Древняя Индия

История древнего мира.

1. Природные условия. Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далеком прошлом, так же как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали ее от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом — Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

На бескрайних просторах Индии можно найти необычайное разнообразие природных условий. Долины полноводных рек сменяются степями и пустынями. Покрытые снегами горы севера контрастируют с тропическими лесами на юге. На протяжении веков климат страны менялся, что отражалось на характере растительного и животного мира. Во многих местах (особенно на северо-западе) он становился более засушливым. Лесные массивы в древности были гораздо обширнее, чем теперь.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях. В древней Индии были одомашнены местные породы скота (например, горбатый бык зебу, попавший отсюда в Двуречье и Египет). В Индии же впервые были приручены слоны, которые использовались главным образом в военном деле. Со времени походов Александра Македонского и западные народы стали учиться у индийцев применению в сражении могучих боевых слонов.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлических руд, лесоматериалов). Все это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что, конечно, не исключало проникновения иных племен и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем — Пенджабом), давшего стране ее название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков, особенно обильных в низовьях Ганга. Особое значение для страны имеют летние муссоны, дующие с юго-запада и приносящие большие количества влаги. Когда они задерживаются или становятся менее интенсивными, наступает засуха.

2. Население. Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Нет сомнения; что эти сведения содержат чрезмерно преувеличенные цифры, но, во всяком случае, Индия превосходила по количеству жителей и Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности (как и теперь) был исключительно пестрым. На юге преобладали темнокожие племена. Древнейшие обитатели страны говорили, вероятно, на дравидских, а отчасти на еще более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н. э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык, получивший название санскрита.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся, по мнению ряда советских и зарубежных исследователей, переселенцами с северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», ибо завоеватели смотрели на покоренное местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной этнической группы (расовой или языковой) говорить не приходится. Все зависело от конкретных условий развития в тот или иной исторический момент.

3. Источники. Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведении древнеиндийской литературы были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраняться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны, пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг Передней Азии, оказались губительными для библиотек и архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их обнаружено сравнительно немного.

К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков, никогда не забывался, и литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались (так же как еврейская Библия или иранская Авеста) и дошли до нас в поздних копиях, причем и здесь не обходилось дело без дополнений и искажений.

Хуже всего обстоит дело с древнеиндийскими летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включенных в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объему и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды, Махабхарата и Рамаяна.

Веды представляют из себя обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул. Всего сохранилось четыре таких сборника. Наиболее ранние части относятся к середине II тысячелетия до н. э., но затем на протяжении примерно более тысячи лет они перерабатывались, и окончательная запись была произведена уже близко к нашей эре.

К устному творчеству индийского народа восходят также две грандиозные поэмы которые можно сравнить по литературной ценности и историческому значению со всемирно известным гомеровским эпосом. Первой из этих поэм была Махабхарата (великая война потомков Бхараты), а вторая называлась Рамаяной (сказание о деяниях Рамы). Хотя традиция сохранила имена авторов этих поэм (Ваясы и Вальмики), на деле они так же мало историчны, как легендарный Гомер.

Обе поэмы стали оформляться приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., а окончательную форму приобрели уже в первых веках нашей эры (о какой-либо точной хронологии не может быть и речи).

В Махабхарате описывается столкновение двух ветвей царского рода, потолков Бхараты — Кауравов и Пандавов. Первая ветвь правила в городе Хастинапуре, а вторая стремилась отнять у них власть, что привело к исключительно кровопролитной битве, в которой погибло подавляющее большинство сражавшихся.

В Рамаяне повествуется о странствованиях царевича Рамы, покинувшего из-за преследований мачехи родной город Айодхию. Его жену Ситу похищают великаны с острова Ланка (Цейлона). Чтобы выручить ее, он переправляется во главе армии из медведей и обезьян на этот остров и побеждает врагов. В заключение ему удается вернуться на родину и утвердиться на престоле своего отца.

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности.

Предполагают, что он составлялся от III в. до н. э. по III в. н. э. Это типичный памятник сакрального права (наподобие законов Пятикнижия), в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами и доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд интересных советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н. э.), высеченные на скалах. Они сообщают о войнах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с уже известным нам Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н. э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н. э. В своем «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, а в специальном произведении — «Индия» — дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годам нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура IIIII тысячелетий до н. э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую переселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

4. Историография. В отличие от Египта и ряда стран Передней Азии, где в средние века произошла полная смена языков и культуры, Индия не испытала такого резкого переворота, повлекшего за собой почти полное забвение прошлого. Произведения, написанные на санскрите, а также на разговорных языках (прокритах), продолжали изучаться и комментироваться из поколения в поколение.

Однако для Европы на протяжении тысячелетий Индия оставалась малоизвестной страной. Время от времени проникали сюда путешественники, такие, как венецианский купец Марко Поло (XIII в. н. э.) или тверской купец Афанасий Никитин (XVI в. н. э.). В их описаниях содержатся интересные сведения о природе страны, быте и культуре ее населения, но до систематического изучения Индии было еще далеко.

В XVIII в. н. э. Индия была захвачена европейскими колонизаторами. В это время начинается изучение ее памятников. Английский исследователь У. Джонс переводит древнеиндийские памятники письменности (в том числе «Законы Ману») с санскрита на английский язык.

В XIX в. н. э. языки Индии (особенно санскрит) усиленно осваиваются лингвистами в связи с созданием индоевропейского языкознания, основоположником которого являлся Ф. Бопп.

Значительный вклад в исследование древнеиндийской литературы сделали русские филологи И. П. Минаев, К. А. Коссович и другие.

Издание, переводы и изучение памятников, написанных на санскрите, создало базу для ознакомления с далеким прошлым Индии.

Однако правильному пониманию исторической специфики этой страны препятствовало возникновение целого ряда предвзятых теорий, свойственных буржуазной науке. Несомненная связь индоиранских языков (в том числе санскрита) с европейскими дала повод для резкого противопоставления народов, говорящих на этих языках (ариев), исконному населению Индии (додравидскому и дравидскому) в качестве высшей расы. Таким образом, современные расисты в Западной Европе и США целиком восприняли предрассудки, сложившиеся в господствующих кругах древней и средневековой Индии. Они пошли даже дальше, перенеся «почетное» название «арии» («благородные»), применявшееся к индоиранским племенам, на народы Европы.

Так была создана и развита антинаучная и реакционная теория «арийской расы». Особенно упорно проповедовал ее представитель немецких расистов (по происхождению англичанин) С. Х. Чемберлен.

При этом игнорировались факты, свидетельствующие о том, что языки далеко не всегда совпадают с антропологическими признаками и что последние отнюдь не определяют культурный уровень. Окончательный удар «арийской теории» нанесли вышеуказанные раскопки в Пенджабе и Синде: доарийское население этих районов создало более высокую культуру, чем пришедшие им на смену арии.

Другим направлением, оказавшим вредное влияние на изучение прошлого Индии, была концепция особого пути развития этой страны, отличающего ее от всех других стран. При этом местные особенности до крайности преувеличивались, и прошлое Индии противопоставлялось истории остального человечества. В этом направлении многие ошибки были допущены современными индийскими буржуазными историками, не желавшими признать, что общие законы исторического развития вполне применимы к их стране.

Большое внимание уделял изучению индийского общества К. Маркс. В своей работе «Британское владычество в Индии» он дал классическое определение индийским сельским общинам, выявив причины их прочности и устойчивости и в то же время неизбежность их разложения. Он отметил, что «эти маленькие общины носили на себе клеймо кастовых различий и рабства» и, «сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма…».

Колодезь в Мохенджо-Даро

 

Модель повозки из Мохенджо-Даро

Советская литература по истории древней Индии исходит из учения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о закономерной смене социально-экономических формаций, привлекая при этом новые письменные и археологические материалы. Особенно следует отметить исследовании Г. Ф. Ильина, Г. М. Бонгард-Левина, А. М. Осипова, А. А. Бенедиктова, Д. А. Сулейкина и других.

Для истории культуры Индии огромное значение имеют труды С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского и других. Современные прогрессивные ученые Индии, объясняя историю своей страны, основываются на положениях классиков марксизма-ленинизма. Особенно следует отметить монографию Д. Р. Чананы «Рабство в древней Индии», которая наносит решительный удар теориям, отрицающим роль рабовладения в этой стране.

5. Древнейшая Индия. Судя по археологическим находкам, Индия была заселена еще во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселенные. На первое место все больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетия до н. э. Главными центрами ее были города, руины которых вскрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).

Основные орудия и оружие изготовлялись обитателями этих городов из меди, а затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лемехи, продолжали изготовлять из кремня.

Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя, риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.

Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод сточных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до конца еще не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

К середине II тыс. до н. э. протоиндийские государства и их культура приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных и конкретных данных об этом переселении (вероятно, с северо-запада) мы пока не имеем, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие буржуазные историки считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально-экономическом развитии и даже временный регресс.

6. Индия в ХVVI вв. до н. э. История Индии после «арийского завоевания» известна нам главным образом по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне).

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда надолго наступил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом ценности являются коровы.

Тем не менее, несмотря на все перенесенные потрясения, в северной Индии наблюдаются определенные признаки нового экономического подъема. Он сказывается в первую очередь в появлении на рубеже II и I тысячелетий до н. э. железных орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжелого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам, дало возможность обрабатывать более твердые почвы, и земледелие распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок и сахарный тростник.

Прослеживается растущее социальное расслоение. Лучшие земельные наделы переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях все чаще начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются словом «даса», означающим врага, чужеземца. С течением времени появляются и рабы-должники. учащаются случаи самопродажи или продажи

Статуэтки из Мохенджо-Даро

своих родственников. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое страшное, свою красавицу жену.

Все это описывается как совершенно обычное и нормальное явление. Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не представителей господствующей знати.

В такой обстановке родо-племенное устройство все больше уступает место государственной организации. Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.

Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на среднем течении Ганга). Ее представителем был прославленный Рама, который впервые добрался до Цейлона (Ланки), что свидетельствует о расширении внешних связей.

Растущая социальная дифференциация привела к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн, существование которых считается своеобразной чертой индийского общества. В Ведах варны упоминаются лишь в поздних добавлениях. В последующее время деление на эти замкнутые группы считается изначальным и установленным свыше. Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать). По преданию, первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые — из его плеч.

Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бедер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.

Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чужеземцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почетная церемония «второго рождения», для них не устраивались.

Надо отметить, что имелись люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли якобы осквернить чистую воду.

Права и обязанности каждой варны были зафиксированы впоследствии в своде «законов Ману». На первом месте тут поставлены брахманы. Подчеркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали совместно.

За одно и то же преступление представители различных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если шудра осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскаленного железа.

Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попадать и отдельные лица из высших варн (как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости). Правда, порабощенным из среды высших варн легче было выкупиться или иным способом выйти на волю.

Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечным и неизменным и освящалось религией.

При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов. В Ведах упоминаются бесчисленные боги природы (Варуна — бог неба, Агни — бог огня, Сурья — бог солнца и др.).

По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях). По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, — брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.

7. Возвышение Магадхи. Создание державы Маурья. До VI в. до н. э. северная Индия делилась на множество царств. В одном только бассейне Ганга насчитывалось шестнадцать мелких государственных образований. Одно из них — Магадха с VI в. до н. э. быстро усиливается расширяется. Его царь Бимбисара (543-491 гг. до н. э.) овладевает устье Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а поздне Александра Македонского, который за два года (327-325 гг. до н. э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

Греко-македонское господство на берегах Инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если  верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 до н. э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей ее был город Паталипутра.

Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями между наследниками Александра Ма-кедонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них — Селевком. Получив от него в жены дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и Белуджистана).

Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н. э.). При нем было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000.

В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъемных колес). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.

В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы) вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше — в V в. до н. э.).

В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров. Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда.

Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединенные в сельские общины. Последние, как неоднократно указывал К. Маркс, отличались особенной устойчивостью.

Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.

8. Буддизм и его историческая роль. При династии Маурья произошли значительные сдвиги в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система — брахманизм — все меньше удовлетворяла правящую династию. Ее догмы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.

Статуэтка Будды

Со старой системой брахманизма все более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени.

Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих. Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в веру.

Создание буддийской религиозно-философской системы традиция приписывает царевичу Сидхартхе, жившему  в VII-VI вв. до н. э. и прозванному Буддой («просветленным») откуда происходит и название его учения. Про этого царевича рассказывали, что он еще в юности задумался о причинах человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии — все это наводило на него глубокую тоску.

Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом. Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданию. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удается, то человек после смерти уже не возродится в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной — высшим благом.

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними. Самоусовершенствование, отказ от богатства и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могли помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали все это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в сангхи (общины ранних буддистов). Рабу, который не распоряжается самим собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался закрытым путь к нирване.

Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и угнетенных (кроме рабов). Отказ от насильственного изменения установившихся порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлен для зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от покушений на чужое имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных племен и народностей.

Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал ломке привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более что буддисты признавали бесправие рабов.

Древняя Индия и древний Китай

Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и созвал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей.

Не надо, однако, думать, что брахманизм был ликвидирован. О6 этом Ашока не мог помышлять. Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силен был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племени и сельской общины.

В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

Новая религия, не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и исламом). Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н. э. начал распространяться за ее пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и отличающихся различным уровнем экономического и культурного развития, оказалось задачей непосильной.

Особенно широко процесс распада и децентрализации зашел при династии Шунга (187-7З гг. до н. э.), которая пришла на смену династии Маурья. Цари новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с ним система замкнутых варн вновь вошли в силу.

Большую роль в ослаблении централилизации сыграли внешние вторжения, от которых страдала Индия, начиная со II в. до н. э. Главным врагом было сперва Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н. э. с северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории современной Таджикской ССР. Кушаны в значительной мере восприняли более высокую индийскую культуру.

В III в. н. э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V вв. н. э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного царства Гупт, но к концу V в оно в свою очередь приходит в упадок и опять происходит полное раздробление страны.

9. Культура Индии. Мы уже видели, что к началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна), которые на первых порах передавались из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т. е. Пять книг).

В V в. н. э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названная по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую полюбил царь.

В древней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познания является опыт. Полностью отвергается столь распространенное в Индии учение о переселении души, и сама душа признается неотделимой от тела.

Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причем для уравнения с астрономическим годом каждые пять лет добавлялся високосный месяц.

В V-VI вв. н. э. индийским ученым была уже прекрасно известна шарообразность земли и закон земного притяжения, а также вращение земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

Еще в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н. э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Так же и арабская алгебра испытала влияние индийской.

Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработать определенную систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Ученый брахман Панини (живший в V-IV вв. до н. э.) создал грамматику «очищенного», т. е. литературного, языка (санскрита).

Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (IIII вв. н. э.).

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector