Древний Вавилон

История древнего мира.

1. Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.

Завоеватели-амористы основали несколько государств, из которых два оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Этими государствами были Исин и Ларса. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Ларса находилась к тому же под сильным влиянием соседнего Элама, цари которого сажали на престол этого города-государства своих ставленников. Самостоятельную роль играли аморитские царства за пределами собственно Двуречья.

Двуречье в III-II тыс. до н. э.

Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитский город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы). Наконец, возвышается город, которому суждено было в дальнейшем стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском более древние города.

Это был Вавилон (точнее Бабили — «врата бога»). До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами.

В дальнейшем, однако, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей — Киша и Аккада.

Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморитских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.

2. Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.

Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.

Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени, о чем мы можем судить по руинам, вскрытым французскими археологами). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.

3. Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов.

Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами, изображающими самого царя стоящим перед троном бога солнца, правды и справедливости Шамашем и получающим из его рук регалии высшей судебной власти (жезл и обруч).

Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание сельскому хозяйству. Каждый земледелец строго отвечает за сохранность плотины, прилегающей к его участку, и если по его вине произошло наводнение, то его и все его имущество продают, чтобы возместить убытки соседям.

Ванны из дворца г. Мари

Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Нерадивый арендатор-издольщик, не собравший урожая вследствие лености, уплачивает натуральную арендную плату, исчисленную по норме урожая на соседнем участке. Так же регулируется аренда скота. Много статей законов посвящено выработке ремесленных изделий на заказ (по определенной таксе), торговым и ростовщическим операциям.

Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках (сикль — 8 граммов, мина — 500 граммов, талант — 30 килограммов).

Сельская община находилась уже в состоянии полного разложения. Земельные участки (за исключением царского фонда) подлежали купле-продаже. О былых переделах земли не упоминается. Однако как административная единица соседская община (село, а в городе — квартал) сохраняется.

Крупные царско-храмовые хозяйства времен III династии Ура к этому времени уже распались. Земли, непосредственно принадлежащие дворцу, раздают в условное владение воинам или земледельцам, уплачивающим за них натуральные взносы.

Все население страны резко делится на свободных, находящихся под охраной закона, и рабов, рассматривающихся, подобно скоту, как имущество, находящееся в полном распоряжении господина.

За убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесенное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо.

Однако в отличие от времен III династии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).

Царь Хаммурапи перед богом солнца Шамашем

Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно ее законы Хаммурапи стремятся ограничить. Удивляться этому не приходится. Беспощадные действия ростовщиков, от которых страдали не только бедняки, но и многие собственники, вызывали всеобщее недовольство и наносили ущерб царю, который лишался подданных (ибо раб целиком принадлежал господину). Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскания долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трек лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.

Хотя о рабах в законах Хаммурапи говорится очень много, но они составляют лишь часть (хотя и довольно значительную) непосредственных производителей.

Наряду с ними эксплуатируются различные категории свободных. Кроме вышеупомянутых арендаторов, отдающих хозяину от 1/2 до 2/3 урожая, и кабальных людей, отрабатывающих долг главы семьи, упоминаются еще многочисленные батраки, не имеющие собственного хозяйства и получающие за свой труд натуральную или денежную заработную плату.

Наряду со всевозможными экономическими градациями в общей массе свободного населения различались еще чисто юридические категории. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (мар-авелим), а с другой стороны, подданные (мушкену).

Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами (быть может, связанными с дворцом), но юридические права их были ограничены (как предполагают, в связи с происхождением).

3а нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, нанесенное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).

Царская власть при Хаммурапи имела деспотический характер и вмешивалась во все взаимоотношения между подданными. Во вступлении к своду законов говорится, что сами боги наделили царя неограниченными полномочиями.

Однако на практике царь считался с традиционными правами патриархальной семьи. Муж имел право убить на месте жену за измену и ее соблазнителя. 3а соучастие в убийстве супруга преступная жена сажалась на кол, а за дурное поведение и расточительство выгонялась из дому или даже обращалась в рабство. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки, в то время как избиение сына не считалось преступлением.

Иногда дети даже отвечали за преступления отца. Например, сын строителя подвергался смертной казни, если дом, построенный его небрежным отцом, обрушивался и под его развалинами погибал сын домовладельца (принцип талиона — «сын за сына»).

Но государственная власть вносит все-таки некоторые ограничения в суровое семейное право. Муж, оклеветавший невинную жену, должен дать ей почетный развод (с денежной компенсацией). Отец не может произвольно лишить сына наследства. Он может сделать это только по суду. Таким образом, органы государственной власти вмешивались в личную жизнь подданных, не говоря уже о том, что ирригационные сооружения создавались под наблюдением царя и использование их зависело от верховной власти и ее представителей на местах.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предусматривают.

В поэтическом произведении (правда, относящемся к несколько более позднему времени) «Разговор господина с рабом» прямо говорится, что восстающего против царя или убивают, или ослепляют, или заключают в темницу. По-видимому, все это делалось без санкции суда, ибо в законах ничего об этом не говорится.

4. Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы.

Если нашествие хеттов, разграбивших около 1595 г. до н. э. Вавилон, было лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. В середине II тысячелетия в Вавилонии утвердилась касситская династия (1518-1204 гг. до н. э.).

Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.

Господство воинственных горцев, захвативших страну с высокой земледельческой культурой, было связано с известным регрессом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряжные животные). Совершенствуется земледельческая техника (появляется плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Египтом (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).

Таким образом, после короткой временной заминки поступательное движение возобновляется с новой силой.

Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector