big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Распад родового строя и возникновение государства

1. Начало железного века. Второе общественное разделение труда. Техника первобытного общества особенно шагнула вперед в эпоху железа. Железо имело громадные преимущества по сравнению со своими предшественниками — медью и бронзой. Новый материал тверже бронзы, ковок, наиболее распространен в природе. Железные руды; особенно болотные, имелись повсюду.  Люди научились пользоваться железом поздно, так как оно плавится при высокой температуре — 1530°. Поэтому первоначально с помощью примитивного горна, в который засыпалась железная руда и древесный уголь, при температуре 1100° и выше получали тестообразную массу, смешанную со шлаком — крицу. Благоприятные условия для горения угля и повышения температуры создавались путем нагнетания воздуха ручными мехами. Такой способ обработки железа называется сыродутным.

Первые следы обработки и выплавки железа, обнаруженные в Передней Азии, относятся к XIV в. до н. э. Железный век начался за 1000 лет до н. э.

Энгельс назвал железо важнейшим «из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории». Изделия из железа начали широко распространяться и даже вытеснили бронзовые орудия. Использование железа  для изготовления орудий труда прежде всего сказалось на сельскохозяйственной технике. Появились плуги с металлическими сошниками, железные топоры и лопаты. Они сделали возможным земледелие на больших площадях и расчистку под пашню земли в лесных местностях. Началось быстрое развитие плужного земледелия. У большинства народов земледелие превратилось в ведущую отрасль хозяйства. Успехи земледелия неизбежно должны были отразиться на развитии скотоводства. Широкая возможность получения земледельческих продуктов в обмен на продукты скотоводства привела к завершению процесса выделения скотоводческих племен, которые окончательно порывают с остатками земледельческого хозяйства.

Не менее важную роль сыграло железо в развитии ремесла. В распоряжении ремесленника теперь были орудия, которые позволяли коренным образом улучшить обработку кости, дерева, кожи, цветных металлов и т. д. Появились специалисты по обработке железа — кузнецы. Люди создали гончарный круг. Появились гончары. С изобретением примитивного станка появились ткачи, обособилось ткачество. Ремесла в эпоху железа стали более разнообразными, специализированными и совершенными. Совмещение ремесла с другими видами производительной деятельности сделалось невозможным. Если ранее орудия труда изготовляли те, кто занимался сельским хозяйством, то теперь ремесленники обособились. Ремесла превратились в самостоятельную отрасль хозяйства. В результате ремесло отделилось от  сельского хозяйства, т. е. произошло второе общественное разделение труда. С появлением ремесла как отрасли хозяйства возникло зачаточное товарное производство. Натуральное хозяйство по-прежнему оставалось преобладающим.

Ремесленники перестают странствовать и поселяются в определенных местах. В их селениях сосредоточиваются богатства. Селения огораживают стенами в целях защиты от нападений. В дальнейшем они превращаются в города — центры ремесла и торговли.

С зарождением товарного производства часть продуктов начали производить для обмена, который расширяется и становится жизненно необходимым. Ремесленники не могли обходиться без него. Они обменивали свои изделия на продукты сельского хозяйства. Постоянно совершающийся обмен привел к выработке общего мерила стоимости товаров и появлению посредников между производителями. Распространенным эквивалентом был домашний скот. доказательством, этому служит латинское название денег — pecunia (pecus — «скот»), современной денежной единицы Индии — рупия (древнеиндийск. rupa — «скот»). У некоторых народов эквивалентами являлись редкие раковины, слоновая кость, перья птиц, бобы какао, металлические слитки и изделия и т. д. Торговые посредники впоследствии образовали класс купцов. Это были третье общественное разделение труда. Оно возникло в переходный период от доклассового общества к классовому и упорядочилось в последнем. С появлением купцов началась заморская торговля.

2. Распад патриархальной общины. Моногамная семья. Соседская община. Первобытный строй был крепок, пока существовала его главная основа — крайняя неразвитость производительных сил, порождавшая коллективный труда, низкую производительность труда, уравнительное распределение средств потребления. Распространение железных орудий, повысивших производительность труда в земледелии, ремесле, скотоводстве, в корне изменило эту основу и создало предпосылки для перехода к более прогрессивному в той обстановке индивидуальном производству — источнику частного присвоения. То, что ранее было под силу лишь большому коллективу, стало возможно для отдельной семьи. Отпала необходимость в коллективном труде.

Зарождение частного хозяйства и частной собственности представляет собой прогрессивный исторический процесс, способствовавший развитию личной инициативы, дальнейшему росту разделения и производительности труда. В условиях усиливавшейся индивидуализации труда экономически крепкие семьи обособлялись и отделялись от сородичей времени патриархальные домовые общины сильно разрослись. Ведение общего хозяйства при тех условиях производства было невозможно. Патриархальные общины распались на малые семьи, которые самостоятельно вели хозяйство, становясь экономической ячейкой общества. Такую семью называют моногамной (греч. monos «один», gamos — «брак»). Парный брак стал крепким, расторжимым только со стороны мужа. Единобрачие для женщины было установлено мужчиной, чтобы иметь достоверных наследников своего имущества. Мужчина продолжал иметь право на супружескую неверность. Малые семьи, выходя из своей общины, нередко поселялись в другом месте, иногда даже рядом с членами других общин. В результате целостность коллектива кровных родственников, их территориальное единство нарушались. Родство при наличии рабства, бедных и богатых перестало связывать семьи, между которыми появился антагонизм. Родственные связи сменились территориальными, соседскими Семьи, жившие в одной местности, объединялись для некоторых совместных работ. Например, на древнем Востоке они совместно строили оросительные сооружения. Так возникла соседская община — новая форма объединения людей. В исторической литературе ее называют также территориальной и сельской общиной. Существование сельской общины отмечено у всех народов в той или иной форме. Территориальной общине, по утверждению Маркса, присущ дуализм, заключавшийся, с одной стороны, в существовании общей собственности на пахотную землю, луга, выпас, пустоши, леса, воды, с другой стороны, в индивидуальной обработке земли и в частном присвоении ее плодов, в наличии частной собственности на скот, сельскохозяйственный инвентарь, рабов, на «дом и его придаток — двор». Пахотная земля была разделена между семьями и периодически переделялась. С прекращением переделов земли наделы перешли в частную собственность. Другие угодья дольше оставались в общем пользовании. Дуализм сельской общины объясняется ее переходной формой от общей собственности к частной. Распад соседской общины проявлялся в переходе вначале пахотной, а затем и всей земли в частную собственность глав малых семей. У одних народов (например, древних греков) этот процесс завершился с образованием государства, у других — соседские общины бытовали в качестве пережитка в классовых обществах, видоизменяясь в ходе исторического развития в зависимости от темпов экономического развития, от господствующего характера производственных отношений.

Наибольшей стойкостью и длительностью существования сельские общины обладали на Востоке в связи с орошаемым земледелием, так как строительство и поддержание в порядке ирригационной сети требовали постоянных коллективных усилий. Соседская община является универсальной стадией, которую прошли все народы мира, создавшие классовые общества. Она знаменует собой наступление заключительного этапа первой формации.

3. Военная демократия. Политическую надстройку периода распада родового строя называют военной демократией. В эпоху военной демократии внешне сохранялись те же органы, что и при расцвете родового строя: народное собрание, совет старейшин, вождь, военачальник, но по своему характеру они изменились. В народном собрании участвовали только мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, т. е. воины. Главенствовала в собрании знать, навязывая свою волю народу. От нее зависело решение собрания. Свое отношение к мнению знати народ выражал лишь криком или стуком оружия. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания в жизни общества за счет расширения компетенции совета старейшин, куда входили знатные богатые люди. С советом вождь совещался по всем вопросам. Без согласия членов совета он не решал ни одного важного дела. Совет старейшин и вождь выполняли судебные функции. Суд происходил в присутствии народа. Вождь ведал религиозным культом. На должность вождя избирали главу наиболее  богатой патриархальной семьи вначале на определенное время, затем пожизненно. С ростом размеров производства усложнялись его организация и общественные порядки, появлялись новые обычаи и общественные функции, для исполнения которых требовалось все больше знаний и опыта. Такой необходимый опыт накапливался у вождя. Когда выполнение общественных обязанностей стало давать экономическую выгоду, у руководителя общины появилась заинтересованность скрывать свои знания, опыт от других и передавать их сыну. После смерти отца община поручала исполнять функции вождя сыну, как наиболее сведущему в этом деле. Так общественные должности становились наследственными в пределах одной семьи.

Организацию управления обществом эпохи распада родового строя Маркс и Энгельс вслед за Морганом назвали военной демократией потому, что сохранялись демократические учреждения (народное собрание, совет старейшин, выборность вождя); народное собрание являлось собранием только воинов; усилилась власть военачальника; войны и организация людей для ведения войны стали регулярной функцией народной жизни.

Войны в то время были частым явлением. Их мели ради грабежа богатств соседей, с целью легкой и быстрой наживы. Они превратились в постоянный промысел определенной категории людей. В обстановке частых воин военная организация свободных общинников была нормальным явлением, увеличилась роль военных вождей, чья профессия обеспечивала почетное руководящее положение в обществе и богатство. От их военного искусства зависело благополучие соплеменников. Во время войны они руководили ополчением, которое создавалось по признаку традиционной родо-племенной принадлежности. Военачальник имел постоянную дружину, укомплектованную из сильных, храбрых, преданных воинов, с помощью которых он приобретал все большее влияние. С дружиной вождь совершал грабительские набеги, способствовавшие развитию военной техники, повышению роли племени как военной организации, созданию союзов родственных племен, укреплению поселений земляными валами, рвами в целях защиты от нападения. Войны ускоряли распад родового строя, процесс образования классов и государства. Военная демократия была у всех народов, прошедших период распада родового строя. В классической форме военная демократия существовала гомеровском обществе, в истории Рима царского периода, у скифов, кельтов, германцев, норманнов

4. Зарождение классов, государства. По вопросу образования классов и государства существуют различные теории: об извечности рабства, о создании государства для поддержания благополучия всех людей, независимо от классовой принадлежности. Наиболее распространенной является «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате завоевания. Завоеватели якобы составляли господствующий класс и создавали государства для удержания под своей властью порабощенных людей. Эта теория, как и вышеуказанные, неверна. Завоевание (внешний фактор) ускоряет или процесс внутреннего социально-экономического развития, но не является основой для образования классов и государства. Насилие древнее рабства.

Основоположники марксизма-ленинизма связывают возникновение классов непосредственно с зарождением частной собственности на средства производства. В. И. Ленин отметил, что основным признаком, различающим классы, является «их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства». С частной собственностью на средства производства связана эксплуатация одного класса другим.

Рабство, возникшее как следствие первого великого общественного разделения труда, упрочилось с отделением ремесла от земледелия, с возникновением класса купцов. Постепенно рабы составили бесправный класс, лишенный средств производства.

Владельцы средств производства и потребления, а также рабов образовали класс рабовладельцев. Рабовладельцами становились вожди родовые, племенные, военачальники, жрецы, купцы. С накоплением в их руках богатств они обособлялись от народа, родо-племенную знать. Родо-племенная знать богатела за счет владения лучшими и большими участками угодий, а также за счет присвоения прибавочного продукта общинников, рабов, взимания дани с покоренных племен. Прибавочный продукт попадал к знати в виде подношений общинников, жертвоприношений и путем прямого захвата. Им легко это было делать, так как они являлись хранителями общественной собственности. Военачальники увеличивали свое состояние, захватывая львиную долю военной добычи.

Наряду с ростом богатств знати в общине усиливалась имущественная дифференциация, возрастала масса бедняков, которые попадали в зависимость от богатых людей. Так образовывались различающиеся в имущественном отношении группы людей с различным положением в производстве и интересами в обществе.

В таких условиях старые органы управления не могли функционировать. Они не могли примирить интересы рабов и рабовладельцев, богатых и бедных. Потребовались новые органы, которые стали зарождаться вне родовой организации, а вместе с ними появилось государство.

Таким образом, государство «не представляет собой силы, извне навязанной обществу». Государство не примиряло противоречивые интересы групп общества Оно, как аппарат экономически самого могущественного и политически господствующего класса подавляло интересы бедняков и рабов.  «История показывает, — говорит В. И. Ленин, — что государство, как особый  аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы — значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого». В этом заключается основная функция государства с антагонистическими классам. Второй функцией государства является охрана и расширение границ. Существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от народа, а также в объединении людей по территориальному признаку. Во главе государств становились верховные военачальники, опиравшиеся на поддержку племенной аристократии и на силу личных дружин. В ряде мест укреплению власти вождей способствовали тайные мужские союзы, которые в условиях складывавшейся государственности ости выполняли судебно-полицейские функции. Особенно показательны в этом отношении тайные союзы Западной Африки, где они являлись не только рычагом утверждения патриархата, но и орудием господства в руках верхушки общества. Запугивая население путем религиозно магических церемоний и действий, а также прибегая к прямому террору в целях подавления всяких попыток протеста, тайные союзы расчищали путь их государственной власти.

В силу неравномерности исторического развития процесс распада родового строя и возникновения государства имел место в древности, в средние века и в новое время. Некоторые реликтовые племена находятся на различных стадиях родового строя до настоящего времени. Первые классовые общества появились в эпоху энеолита в конце IV тыс. до н. э. на древнем Востоке у земледельческих народов в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. В середине III тыс. до н. э. возникли государства в долине Инда; во II тыс. — в бассейне Эгейского моря, Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в долине реки Хуанхэ; в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. складывались государства на большей части территории Старого Света и в Центральной Америке.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.