big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Плавание из устья Оби к устью Енисея

Отряды, задачей которых было обследование северных берегов Азии, обеспечивал в первые годы судами и продовольствием В. Беринг. Он назначал командиров этих отрядов и переписывался с местными властями об их нуждах. Начальники отрядов подавали ему рапорты о своих действиях. Во время пребывания В. Беринга в Якутске (1734—1737 гг.) наиболее тесная связь поддерживалась с двумя отрядами, выступавшими из Якутска и плававшими из устья Лены на восток и на запад. После переезда в Охотск его связь с северными отрядами стала значительно слабее, а затем и совсем оборвалась. Уже в 1738 г., отправляя X. П. Лаптева начальником отряда, плававшего от устья Лены на запад, на место погибшего В. М. Прончищева, Адмиралтейств-коллегия наряду с указом В. Берингу об удовлетворении требований X. П. Лаптева, дала разрешение последнему самостоятельно требовать у местных властей подводы, конвой, провиант.

Плавания из устья Оби до устья Енисея, возможно, совершались и ранее, но достоверных известий об этом не сохранилось. Торговые и промышленные люди ходили в старину обычно но Оби только до Тазовской губы, пройдя которую до р. Таз, переваливали на Енисей по рекам и волокам. Обская губа, которая имеет протяжение около 750 км, была не исследована. При ее большой ширине (50—70 км) и мелководье определение фарватера представляло огромные трудности и сильно задерживало плавание. Болотистые берега были необитаемы и труднодоступны.

Начальником отряда, который должен был плыть до устья р. Оби и далее к востоку до устья Енисея, был назначен лейтенант Д. Л. Овцын, приехавший вместе с В. Берингом в 1733 г. в Тобольск из Петербурга. Отряд,, состоявший из начальника отряда и 55 человек команды, включая штурмана Д. В. Стерлегова, геодезиста М. Ушакова, откомандированного В. Берингом из Академического отряда, и геодезии ученика М. Г. Выходцева, должен был плыть на двухмачтовой дубель-шлюпке «Тобол» (длина 21 м, ширина 4,8 м, осадка 2,1 м) (Соколов, 1851в, стр. 274—275).

Плавание отряда довольно долго оставалось малоуспешным. Он выступил из Тобольска 14 мая 1734 г. (ЦГАДА, ф. Сената, кн. 669, л. 14 об.). Только 11 июня «Тобол», сопровождаемый дощаниками с провизией, на которых, начиная от Березова, ехали 84 служилых для охраны, достиг 06-дорского острожка (г. Салехарда).

В урочище Семиозерном, на правом берегу Оби в 60 км ниже ее устья, были выгружены запасы продовольствия. Несколько позже Д. Л. Овцын погрузил на дубель-шлюпку провиант, предназначенный для плавания, и отправил обратно дощаники, которые с трудом могли плыть из-за волнения.

Продвижение «Тобола» к северу продолжалось до 5 августа. К этому времени дубель-шлюпка, плывшая то у правого, то у левого берега, оказалась на широте 70°4/. В последние дни плавания отряду попадались тюлени, а по берегу — мертвые моржи.

Позднее время, поломка руля и якорей, отсутствие сведений о том, где кончается губа, и близость зимы побудили Д. Л. Овцына после совета с офицерами повернуть обратно. В Обдорск отряд прибыл 4 сентября.

Плавание 1735 г. было еще менее удачным, так как Обь вскрылась очень поздно. Выйдя из Обдорска 29 мая (Соколов, 1851в, стр. 276—277), «Тобол» через некоторое время попал в ледяной затор, и иногда приходилось подолгу ожидать, когда его взломает ветром. Спустившись, наконец, к 10 июля до 68°40' с. ш., отряд оказался у неподвижного льда. 38 человек из экипажа были больны цынгой, 4 человека уже умерли, тяжело болел и сам Д. Л. Овцын. 18 июля, «консилиум» офицеров решил плыть обратно. Поскольку плавание должно было быть закончено за две кампании, судно направилось прямо в Тобольск, которого достигло 5 октября (Белов, 1956, «тр. 292—293).

Оправившись от болезни, Д. Л. Овцын поехал в Петербург с докладом. По его докладу Адмиралтейств-коллегия 12 января 1736 г. решила построить в Тобольске еще одно судно — бот с палубой. Были выделены дополнительные люди, в том числе штурман Ф. А. Минин и мастер флота (старший штурман) И. Н. Кошелев. Но Д. Л. Овцыну, как и С. Г. Малыгину, было сказано, что «без окончания по инструкции в совершенство оной экспедиции возвращения оттуда ему с командою не будет» (МРФ, 1880, стр. 183).

Вернувшись в Тобольск, Д. Л. Овцын, не дожидаясь окончания постройки бота, отправился 23 мая 1736 г. в третий раз в плавание на том же «Тополе». Среди 50 человек экипажа были штурман Ф. А. Минин, подштурман Д. В. Стерлегов и геодезии ученик М. Г. Выходцев. Присоединившийся к экспедиции в начале 1735 г. геодезии ученик Ф. С. Прянишников продолжал начатые им исследования южного берега Тазовской губы. Заболевший же М. Ушаков был отправлен Д. Л. Овцыным в распоряжение В. Беринга.

5 августа отряд достиг 74°40' с. ш., т. е. был почти у выхода из Обской губы в море, здесь он был остановлен сплошными льдами. (Посланные берегом казаки с оленями не могли быть полезными, так как им преграждала путь Тазовская губа). Продержавшись здесь 10 дней, Д. Л. Овцын повернул обратно «за великими на куршы к норду льдами и за опасением краткости в лете времени к возвращению для спасения судна и людей» (МРФ, 1880, стр. 309). Судно зимовало в Обдорске, сам же Д. Л. Овцын — в Березове. Здесь он познакомился с семьей ссыльных князей Долгоруких, что привело впоследствии к большим для него неприятностям.

Лето 1737 г., позволившее из-за отсутствия льдов отряду С. Г. Малыгина обойти п-ов Ямал, благоприятствовало и Д. Л. Овцыну, который тщательно готовился к новому походу, посылая сухопутные отряды для исследования берегов.

5 июня 1737 г. И. Н. Кошелев привел к Обдорску вновь построенный палубный бот, названный «Обь-почтальон» (длина 18,3 м, ширина 5,2 м и осадка 2,3 м). Д. Л. Овцын принял его под свое командование, а дубель-шлюпку передал И. Н. Кошелеву. На каждом судне было по 35 человек команды. 29 июня суда вышли в плавание и, двигаясь то вдоль западного, то вдоль восточного берега, 6 августа достигли северной оконечности п-ова Явай у мыса «Турасоль» (Туры-Сале, 72°46' с. ш.). Они находились у входа в Гыдаиский пролив. Из-за небольших глубин Д. Л. Овцын не решился войти в него и пошел к северу. 7 августа вечером на широте 74°02', находясь в открытом море, участники отряда увидели впереди льды, сковывавшие море на необозримом пространстве и на севере и на западе.

Толщина льда достигала 2,4—2,7 м, глубина моря примерно 25,6 м (Соколов, 1851в, стр. 282—283).

Суда пошли обратно и 10 августа были задержаны противным ветром у о-ва Шокальского. Посланный на берег штурман Ф. А. Минин, возвратившись, доложил, что берег ровный, невысокий, поблизости есть шесть озер соединенных речкой, впадающей в море, много гусей, уток и чаек. Он видел слепей и белого медведя. Земля везде «тундренная» и деревьев нет. 16 августа суда обогнули землю с севера на широте 73°15', где был поставлен маяк (там же, стр. 283).

Карта плавания 1737 г. Д. Л. Овцына у берегов Карского моря не опубликована, но из сводной карты Морской академии 1746 г., для которой были использованы данные Д. Л. Овцына и И. Н. Кошелева, видно, что, огиба» с севера о-в Шокальского, Д. Л. Овцын принял его за северное окончание несуществующего полуострова, который, как ему казалось, располагаясь восточнее п-ова Явай, протягивается параллельно, образуя восточный берег залива, в который впадает р. Гыда. Входом в этот залив якобы являлся пролив между о-вом Шокальского и северной оконечностью п-ова Явай. Далее до Енисейского залива Д. Л. Овцын нанес еще два залива, соответствующие Гыданской и Юрацкой губам. Таким образом, на его карте оказалось, вместо двух, три залива (Колесников, 1940, стр. 43—44).

Эта ошибка встречается также на картах Академии наук 1745 г. и Г. Миллера 1754—1758 гг. Она сохранялась и на позднейших картах, пока почти через 200 лет (1922—1923 гг.) посещение района Гыданского залива промысловой экспедицией Комитета Северного морского пути на шхуне «Агнесса» не позволило ее исправить (там же, стр. 49). Интересно, что на некоторых картах конца XVIII и начала XIX в. показано не три, а два залива, но это изображение, история возникновения которого неясна, не укоренилось в картографии того времени (рис. 16).

31 августа мореплаватели подошли к устью Енисея, которое, по их определению, располагалось на широте 71°50'. Здесь их ожидал геодезист Ф. С. Прянишников. Пройдя еще около 300 верст, бот Д. Л. Овцына 2 октября был застигнут морозом около г. Туруханска в устье р. Ангутихи.

Дубель-шлюпка «Тобол» остановилась несколько севернее, у устья р. Денежкиной.

В результате четырехлетних упорных трудов отряд выполнил свою задачу (рис. 17). В Енисейск Д. Л. Овцын с дубель-шлюпкой прибыл 21 июля 1738 г. Но в Петербург с отчетом Д. Л; Овцыну попасть не пришлось, так как в пути (в Тобольске) он был неожиданно арестован за сношение в Березове с князьями Долгорукими. За этим последовало разжалование его в 1739 г. и передача в распоряжение В. Беринга в качестве матроса (Общий морской список, ч. 2, стр. 298).

Успеху экспедиции энергичного и талантливого Д. Л. Овцына немало способствовала деятельность посылавшихся им и Сибирской губернской  канцелярией вспомогательных отрядов на лодках и на оленях в течение всего времени, пока основной отряд вел исследования. Они должны были встречать корабли С. В. Муравьева и А. Скуратова или содействовать отряду Д. Л. Овцына своими исследованиями Обской губы, ее берегов, берегов моря и Енисея, ставить маяки, производить съемки местности, вест» наблюдения за направлением ветров, сроком вскрытия реки ото льда и т. д.

Среди вспомогательных отрядов следует особо отметить отряд казачьего десятника П. Лапотникова, совершившего в 1735 г. выдающийся поход. Продвигаясь по западному берегу Обской губы, он достиг северной оконечности Ямала, а потом, переправившись несколько южнее по льду через губу, направился к северу также и по ее восточному берегу (Яников. Великая северная экспедиция. Канд. диссертации. Рукопись. Гос. биб-ка им. В. И. Ленина, 1953, стр. 169—170). Немного не дойдя до северного конца Явая, он послал вперед двух казаков, поставивших знаки на западном и восточном берегах полуострова.

Большие и важные работы по изучению района были выполнены геодезистами. Ф. С. Прянишников между 9 июня 1735 г. и 16 февраля 1736 г. частью на лодке, частью на оленях совершил путь от устья Тазовской губы по ее южному берегу и по р. Таз до Мангазеи (г. Туруханск), произведя маршрутную съемку. Пройдя Тазовское зимовье, он подвергся нападении сопровождавших его ненцев и остался без продовольствия и вещей.

В 1737—1738 гг. Ф. G. Прянишников и М. Г. Выходцев, все время выполнявшие разные поручения Д. Л. Овцына, произвели новые большие исследования (там же, стр. 189, 198, 202). Д. Л. Овцын предложил Ф. С. Прянишникову, двигаясь от Енисея, а М. Г. Выходцеву — от Оби, обойти морской берег между этими реками и описать его. М. Г. Выходцев, выступивший из Обдорска 4 января 1737 г., был 24 июля на широте 72°51' (считая по пройденному пути), пересек п-ов Явай и, следуя по берегу Гыданской губы и вверх по р. Гыде, 17 сентября достиг среднего течения р. Таномы. Не получая никаких сведений о продвижении Д. Л. Овцына, он повернул обратно по прежнему маршруту. В урочище Семиозерном М. Г. Выходцев узнал, что Д. Л. Овцын в Туруханске; 23 декабря М. Г. Выходцев отправился в Туруханск и прибыл туда 19 марта 1738 г., подвергнувшись в пути ограблению. В 1738 г. он выполнил по поручению Д. Л. Овцына съемку между Енисейском и Самаровским ямом (г. Ханты-Мансийск).

Ф. С. Прянишников в начале 1737 г. прошел от Енисея на оленях по берегу Гыданского п-ова до губы Каменной и затем повернул обратно к западному берегу Енисейского залива, где и встретил суда Д. Л. Овцына. Об этом его путешествии сведения неясны. Из Мангезеи, куда Ф. С. Прянишников прибыл вместе с отрядом, он был отправлен к устью Оби, чтобы опирать ее и Иртыш до Тобольска. Сведений о выполнении им этого поручения нет.

Донесения вспомогательных отрядов, описи и карты геодезистов дали ценный материал о территории по нижнему течению Оби и Енисея. В связи с этим значение экспедиции Д. Л. Овцына выходит за рамки поставленной перед ним задачи — изучения морского пути из Оби в Енисей.

Обработку материалов отряда Д. Л. Овцына попытался осуществить И. Н. Киселев, который, прибыв в 1739 г. в Петербург, подал при рапорте в Адмиралтейств-коллегию сочиненное им «Краткое описание против нее (морских.— В. Г.) карт от г. Тобольска реками Иртышем, Обью, Обским проливом и Северным морем окияном и р. Енисеем с указанием курсов и расстояния и широты и длины, какие показуют народы, с описанием природы» (Белов, 1956, стр. 296).

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.