чтобы крупнейшие феодалы не объединялись между собой.

Трудящиеся массы Закавказья неоднократно поднимались на борьбу против арабского владычества. Иногда в восстаниях принимала участие и местная феодальная знать. Широкий народный характер имело восстание в Армении (774 — 775), во главе которого стоял Мушет Мамиконян. Восстание было подавлено арабскими войсками, присланными в Армению из халифата.

В Албании в 816 г. вспыхнуло крестьянское восстание, которое продолжалось более 20 лет. Оно носило 1 религиозную окраску.

Разрастаясь, восстание охватило всю Албанию, часть Армении и Северный Иран. В Армении оно получило название тондракидов. Вождем восставших был ремесленник Бабек, служивший раньше погонщиком верблюдов. К восставшим примкнули и феодалы, пострадавшие от арабской власти. Арабский халифат направлял против восстания большие силы, но крестьяне, скрываясь в  горных районах, продолжали бороться и тогда, когда  их временные союзники, местные феодалы, покорились и отошли от борьбы. Лишь в 837 г. Бабек был вероломно предан одним феодалом и казнен. По приказу халифа  ему отрубили кисти рук и ступни ног, а затем распяли на кресте. Восстание Бабека ослабило власть халифата.

С IX в. в Закавказье наблюдается подъем земледелия, ремесла и торговли. Появляются новые и расширяются старые города. Растет землевладение светских и церковных феодалов. Почти все крестьянское население попадает в феодальную зависимость. С IX в. в Закавказье начинается период развитого феодализма.

Усиление местных феодальных сил, стремившихся к независимости, и упорная борьба народных масс против арабского ига создавали предпосылки для возрождения государственности в странах Закавказья и падения власти халифата.

В 886 г. представитель усилившегося феодального рода Багратуни Ашот Багратуни стал независимым царем Армении. Перед этим он схватил последнего арабского эмира Ахмеда и с позором выпроводил его из Армении. В то же время Ашот подчинил себе арабского эмира в Тбилиси и сделал его своим данником.

В конце X в. армянское царство Багратуни распалось под влиянием сепаратистской политики феодалов. Пользуясь этим, Византия в течение первой половины XI в. Заняла все земли Армении.

На территории Грузии в конце VIII X вв. образовалось три фактически независимых княжества: Абхазское (Западная Грузия), Тао-Кларжетия (юго-запад Грузии), Кахетия (Восточная Грузия). При царе Баграе III (975 — 1014) эти части воссоединились в единое царство. В царствование Баграта IV к нему был при соединен Тбилиси.

В Азербайджане в IX в. возникли государства: Большой Азербайджанский эмират (на юге), государство Ширваншахов (в древней Албании), Гянджинский эмират.

Во второй половине XI в. Закавказье подверглось разрушительному нашествию тюрок-сельджуков. В 1071 г. сельджуки, разбив крупные византийские силы при Манзакерте, полностью овладели Арменией. Подчинены были также Грузия и Азербайджан. Завоевания сельджуков сопровождались истреблением населения и опустошением земель. Цветущие области и города были обращены в пастбища для скота. Особенно сильно пострадала Армения, развитие которой было отброшено далеко назад.

Избавление народов Закавказья от разрушительного сельджукского ига было связано с усилением Грузии, начавшимся при грузинском царе Давиде IV Строителе (1089 — 1125). Опираясь на дворянство (азнауров) и горожан, Давид осуществил ряд административных ре форм, укрепивших центральную власть, создал свое войско, Сломил непокорность феодальной знати и церкви. В 1097 г. он восстановил независимость Грузии, прекратив уплату дани сельджукам. В 1122 г. был отвоеван 1билиси, который стал столицей государства.

Наибольшего расцвета Грузия достигла в царствование царицы Тамары (1184 — 1213), когда владения Грузии охватили почти все Закавказье и доходили до Трапезунда.

В первые десятилетия XIII в. Грузии при поддержке селения Армении и Азербайджана удалось очистить большую часть Армении и Северного Азербайджана от сельджукских властителей. Восточная Армения и Северный Азербайджан вошли в состав Грузии.

При сельджуках завершился процесс распространения в Азербайджане тюркского языка и утвердился ислам.

Средняя Азия в V — начале VI в. наряду с Афганистаном и частью Северной Индии вошла в состав государства эфталитов. В земледельческих районах Среднее Азии при эфталитах наблюдается упадок городов, ремесла, торговли, сокращение ирригационных систем в возделываемых земель. В то же время там появляются укрепленные усадьбы —  замки аристократии. Все это указывает на протекавший процесс разложения рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений. Пути перехода к феодализму среднеазиатской общества источники не раскрывают, но, видимо, они были такими же, как и в других рабовладельческих государствах.

В связи с развитием феодальных отношений началось хозяйственное возрождение оазисов Средней Азии. Восстанавливаются старые и сооружаются новые каналы расширяются посевные площади. Происходит подъем городов, ремесла и торговли.

В 563 — 567 гг. эфталиты были побеждены новой кочевой державой — Тюркским каганатом, образовавшимся в середине VI в. на территории Южной Сибири, Монголии и Семиречья. В период господства Тюркского каганата в Средней Азии существовало множество мелки) княжеств, находившихся под верховной властью каганата: Чач (современный Ташкент), Согд, Бухара, Кен и др. К середине VII в. в связи с резким ослаблением каганата эти княжества фактически стали независимыми государствами.

Нашествие тюркских племен в Среднюю Азию положило начало процессу смешения тюркских и местных восточноиранских народностей, который лег в основе образования современных народов Средней Азии.

Ослабление Тюркского каганата совпало с появлением на границах Средней Азии арабов. Во второй половин» VII в. после захвата ими Ирана они начали вторжение в Среднюю Азию — в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Первые вторжения арабов носили характер набегов. С начала VIII в. они приступили к прочному завоеванию страны.

Народы Средней Азии мужественно сопротивлялись наступлению арабов, но раздробленность страны и предательство местной знати подрывали их усилия. В городах и крупных поселениях Средней Азии арабы разместили свои гарнизоны. Лучшие земли в оазисах были захвачены арабской знатью или отданы осевшим здесь арабским воинам. Покоренное население было обложено тяжелыми налогами и повинностями. Огромное количество пленных арабы превратили в рабов и передали их в собственность наместникам, эмирам и землевладельцам. Чтобы укрепить власть халифата, завоеватели насильственно распространяли среди покоренных свою веру — ислам.

Население Средней Азии не оставляло попыток освободиться от поработителей. Вспышки освободительного движения следовали одна за другой. Одним из наиболее крупных выступлений было восстание, возглавленное ремесленником из Мерва Хашим ибн-Хакимом, прозванным Муканной, что значит «под покрывалом». Восстание приняло большой размах, было упорным и длилось с 776 по 788 г. Муканна стремился освободить Среднюю Азию от власти халифата и ислама и уничтожить социальное неравенство, передав землю крупных собственников сельским общинам. Восставшие захватили ряд го родов и укрепленных пунктов и подошли к Самарканду. Ценой больших усилий и потерь арабам удалось пода вить это восстание, но власть халифата была сильно подорвана.

Арабы затормозили, но не остановили процесс хозяйственного и общественного развития в покоренных ими странах. В Средней Азии продолжали развиваться феодальные отношения. Росло влияние местной феодальной аристократии. Вместе с подъемом освободительной борьбы народа это создавало условия для отложения Сред ней Азии от халифата.

В IX в. в районе Балха (Северный Афганистан) вы двинулся крупный феодал Саман. Его потомки Саманиды основали большое независимое государство, просуществовавшее с 975 до 999 г. Государство Саманидов объединило большую часть Средней Азии, Восточный и Северный Иран и часть Афганистана. Столицей его была Бухара.

Время державы Саманидов — яркий период в истории Средней Азии. Было создано централизованное управление — диваны, ведавшие различными сторонами государсвенной жизни. В оазисах поддерживалась и расширялась оросительная система. В городах процветали ремесла, расширялась караванная торговля. В период господства Саманидов завершился процесс сложения таджикской народности на базе экономической, культур, ной и политической консолидации ираноязычных племен Мервского, Бухарского и Других оазисов.

Хозяйственный и культурный подъем Средней Азии в эпоху Саманидов отнюдь не сопровождался улучшением условий жизни простого народа. Богатели и украшали свою жизнь феодалы. Простой народ жил в нужде и все более разорялся.

Народные волнения, феодальные распри и беспрерывные набеги кочевников были основной причиной падения государства Саманидов. В 999 г. оно перестало существовать, побежденное тюрками-караханидами, пришедшими из Семиречья, где в конце X в. они создали свое государство.

К концу X в. государственные объединения стали складываться у тюрок-огузов (туркмен), кочевавших в Приаралье. Часть огузов во главе с родом Сельджука откочевала с низовий Сырдарьи в район Зеравшана, а затем на территорию нынешней Туркмении. По имени правившей династии Сельджуков эта часть огузов стала называться сельджуками. В XI в. сельджуки создали огромную империю, в которую наряду с другими землями вошли Средняя Азия и Закавказье.

При караханидах и сельджуках в Средней Азии окончательно утвердилась феодальная система. Караханидские правители — илекханы и сельджукские султаны широко раздавали своим слугам во временное пользование земли — икты. Феодалы, получившие икту, должны были не только платить с нее дань, но и нести военную службу в пользу сюзерена. Крестьяне, сидевшие на землях икта, теряли право покидать своих владельцев и были за ними закреплены.

С установлением власти караханидов в Среднюю Азию пришло большое количество тюркского населения. Оседая на землю, оно смешивалось с ираноязычным населением и ассимилировало его. В результате сложилась народность, получившая впоследствии название узбекской.

В 30-х годах XII в. Среднюю Азию захлестнула волна каракитаев, племен монгольского происхождения, образовавших в Семиречье самостоятельное государство-Поражение сельджукского султана Синджара в 1141 г. в битве с кара-китаями в районе Самарканда привело к расколу и падению государства сельджуков. После смерти Синджара (1157) это государство распалось на ряд независимых владений.

Кара-китаи, ставшие хозяевами в Средней Азии не остались там. Обложив население данью и оставив здесь своих наместников, они ушли в долину р. Чу.

С распадом Сельджукского государства руководящая роль в Средней Азии перешла к Хорезму, властители которого хорезмшахи, особенно Текеш (1172 — 1200) и его сын Мухамед (1200 — 1220), подчинили себе основную территорию Средней Азии, Афганистан и часть Ирана. Власть кара-китаев была свергнута. Мухамеда в официальных источниках стали называть «вторым Александром». Однако внутренне государство Хорезм-шахов было непрочным, вследствие чего оно оказалось не в состоянии противостоять напору орд Чингисхана, обрушившихся на Хорезм в 1219 — 1220 гг.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector