Первобытная культура

1. Практические знания. В тяжелейшей борьбе человека с природой усложнялись и совершенствовались орудия труда, проходя путь развития от дубин и грубо оббитых кусков камня к луку и стрелам, шлифованным каменным топорам, изделиям из кости, к использованию металлов, изобретению примитивных станков.

Современная техника не могла бы существовать без простейших механических приспособлений: рычага, клина, основой для которых явились палка-копалка и ручное рубило. Постепенно люди перешли от использования естественных пещер к сооружению искусственных разнообразных жилищ. Материалом для жилищ служили ветви, жерди, кора, шкуры, войлок, широкие листья, солома, тростник, кости животных, дерн, дерево, глина, камень, позже кирпич, вначале высушенный, затем обожженный.

Первые жилища были без перегородок, дверей, окон. Археологи начало отопления постоянных жилищ с помощью костров относят к ориньяко-солютрейской стадии. Дымовое отверстие, служившее одновременно и источником освещения, помещалось в верхней части жилища. Судя по археологическим данным, искусственное освещение появилось в мадленской эпохе. Для освещения жилища употребляли жир в каменных чашах с фитилем (использовались также лучины). Вначале. мебели никакой не было, спали на полу, подстилая циновки, шкуры, .подкладывая под голову вместо подушки деревянную подставку. Нары и мебель появились позднее. Американские индейцы спали в гамаках.

Домашняя утварь изготовлялась из ветвей, бересты, бамбука, скорлупы кокосового ореха, тыквы, дерева, глины, кожи. Первоначально продукты хранили в плетеных сосудах, обмазанных глиной, а пищу варили в деревянных корытах с помощью нагретых камней. Настоящая варка пищи стала возможной только с изобретением керамики. Во время еды употребляли чашки, миски ложки, ножи, палочки. Для растирания зерен имелись каменные зернотерки, деревянные ступы.

Виды первобытной одежды очень разнообразны. Ее возникновение и развитие зависело от климатических условий. Раньше всего одежда появилась в холодных краях. К древнейшим элементам одежды мужчин и женщин относят передник, пояс, плащ, юбку. Одежда с рукавами и штаны появились поздно. Изготовляли одежду в зависимости от природных условий из листьев, шкур, растительного волокна, шерсти. Одежду шили костяными иглами.

Обувь из дерева, лыка, шкур, кожи, войлока, шерсти появилась по сравнению с одеждой позднее и неповсеместно.

Изготовление жилищ, одежды, обуви, домашней утвари связано непосредственно с развитием домашних ремесел в виде обработки дерева и древесной коры, шкур, выработки кож, плетения. Средством передвижения служили вначале лодки, сани, лыжи, повозки с колесами, изобретенные в бронзовом веке.

Прогрессивное историческое развитие было бы невозможно без сохранения опыта во всех сферах деятельности человека. Накопленные усилиями рода, племени знания передавались старшим поколением младшему посредством обучения, носившего общественный характер. Дети с раннего возраста вовлекались в производственную деятельность взрослых. Но настоящее обучение юношей и девушек происходило во время инициации.

Практические познания людей отражены в пословицах, поговорках. Отзвуки борьбы человека с природой мы встречаем в устном народном творчестве (фольклоре). В легендах, мифах, сказках отражаются подвиги героев, нередко повествуется о происхождении родов, племен, о возникновении мира. В первобытном обществе не было письма, поэтому легенды передавались из поколения в поколение устно.

2. Развитие мышления и речи. Возникновение культуры немыслимо без развития мышления и речи. Относительно мышления архантропов и палеоантропов в буржуазной науке получили распространение две антинаучные концепции. Представители одной из них (выдвинута эволюционистами Э. Тэйлором и Г. Спенсером) не признают различий между мышлением древнейших людей и человека современного физического типа. Последователи другой концепции (сформулирована Л. Леви-Брюлем) считают мышление всех первобытных людей «дологическим», т. е, не подчиняющимся законам логики.

Классики марксизма указывают на неразрывную связь мышления и речи, развивавшихся одновременно в процессе труда. Кругозор древнейших людей соответствовал степени развития труда. В «Диалектике природы» Энгельс, неоднократно указывая на особенности мышления первобытных людей, подчеркивал полную зависимость их мышления от условий их практической жизнедеятельности. Следовательно, разум человека развивался пропорционально тому, как человек учился изменять природу. «Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства». Древнейший человек узнал свойства материалов (камней, дерева), из которых он изготовлял орудия, изучил повадки животных и умел на них охотиться, различал съедобные и несъедобные плоды, коренья т. д. Но победа человека над природой в тот период была незначительной, а следовательно, и мышление его было неразвитым.

Советские исследователи выделяют в развитии мышления и речи первобытных людей две стадии. Первую стадию они связывают с архантропами и палеоантропами, вторую — с homo sapiens. Все советские ученые признают преобладание чувственно-наглядного мышления нечленораздельной речи на первой стадии и наличие  абстрактного мышления, членораздельной речи на второй стадии. Однако относительно времени появления абстрактного мышления и членораздельной речи в советской литературе нет единого мнения. Одни ученые (Л. О. Резников, А. Г. Спиркин) полагают, что зачатки абстрактного мышления и членораздельной речи возникли в эпоху мустье, у неандертальцев. Другие ученые (В. В. Бунак, В. З. Панфилов) считают, что элементы абстрактного мышления зародились у питекантропов, синантропов. Речь до позднего палеолита была нечленораздельной, но речь палеоантропов являлась более развитой, чем речь архантропов. У неандертальцев появились новые слова-предложения с многозначным и целостным содержанием. У древнейших же людей существовали односложные, неизменяемые и не связанные друг с другом слова.

Развитие речи проходило в тесной связи с мышлением. На  земле нет ни одного народа, который не умел бы говорить, а поэтому ученым приходится только догадываться, каким образом человек дошел до развития речи — одного из величайших человеческих достижений. Чтобы понять возможность появления языка, мы не должны забывать условий существования первобытных людей, погруженных в заботы о поисках пищи. Обезьянолюди добывали пищу, защищали себя от врагов коллективно. В этой обстановке развивалась речь, так как в процессе труда людям необходимо было договориться о совместных действиях, обменяться опытом. Необходимым условием развития речи является также особое физическое строение некоторых органов (гортани, легких, языка и пр.), совершенствовавшихся вместе с освоением прямой походки и формированием всего организма человека в процессе труда. Обладая органами, способными к произнесению разнообразных звуков, человек все же не сразу дошел до создания речи. Речь с самого начала была звуковой, нечленораздельной. Первоначально человек пользовался отрывочным криком, как и другие животные. Почти каждое животное может производить какие-нибудь звуки совершенно произвольно. Мы даже различаем животных по звукам и  отличаем причины, заставляющие животных издавать их. Такие же крики радости, боли; страха вырывались непроизвольно из груди человека, давая знать окружающим людям в какое положение попал собрат. Одинаковые условия жизни позволяли другим людям почти безошибочно определять причину услышанного крика. Так, известным звукам присваивалось определенное значение. Издавая звукосигналы, человек вкладывал в них мысль. Подсобным элементом в звуковой речи были жесты.

Человеческая речь с самого начала отличалась от звуков животных тем, что человек мог произносить при помощи гибких органов речи много разнообразных звуковых сочетаний и соединять их в целые группы звуков, которые мы называем словами.

Язык развивался медленно. Он всегда был орудием общения людей и обмена опытом. В нем были обозначения тех предметов, с которыми человек постоянно имел дело. Чем разнообразнее становилась обстановка, тем более обогащался язык. Названий в первобытном языке было больше, чем самих предметов, потому что у каждого человека ассоциировалось свое звукосочетание. Название давалось не по уговору. Отсюда обилие синонимов на ранних ступенях развития речи. Первобытные слова были не столько именами нарицательными, сколько собственными. Отсутствовали слова для обозначения чувств, отношений, действий. Все это выражалось эмоционально: криками, движениями. Позже человек нашел возможность пользоваться языком для выражения своих чувств, мыслей. Язык в полном смысле слова стал орудием мысли. Без языка люди не смогли бы достигнуть того, чем обладает человечество теперь. При помощи языка старшее поколение учило младшее всему тому, чему оно само научилось от предков, и тем облегчало дальнейшую работу над улучшением условий жизни.

Язык, тесно связанный с мышлением, прошел длинный путь развития от членораздельного звукового языка до членораздельных языков родовых, затем племенных. Племенные языки в классовых обществах сменились языками народностей. С развитием капиталистических отношений появились национальные языки.

К концу неолита и началу века металлов относят складывание основных родственных языковых семей: 1) индоевропейской (индийские, иранские, славянские, германские, романские, кельтские языки); 2) тюркско-монгольской (языки племен и народностей Центральной Азии, тюркские языки и язык монголов); 3) китайско-тибеской (языки народов Восточной Азии, Китая, Тибета, Вьетнама, Бирмы); 4) семито-хамитской (языки Северной и Центральной Африки, Аравии); 5) финно-угорской (языки венгров, финнов, эстонцев, карелов и пр.).

3. Искусство. Искусство, являющееся одной из форм общественного сознания, зародилось в первобытном обществе. Оно выросло из социальных потребностей и отражало связь человека с производством. Первые проявления изобразительной деятельности человека относят к мустье: на стоянке Ла Ферраси (во Франции) найдены чашечковидные. углубления,  расположенные несколькими парами на каменной плите, в пещере Джручула (в Грузии) найдена кость с параллельными нарезками; на других стоянках найдены куски минеральной краски (охра) и часть камня с полосами, нанесенными на нем.

Настоящие памятники искусства появились в позднем палеолите, причем расцвет изобразительного искусства произошел в эпоху мадлена. Изобразительное искусство позднего палеолита представлено в основном пещерной живописью и скульптурой. Охотники изображали в большинстве случаев женщин с сильно подчеркнутыми признаками пола, что объясняется существованием материнского рода, а из животных — мамонта, лошадь и оленя, что отражалось хозяйственную деятельность людей. Животных чаще всего изображали минеральной краской (черной, белой, желтой) на стенах пещер (часто в натуральную величину), резьбой на кости и редко в виде статуэток. Изображения людей в основном представлены статуэтками из костей мамонта, иногда из мягких порол камня и реже рисунками (в пещере Трех братьев во Франции). Памятники пещерной живописи вначале были обнаружены в Западной Европе: в Испании. Пещера Альтамира), во Франции (пещера Фон де Гом, Ласко), позже в СССР (Каповая пещура на Урале, 1959 г.). Статуэтки найдены на пространств от Пиренеев до Байкала, например во Франции (грот Брассемпуи), в Австрии (стоянка Виллендорф), в Италии (грот Гримальди), в СССР (стоянки Гагарино, Костёнки и др.). По числу найденных статуэток (около 50) Костёнки I на Дону (под Воронежем) занимают первое место в Европе.

Палеолитическое искусство было связано с религией. От позднего палеолита до нас дошло довольно большое количество памятников искусства, культовый характер которых не вызывает сомнений. К ним относятся изображения на стенах пещер (Испания. Франция) животных, пораженных копьями и дротиками,  изображения замаскированных под животных людей, исполняющих обрядовые пляски, скульптурные изображения животных (лошади, медведя и др.), на туловищах которых сохранились следы ударов дротиками и копьями а вокруг них многочисленные следы человеческих ног. Изображенные животные представляли собой предполагаемый объект охоты. «Пронзенные» оружием животные и человеческие следы в пещерах указывают на совершавшиеся здесь магические (греч. mageia — «колдовство») обряды, имевшие целью превратить возможную добычу в реальность. Наличие на полу одной из пещер следов пяток мальчиков 10-16 лет и взрослого человека связывают с инициацией, совершавшейся в пещерах.

Позднепалеолитическое искусство отличается большим реализмом по сравнению с условным изображением эпохи мезолита, от которой дошли наскальные изображения людей и животных, но в меньших размерах и в массовых сценах, чего не было в палеолите. Охотник, чтобы изобразить стадо оленей, рисовал на переднем плане оленя, а дальше только рога.

В неолите наряду с прежними формами искусства получило развитие новое, декоративное направление. Люди украшали орнаментом керамику, оружие, статуэтки стали делать из глины. Неолитические наскальные изображения найдены в СССР (на восточном побережье Онежского озера и у Белого моря).

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы, в большинстве своем подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности. В охотничьих и военных танцах, исполняемых обычно перед отправлением на охоту и в поход, прослеживается связь с религией. Зарождение танца относят к мадленской эпохе. Танец непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой, возникшей из ритмов трудовых процессов. Тесная связь этих двух видов первобытного искусства доказывается тем, что многие племена обозначают песни и танцы одним словом. Первобытная песня состоит из ритмованной речи. Первой формой песни является речитатив, мелодия возникла позже.

Первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов: ударный, духовой, струнный Их возникновение связывают с луком (струнные), рогом, бамбуком (духовые и ударные). Особенно широкое распространение имели трещотки и барабаны. Музыка сопровождала танцы, повествующие о подвигах отважных охотников, воинов и т. д.

4. Первобытная религия. Религия — это одна из форм общественного сознания, отражающая отношения людей, их действия и систему взглядов, связанных с верой в существование сверхъестественных сил. Впервые с предельной ясностью показаны корни и сущность религии классиками марксизма-ленинизма. По их учению, религия — это фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. Она возникла в глубокой древности из темных и наивных представлений людей о своей собственной и внешней природе, из их бессилия в борьбе с природой, обусловленного низким уровнем экономического развития. Превратное мировоззрение могло возникнуть в сознании человека лишь под влиянием условий материальной жизни, т. е. социальных корней религии. Для зарождения религии также необходимо было, чтобы беспомощность людей перед внешними силами природы нашла отражение или как-то преломилась в их сознании. Следовательно, религия могла зародиться только тогда, когда сознание человека развилось уже настолько, что у него появились попытки объяснить причины тех явлений природы, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Это возможно лишь с появлением абстрактного мышления. Способность к абстрагированию — это свойство мозга и особенность сознания человека, а также отрыв мысли от действительности — В. И. Ленин назвал гносеологическими (греч. gnosis — «знание», logos — «учение»), т. е. познавательными, корнями религии. Развитое абстрактное мышление свойственно человеку современного физического типа. Следовательно, религиозных представлений не могло быть, у древнейших, ископаемых людей. Никаких признаков существования религиозных верований и обрядов на этой стадии развития человечества археологи не обнаружили.

В. И. Ленин обращает внимание и на психологические корни религии: чувство страха, зависимости, отрицательные эмоции и т. д. Но он подчеркивает, что они имеют под собой социальную основу. Социальные, гносеологические и психологические корни религии в ленинском освещении находятся в диалектическом единстве, во взаимодействии.

Реакционные буржуазные ученые, извращая историю первобытного общества, пытаются доказать изначальность религии и единобожия (монотеизма, греч. monos — «один», theos — «бог»). С этой же целью современные миссионеры Ватикана в религиозных верованиях ныне существующих отсталых племен пытаются найти единобожие.

Советские атеисты ведут борьбу против этих и им подобных извращений истории первобытной религии.

Существовали ли религиозные представления у неандертальцев?

О времени появления религиозных представлений судят по захоронениям людей. У неандертальцев уже были погребения. Известно, что все неандертальские погребения располагались в пещерах, служивших жильем для целой группы людей. Умершие помещены в небольших, нечетко очерченных углублениях, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящего на боку. Сверху мертвец засыпался землей и камнями. В отдельных погребениях найдены орудия и кости животных. Но, по свидетельству археологов, они попали из соседнего культурного слоя.

Одни советские ученые, исходя из наличия погребений, полагают, что у неандертальцев начали зарождаться зачатки религиозных представлений; другие их относят к дорелигиозному периоду. Вопрос этот остается дискуссионным. Неоспоримые данные о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту.

Религия — идеологическая надстройка, порожденная социально-экономическими отношениями, — состоит из представлений и обрядов (культов). Представления (вначале мифология, затем догматы) и обряды (совокупность религиозно-магических действий) составляют религиозную систему. Но не всякие мифы и фантазии являются религиозными. В религиозных мифах и в фантазии есть вера в реальное существование сверхъестественных сил. Представления о сверхъестественном к религии связаны с культом.

Одной из форм первобытной религии является тотемизм — вера в сверхъестественную родственную связь с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается «тотемом» данной группы и наименование которого она носит. Тотемизм возник на охотничье-собирательной стадии хозяйственного развития, когда человек не выделял себя из окружающего мира. Появление тотемизма относят ко времени возникновения родового строя. Занятием людей этого периода была охота, поэтому роды чаще всего носят имена животных. В основе выбора тотемного животного лежали такие материальные причины, как обилие того или другого зверя в местности. В Австралии, например, людьми кенгуру называли те группы, на территории которых было много кенгуру, в то время как на территории соседей их не было. Тотемное животное почиталось. На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема. Священное животное убивали и съедали только во время обрядовых церемоний. Так стали возникать табу развившиеся в религиозную систему запретов, сохранившихся до настоящего времени в современных религиях. Например, нельзя есть продукты животного происхождения в постные дни у христиан: В дальнейшем остается только запрет на употребление в пищу отдельных органов животного-тотема — сердца, печени и т. д. Табу регламентировали хозяйственную, социальную и культурную жизнь родовой общины. Табу было формой, в которую облекались долг, право. Тотемные группы заботились о размножении животных-тотемов, прибегая к запретам массового их истребления. В их честь устраивались празднества, на которых люди подражали тотему, переодевались в шкуру тотемного животного.

Пережитки тотемизма сохранились до недавнего времени у многих народов. Примером классического тотемизма является религия австралийцев. Полно описаны тотемистические верования индейцев Северной Америки.

Наряду с тотемизмом в первобытном обществе имелась другая форма религии, названная анимизмом (лат. anima, animus — «дух», «душа») — термином, введенным в науку английским ученым Э. Тэйлором. Анимизм — вера в существование в мире сверхъестественных сил в виде духов, душ.

На ранней стадии анимизма не было особого представления о душе, отделяющейся от тела и самостоятельно существующей. Для зародышевого анимизма характерно недифференцированное представление об одухотворенности природы. Первоначально душа отождествлялась с дыханием и считалась воплощением жизни. С прекращением дыхания, т. е. уходом души, прекращалась жизнь физически и духовно. Впоследствии развилось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования человека. Душа же продолжала свое существование. Души превращаются в бесплотных духов, населяющих природу. Для них стали создавать вместилища — фетиши (порт. fetiko — «сделанный»). Фетишами были также предметы естественного происхождения (камни).

Понятие «фетишизм» как форму первобытной религии ввел в научную литературу в XVIII в. французский учёный Ш. де Бросс. Фетишизм — это поклонение неодушевленны материальным предметам, которым прописываются сверхъестественные свойства. Поэтому отдельные предметы люди носили с собой, думая, что они предохраняют их от бед.

Постоянно сталкиваясь с непонятными явлениями и приписывая их действиям духов, человек старался жить с ними в ладу, склонить их на свою сторону и задобрить. Приступая к еде, люди кормили духов, имевших, по их представлениям, те же желания что и они сами. Пищу оставляли в определенном месте, а позднее в миске, тарелке. Оставленная пища называлась жертвой, а ее приношение духам — жертвоприношением. Первоначально человек приносил в жертву то, что ел сам. Первобытный человек относился неодинаково ко всем духам: одних боялся, других нет.

Первобытному человеку таинственной казалась даже сила собственного слова, которое иногда радовало его, иногда наводило ужас. Поэтому он, обращаясь к духам, пытался с помощью слова заставить духов оказывать ему во всем помощь. Обращения к духам называются заклинаниями. Из заклинаний позже родилась молитва — просьба к богу. Все подробности, необходимые для заклинаний на всевозможные случаи жизни и болезни, знать было нелегко, поэтому появились особые знатоки этого дела, называемые знахарями, колдунами, заклинателями, шаманами. Шаманство было распространено у народов Сибири и у индейцев Америки.

С анимизмом связаны вера в загробную  жизнь и культ предков. Об этом говорят находимые в погребениях орудия труда, оружие, украшения, остатки пищи, необходимые, по представлениям первобытных людей, умершему в загробном мире. Трупы окрашивали в красный цвет, символизировавший кровь и огонь. Вначале мертвецов боялись, трупы связывались, чтобы не дать им возможности вредить живым. Позже покойников стали считать предками сородичей.

При господстве матриархата на первое место выдвигается женщина-прародительница. Культ предков расцветает при патриархате, когда вождь рода в своих повелениях ссылается на волю умерших предков.

С развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы. Страх людей перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, земле, воде, огню.

Кроме тотемизма и анимизма у первобытных людей имелась магия — действия, основанные на вере человека в свою способность оказывать влияние на свою способность оказывать влияние на сверхъестественные силы. Магия оказывала большое влияние на все стороны жизни первобытного человека. Она даже поставила себе на службу изобразительное искусство. Доказательством этому являются позднепалеолитические изображения животных, пронзенных копьями, гарпунами. Подобные изображения, по убеждению людей верхнего палеолита, должны были способствовать удачной охоте. Пережитки колдовства сохранились по сей день в религии отсталых в своем развитии племен и народов. Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они монополизировались шаманом, жрецом и становились более утонченным средством воздействия на сверхъестественный мир, туманнее становилась их связь с производством. Магические действия предпринимались как для достижения пользы, так и для причинения вреда: Особенно часто использовалось колдовство для охраны от опасностей и для выгод (успеха на охоте). В период распада родового строя развились культы вождей. Впоследствии культы вождей и различных сил природы превратились в культы богов у каждого народа.

Культы богов отправлялись особыми людьми — жрецами. Все формы первобытных религиозных верований своей обрядностью, культовыми запретами закрепляли придавленность человека внешней природой, отвлекали людей от борьбы с силами природы, тем самым задерживали рост научных познаний, тормозили развитие производительных сил. Люди тратили много времени и сил на выполнение религиозных обрядов, отвлекались от реальных, земных интересов. Религиозные предрассудки сковывали инициативу людей, затемняли их сознание, делая их часто глухими к голосу разума. Не случайно Маркс охарактеризовал религию как «опиум» народа.  Это изречение Маркса В И Ленин считал краеугольным камнем марксистского учения о религии. Религия — это историческая, временная категория. Она исчезнет, по утверждению Маркса, тогда, «когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой».

5. Зачатки научных познаний и письменности. Знания человек накапливал в результате наблюдений за окружающей природой в процессе труда. Об уровне знаний первобытных людей мы можем судить только на основании этнографических данных.

Хорошо известны географические познания первобытных людей, знакомых со своей местностью, умевших чертить рельефные карты племенной и даже соседней территории на песке, дереве, коре, коже, которыми иногда пользовались путешественники.

О зачаточных познаниях в области ботаники и зоологии говорят охота, приручение животных, собирательство съедобных растений, плодов, вкусовые качества и лечебные свойства которых люди научились распознавать очень рано.

Открытие лечебных свойств растений использовалось в первобытной медицине для изготовления порошков, ядов, мазей и пр. Начиная с мезолита стала известна ампутация поврежденных конечностей. Применялись физические средства лечения: массаж, кровопускание, холодный и горячий компрессы. Использовались лекарства не только растительного, но и животного и минерального происхождения. Примитивная медицина основывалась только на опыте. Первобытным людям не были известны причины заболеваний, строение и деятельность человеческого организма. Лечение переплеталось с магией.

Счет у первобытных людей находился в самом зачаточном состоянии. Считали обычно до трех, иногда до пяти: 2+2+1=5. Пять у многих народов означает «рука» (русское название «пять» созвучно со словом «запястье», а римское V напоминает упрощенное изображение кисти руки).

Самая ранняя форма письменности появилась к концу родового строя. Называлась она пиктографией (лат. pictus — «нарисованный», греч. grapho — «пишу») и представляла собой условные рисунки на коже, коре, дереве, кости, камне. Особенно широко пиктография была распространена у индейцев Северной Америки. Из этого вида письма впоследствии развилось иероглифическое письмо. Пиктографии предшествовал язык звуковых и немых сигналов. К звуковым сигналам относятся ударь по барабану. Немыми сигналами являлись шнурки с узлами, пометки на деревьях и других предметах, загнутые в определенном направлении ветви деревьев.

С помощью изобретенного письма говорилось о предметах, действиях, событиях, Письмо являлось средством выражения мысли, устного языка. Письменных языков меньше, чем письменных.

 

*  *  *

 

Первобытное общество охватывает общие для всех народов мира процессы исторического развития. Сотни тысячелетий люди жили стадами, т. е. общностями, в которых все более крепли социальные отношения. Стадо является первой формой организации человеческого общества, хотя и не порвавшей полностью с животным царством. Это был коллектив людей, в котором ведущую роль играли социальные связи. В упорной борьбе с силами природы люди медленно продвигались по пути прогресса. Совершенствуя каменные и костяные орудия труда, первобытные люди шаг за шагом покоряли окружающий мир, и одновременно изменялась их собственная природа. Около 40 тысяч лет тому назад в истории человечества произошел значительный качественный сдвиг: появился человек современного физического типа, завершился процесс выделения человека из животного мира, сформировались три основные расы, зародились искусство и религия. На базе стада образовалась родовая община. Претерпели изменения половые отношения: совершился переход от промискуитета к различным формам группового брака, затем уступившим место парной семье. К эпохе расцвета родового строя относится развитие производящих форм хозяйства и родовой демократии.

Дальнейший рост производительных сил, связанный с распространением металлических орудий труда, возникновением плужного земледелия, скотоводства и высокопродуктивного специализированного рыболовства, привел к смене матриархата патриархатом, становление которого явилось началом разложения родового строя. К этому времени относится зарождение частной собственности, рабства, сперва в виде порабощения одних только иноплеменников (военнопленные), а позже соплеменников (неоплатные должники). С установлением патриархата появилась патриархальная семья (составной частью которой были рабы), сменившаяся в период распада родового строя моногамной семьей. С развитием индивидуального хозяйства кровнородственные связи были вытеснены территориальными, возникла соседская община, образовалось государство — результат столкновения новообразовавшихся общественных классов. В силу неравномерности развития производительных сил и производственных отношений первобытное общество сменилось классовым разновременно в различных областях земного шара.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector