big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Реформы 60 — 70-х годов XIX в в области просвещения

Студенческие волнения осенью 1861 г. вынудили правительство провести университетскую реформу, которая являлась определенной уступкой либеральной профессуре. Новый университетский устав 1863 г. восстанавливал упраздненную Николаем I автономию университетов. Руководство всей университетской жизнью поручалось совету профессоров, который избирал ректора университета, деканов факультетов, приглашал профессоров на вакантные должности. Совет университета получил право учреждать новые кафедры. Однако значительная власть сохранялась за министром народного просвещения и попечителем учебного округа, осуществлявших надзор и контроль за деятельностью профессорской коллегии и утверждавших в должностях избранных лиц. Студенческие организации и сходки студентов запрещались. Женщины в университеты не допускались. По инициативе либеральных профессоров в Петербурге впервые были открыты высшие женские курсы (1869), курсы В. И. Герье в Москве (1872) и Бестужевские курсы в Петербурге (по имени их руководителя — профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, 1878 г.). Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание никаких формальных прав женщинам не давало.

В 1864 г. был обнародован новый устав гимназии. В учебные заведения допускались выходцы из всех сословий, но с высокой платой за обучение, являвшейся преградой для детей рабочих и крестьян. По уставу 1864 г. средние учебные заведения предусматривались двух типов: классические и реальные гимназии (те и другие с семиклассным образованием). В первых главное место в обучении отводилось преподаванию классических языков — латинского и греческого; в реальных гимназиях упор делался на точные и естественные науки. Классическая гимназия готовила своих воспитанников к поступлению в университеты, куда они зачислялись по окончании гимназии без экзамена. Реальные гимназии (с начала 70-х годов они были преобразованы в реальные училища) такой привилегией не обладали. Они готовили своих учеников к работе в промышленности и в торговые заведениях.

В 1858 г. было положено начало среднему женскому образованию. Объем преподаваемых предметов в женских учебных заведениях был значительно меньше, чем в мужских гимназиях.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому общественным учреждениям и частным лицам разрешалось с позволения властей открывать начальные училища. Главной целью обучения в них признавалось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий», а также распространение полезных знаний. Детей обучали закону божьему и церковному пению.

Реформы 60 — 70-х годов были непоследовательны и ограниченны. Основ самодержавия они не затрагивали, привилегии дворянства в значительной степени сохраняли. Но они завершали начатое отменой крепостного права приспособление Российского самодержавного государства к новым, капиталистическим отношениям и объективно носили буржуазный характер. В. И. Ленин в работах «Гонители земства и Аннибалы либерализма» (1901), «По поводу юбилея» (1911) и в других рассматривал все реформы царского правительства как побочный продукт революционной борьбы. Он видел в них уступки правительства, вырванные у него волной общественного возбуждения и революционного натиска. В. И. Ленин показал объективную обусловленность реформ, вызванных капиталистическим развитием России, их буржуазное содержание, а также и их непоследовательность, крепостнические черты, которые они сохранили.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.