big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Хозяйственное значение водных ресурсов СССР

Водные ресурсы в нашей стране до Великой Октябрьской революции были освоены сравнительно мало. С давних пор использовались лишь водные пути и даже сооружались судоходные каналы, но за период капитализма было освоено не более 6% водных путей для судоходства и не более 15% для сплава.

Русскими гидротехниками очень давно создавались интересные проекты, в XVIII в. Петербургской Академией наук была разработана теория гидравлической турбины, а в XIX в. на Урале мастер И. Е. Сафонов построил первую турбину. Однако сила воды для получения электроэнергии в царской России почти совсем не использовалась. Перед первой мировой войной в стране было построено всего 7 небольших гидроэлектростанций. В XVII и XVIII вв. для нужд промышленности создавались небольшие водоемы, но крупного промышленного водоснабжения не было. Смелые проекты орошения засушливых и полузасушливых районов страны не получали поддержки правительства, орошались только помещичьи земли. Использование болот сводилось к добыче торфа кустарными методами, осушение их проводилось в очень небольших масштабах.

Освоение водных ресурсов в Советском Союзе ведется с первых дней его существования в огромных масштабах. Интересы народного хозяйства требуют комплексного использования водных богатств страны. При проектировании гидросооружений учитываются потребности в воде всех отраслей народного хозяйства, решаются задачи водоснабжения, орошения, обводнения, улучшения судоходства, рыбного хозяйства, снабжения гидроэлектроэнергией. Сочетание задач определяется местными природными условиями и потребностями народного хозяйства. В большинстве случаев первое место принадлежит гидроэнергетике.

По запасам гидроэнергии Советский Союз занимает первое место в мире: потенциальные гидроэнергоресурсы СССР составляют 11,4% всех мировых гидроэнергетических ресурсов. Вероятные запасы гидроэнергии СССР определяются в 420 млн. квт. Учтены 340 млн. квт гидроэнергии, из них на долю Европейской части с Кавказом приходится 60 225 млн. квт (17,7%), на долю Азиатской — 279 775 млн. квт (82,3%).

В 1920 г. по указанию В. И. Ленина был составлен перспективный план электрификации страны — ГОЭЛРО, намечавший на 10—15 лет строительство 30 электростанций, в том числе 10 гидроэлектростанций. План был выполнен досрочно. Уже в 1947 г. Советский Союз занял первое место в Европе и второе в мире по производству электроэнергии. В 1960 г. мощность всех электростанций СССР составила 66 700 тыс. квт.

Программа КПСС, принятая XXII съездом, предусматривает полную электрификацию страны в течение 20 лет. В Программе партии записано: «Электрификация, являющаяся стержнем строительства экономики коммунистического

Гидроэлектростанции СССР

общества, играет ведущую роль в развитии всех отраслей народного хозяйства, в осуществлении всего современного прогресса». В 1980 г. наша страна получит примерно в полтора раза больше электроэнергии, чем получали в 1960—1961 гг. все остальные страны мира, вместе взятые.

За 20 лет будут построены 180 мощных гидроэлектростанций, около 200 тепловых и 260 крупных теплоэлектроцентралей.

По решению XXII съезда КПСС на огромной территории СССР должна быть создана Единая высоковольтная энергосистема.

Много гидросооружений создано в нашей стране. В Европейской части СССР — прежде всего волжские гидроэлектростанции. Из девяти запроектированных крупных гидроузлов на Волге шесть уже построены: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Куйбышевский, Волгоградский; строится Саратовский.

На Каме построена Камская ГЭС, Боткинская, Соликамская, запроектирована Нижнекамская ГЭС. На Дону сооружен Цимлянский гидроузел, на Днепре — Днепровский, Каховский, Кременчугский, на Днестре — Дубоссарский.

На Днепре построена Днепродзержинская и строится Киевская ГЭС, начато строительство Каневской ГЭС, проектируются девять небольших ГЭС в верхнем течении реки.

На Кубани, Днестре, Немане, Западной Двине будут сооружаться каскады гидроэлектростанций.

Богаты энергией реки Кавказа и Закавказья. Среди первых в СССР электростанций были Земо-Авчальская и Рионгэс. Каскады гидросооружений созданы на Куре, Риони, Раздане.

Развернулось строительство гидросооружений в Сибири. Энергия сибирских рек поможет освоить в более короткий срок природные богатства этой части страны. Особенно важно для экономики Сибири освоение самой мощной в стране реки — Енисея, годовой сток которого равен стоку Днепра за 10 лет. Скорость его течения в пять раз быстрее Волги и в девять раз — Оби. Енисейский каскад гидростанций способен давать ежегодно столько энергии, сколько давали в 1953 г. все электростанции Советского Союза (включая и тепловые). На Енисее строится Красноярская ГЭС, проектируется строительство Саянской, Енисейской и Осиновской гидростанций.

Приток Енисея — Ангара имеет потенциальные запасы гидроэнергии, превосходящие суммарные запасы гидроэнергии Волги, Камы, Дона и Днепра. Многоводность, большое падение, скальные грунты делают Ангару очень удобной для гидроэнергетического строительства. Запланировано строительство Ангарского каскада из шести гидроэлектростанций общей мощностью более 10 млн. квт: Иркутская, Суховская, Тельминская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская ГЭС. Иркутская ГЭС мощностью 660 000 квт вступила в действие. Дает энергию Братская ГЭС. Потенциальные гидроэнергетические ресурсы р. Оби определяются в 29,5 млн. квт. На Оби и Иртыше идет строительство гидросооружений. Вступила в действие Усть-Каменогорская ГЭС, работает Бухтарминская ГЭС, запроектирован Иртышский каскад из 13 ГЭС. На участке реки от оз. Зайсан до г. Омска на Оби построена Новосибирская ГЭС, проектируется Каменская.

Река Лена в гидроэнергетическом отношении изучена менее других сибирских рек, но уже составлена схема размещения гидросооружений на Лене и ее притоках. Строят Вилюйскую ГЭС, построена Мамаканская ГЭС.

На дальнем Востоке, где очень велики перспективы развития промышленности, планируется строительство гидроэнергосооружений на Амуре.

Это строительство позволит использовать энергию реки и ликвидировать паводки, носящие нередко катастрофический характер. На Амуре будет создано около 70 гидроузлов с годовой выработкой энергии до 100 млрд. квтч. Самые значительные из них: Кузнецовский, Алмазовский, Благовещенский. Очень важен Зейский гидроузел, позволяющий зарегулировать неравномерный сток реки Зей.

Огромные запасы гидроэнергии таят в себе реки Средней Азии. Только памирские реки обладают мощностью 12 млн. квт, т. е. в два раза больше, чем вместе взятые реки волжского бассейна. Уже созданы гидростанции на Сыр-Дарье и ее притоках. Из них самая мощная ГЭС — «Дружба народов» (у пос. Кайрак-Кум) мощностью 120 тыс. кет. Вода Кайракумского (самого большого в Средней Азии) водохранилища позволит оросить с помощью энергии ГЭС большие площади земель Голодной степи.

Идет строительство гидроузлов на реках бассейна Аму-Дарьи. Целый каскад их возникает на р. Вахш. Нурекский гидроузел — крупнейший в мире. Нурекская ГЭС уступит по выработке энергии только гидростанциям на Ангаре и на Енисее. Себестоимость энергии будет в 7—8 раз дешевле энергии волжских ГЭС. Нурекское водохранилище позволит регулировать крайне неравномерный сток Вахша. Получат воду до 3 млн. га земли. Мощные насосные станции подадут воду на значительную высоту. Энергией Нурекской ГЭС будут обеспечены все среднеазиатские республики и Казахстан.

Более 520 тыс. км речных путей может быть в Советском Союзе освоено для судоходства.

Расположение крупнейших речных систем благоприятно для их транспортного использования. Основная речная магистраль Европейской части Советского Союза — Волга с Камой — пересекает огромные пространства юга и центра страны. Близость рек разных речных систем создает условия для их искусственного соединения.

Реки Сибири связывают между собой районы, лишенные пока железнодорожных путей и автомобильных дорог, с Северным морским путем, с сибирской железнодорожной магистралью. Медленное течение равнинных рек благоприятно для судоходства, но большая извилистость и обычные для этих рек перекаты требуют систематических работ, обеспечивающих нормальное прохождение судов. Недостатком огромного большинства рек Советского Союза, с точки зрения их транспортного использования, является ледяной покров, сокращающий навигацию на реках Европейской части Советского Союза до 6—8 месяцев, на реках Сибири — до 5—6. В низовьях Лены навигация продолжается не более трех месяцев в году.

Искусственные каналы, соединяя реки, создают непрерывные водные пути, связывающие друг с другом отдаленные районы страны и создающие выход грузов из внутренних районов в море. С давних времен существовали пути, соединявшие Волгу с Балтийским морем. В начале XVIII в. была построена Вышневолоцкая водная система, в начале XIX в. — Тихвинская и Мариинская системы. С конца XIX в. сохранила свое значение транзитного пути одна Мариинская, неоднократно перестраивавшаяся и улучшавшаяся, но, несмотря на это, очень несовершенная. После Октябрьской революции пришлось почти заново перестраивать речную транспортную сеть и создавать новые сквозные магистрали. В 1933 г. начал действовать Бело-морско-Балтийский канал, имеющий связь через Онежское озеро с Волго-Балтийским путем. Страна получила внутренний путь из Балтийского моря в Белое. Длина канала — 227 км.

В 1937 г. вступил в строй канал имени Москвы (128 км). На трассе канала образовано несколько водохранилищ: Учинское, Клязьминское, Химкинское и др. После сооружения канала Москва стала портом трех морей: Каспийского, Белого и Балтийского. Решена проблема снабжения столицы водой. В 1952 г. закончилось строительство Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина (101 км), связавшего бассейн Каспия с бассейнами Черного и Азовского морей, сделавшего нашу столицу портом пяти морей.

Малая пропускная способность и доступность только для мелкосидящих судов старой Мариинской системы, включенной в Волго-Балтийский водный путь, не позволяли использовать его в полной мере. Реконструкция Мариинской системы оказалась нецелесообразной. Возникла необходимость создания нового, Волго-Балтийского пути. Трасса Волго-Балтийского пути идет на большем ее протяжении по вновь созданным водохранилищам, образованным плотинами шести гидроузлов. Используемые участки старой Мариинской системы реконструированы.

Строительством Волго-Балтийского пути завершилось создание единой глубоководной системы, пересекающей всю Европейскую часть страны и связывающей бассейны Каспия, Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей. Эта система включает Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский путь, канал имени Москвы и Волго-Камскую речную магистраль.

Существуют проекты соединения Черного моря с Балтийским прямой глубоководной магистралью Днепр — Припять — Неман. С пуском Каневской ГЭС завершается строительство Днепровского каскада и Днепр будет судоходен от устья до впадения р. Припяти. Сооружение 10 низконапорных гидроузлов и спрямление русла сделают удобной для судоходства Припять. Водораздел между бассейнами Припяти и Немана пересечет Днепро-Неманский канал (70 км). На Немане намечается 6 гидроузлов комплексного значения. Общая длина водного пути от порта Клайпеды на Балтийском море до устья Днепра — 2430 км. По новому глубоководному пути пойдут грузы для населения прибалтийских республик и на экспорт. Подлежит осушению почти 5 млн. га заболоченных земель Полесской низменности. Освоение полесской целины даст стране дополнительно многие миллионы тонн хлеба, мяса, молока, масла, овощей. Оздоровится климат больших пространств.

Зарегулирование стока Амура позволит превратить в судоходные 12 000 км водных путей в бассейне Амура.

Существуют весьма перспективные проекты поворота части вод в нижнем течении Амура и создания второго выхода реки в Японское море в районе Владивостока.

Огромные изменения естественных водных путей, направленные на улучшение судоходства, связаны со строительством гидроузлов и с образованием водохранилищ. Вода, накапливающаяся в водохранилищах за счет весенних половодий, расходуется в течение года по мере надобности на питание гидростанции. Сток реки регулируется, и распределение его во времени становится более равномерным. Выше плотины глубины рек и их притоков увеличиваются, и несудоходные реки превращаются в судоходные. На равнинных реках с пологими низкими берегами высокие плотины вызывают очень большие разливы и затопление полезных земель с населенными пунктами. На таких реках целесообразнее сооружать каскад небольших водохранилищ. Создание каскада превращает реку в сплошной глубоководный путь. В результате уменьшения скорости течения лед на водохранилищах образуется на несколько дней раньше, а сходит на несколько дней позже, чем на реках. На больших водохранилищах условия плавания осложняются высокими волнами при ветрах, поэтому приходится строить специальный флот озерного и даже морского типа, содержать порты-убежища. Водохранилища несколько смягчают климат ближайших окрестностей. Осенью, до образования льда, вода согревает воздух, летом воздух над водной поверхностью менее нагрет, так как масса воды нагревается медленнее, чем суша, и, кроме того, она теряет тепло на испарение. В результате испарения с большой площади увеличивается содержание водяных паров в воздухе. Созданием водохранилищ в районах недостаточного увлажнения преследуется цель орошения и обводнения территории. В ряде случаев, например на Северном Кавказе и в Закавказье, эта задача становится основной.

Примером превращения реки в систему водохранилищ, в сплошной глубоководный путь является Волга.

Волга — основная водная магистраль Европейской части СССР, обеспечивающая вместе с Камой более половины речных перевозок. Сток Волги очень неравномерен. Около 70% воды река получает весной, 20% — летом и 10% — зимой. Такое распределение стока неблагоприятно для хозяйственного использования реки. Весной масса воды без всякой пользы сбрасывалась в Каспий, летом река мелела, а засушливые земли в Среднем и Нижнем Поволжье страдали от недостатка воды. Надо было сохранить весеннюю воду, дать засушливым районам влагу, сделать реку судоходной весь навигационный период. Эти задачи решались в комплексе с первостепенной задачей снабжения страны гидроэнергией и задачей создания сквозных водных путей от северных до южных морей. Был разработан проект строительства Большой Волги, и Волга постепенно превратилась в каскад водохранилищ.

Если в 1940 г. гарантированные судоходные глубины Волги достигали максимум 250 см, после завершения строительства всех гидроузлов и образования водохранилищ они достигнут 365 см.

Волгоградское и Куйбышевское водохранилища вместе оросят и обводнят 14 млн. га (из них Куйбышевское — 1 млн. га) засушливых и страдающих от суховеев земель Поволжья и Прикаспия, на которых без искусственного орошения и обводнения невозможно эффективное земледелие и животноводство. Прекратится затопление почти 2 млн. га плодородной земли Волго-Ахтубинской поймы. Страна получит дополнительно огромное количество пшеницы, овощей, много риса, хлопка, сахарной свеклы и пр. Увеличится поголовье крупного и мелкого рогатого скота.

Большие изменения вызваны образованием водохранилищ и на других реках.

На Дону после сооружения очень крупного, Цимлянского гидроузла образовалось Цимлянское водохранилище (площадь — 2,5 тыс. км2, объем — 12,6 млрд. м3), зарегулировавшее сток реки. До образования водохранилища Дон отличался плохими судоходными качествами. Русло реки нуждалось в постоянном углублении, выше Лисок суда поднимались только в половодье. Вода Цимлянского водохранилища сделала Дон судоходным от Калача до Ростова. Цимлянское водохранилище отдает большое количество воды на орошение.

На Днепре плотина Днепрогэса образовала небольшое (около 200 км2) Днепровское водохранилище — озеро имени Ленина. Озеро затопило Днепровские пороги и значительно улучшило условия судоходства от Черного моря до верховий Днепра. Однако на сток озеро повлияло мало вследствие небольшого объема (не более 1,5 млрд. м3), составляющего всего 5—6% весеннего стока Днепра. Ниже по течению озера имени Ленина расположено Каховское водохранилище (площади — 2300 км2, объем — 19 млрд. м3). Это водохранилище регулирует сток и существенно меняет условия судоходства в нижнем течении Днепра.

Своеобразным режимом характеризуется Днестр, имеющий несколько паводков в году (весной и особенно летом), вызывающих наводнения. Дубоссарское водохранилище зарегулировало сток реки, уничтожило возможность наводнения, затопило каменистые перекаты, улучшив судоходные качества реки. Вода Дубоссарского водохранилища орошает и обводняет 40 тыс. га земли.

Мингечаурское водохранилище на Куре, созданное в 1953 г., избавило Муганскую степь от весенних наводнений и размыва посевов, превратило Куру в судоходную магистраль и дало воду полям Кура-Араксинской низменности.

В ближайшем будущем ряд крупных водохранилищ разольется на реках Сибири. Первые водохранилища уже созданы на Оби — основной водной магистрали Западной Сибири. Заполняется Новосибирское водохранилище (площадь более 1000 км2). Оно дойдет до г. Камня на Оби, выше которого разольется огромное Каменское водохранилище (площадь — 4500 км2, объем — 27 млрд. м3). Длительные весенние паводки в пойме Оби, мешающие эффективному использованию пойменных лугов, будут уничтожены. Исчезнут мели и перекаты

Схема Камско-Вычегодско-Печорского водохранилища

верхней части Оби, улучшатся условия судоходства.

На Иртыше образовано Усть-Каменогорское водохранилище (площадь — 37 км2, длина — 80 км), вплотную к нему сверху подойдет Бухтарминское водохранилище (площадь — 5000 км2). Оба водохранилища расположены на участке реки, отличавшемся очень тяжелыми условиями судоходства. Бухтарминское водохранилище перекроет оз. Зайсан и дойдет до предгорий Монгольского Алтая. Удобный путь соединит промышленные районы Алтая с Западной Сибирью.

Енисей — основная водная магистраль Восточной Сибири. Он связывает промышленные центры севера с южными районами, с железнодорожными путями, центральные районы с Северным морским путем. На Енисее, около Красноярска, разольется огромное Красноярское водохранилище протяженностью более 400 км.

Недостаток влаги при изобилии тепла и света ощущается на значительной части территории СССР. Орошение всей требующей влаги земли за счет местных рек невозможно. Вместе с тем немалая часть страны имеет избыточное увлажнение при недостаточном количестве тепла и страдает от излишка воды.

Встает вопрос о преобразовании природных условий, о перераспределении речного стока.

Давно возникла идея переброски вод северных рек на юг. Такие преобразования возможны и в Европейской, и в Азиатской частях страны. В настоящее время на первое место выдвинута задача пополнения Каспия водой северных рек: Печоры, Вычегды, Северной Двины. Обводнение Каспия — это только часть большой комплексной проблемы, включающей вопросы энергетики, водного транспорта, лесного хозяйства, водоснабжения и орошения. Принято решение об отчленении верховий Печоры и Вычегды и повороте их вод в Каму и Волгу. Прежде всего должна быть построена Усть-Войская плотина на Печоре и Усть-Куломская на Вычегде. Выше плотин будут образованы плесы (Печорский и Вычегодский), соединенные

Продольный профиль водного пути Печора-Кама-Волга

самотечным Вычегодско-Печорским каналом. Из Вычегодского плёса по второму самотечному каналу — Вычегодско-Камскому — вода пойдет в Камский плёс, возникновение которого будет вызвано сооружением Верхнекамского гидроузла на Каме у г. Боровска. Три плёса объединяются в единое Камско-Вычегодско-Печорское водохранилище площадью 15 545 км2. Отметка нормального подпорного горизонта водохранилища — 125 м. Полезная емкость — 56 км3. Объем регулируемого стока в среднем — 71,9 км3 в год. В Волгу из водохранилища направится 66,6 км3 воды, из них 41 км3 Печоры и Вычегды.

После решения задачи первой важности встанет задача восстановления судоходных условий на участке Печоры от Усть-Войской плотины до устья р. Ижмы. Планируется Усть-Ижимский гидроузел с гидростанцией мощностью 900 000 квт, способной обеспечить электроэнергией Коми АССР и Печорскую железную дорогу. На Вычегде, между устьем р. Выми и мостом Печорской железной дороги, будет создано водохранилище.

Намечается создание судоходных сооружений на Усть-Войской и Усть-Куломской плотинах, шлюзование Вычегды от верховий до Сыктывкара и строительство Бызыковского гидроузла на Печоре. В итоге выполнения намеченной программы преобразования речной сети страна получит сквозной путь от Нарьян-Мара до Астрахани, от Белого моря до Каспия.

Реки и многие озера Советского Союза богаты рыбой. Значительное количество всей рыбы, вылавливаемой в стране, приходится на Волгу е Каспием. При преобразовании рек и озер вопросам рыбного хозяйства уделяется много внимания. Создание гидроузлов нарушает условия жизни проходных рыб, поднимающихся по рекам для нереста. Поэтому при строительстве плотин сооружаются рыбопроходы, и рыбоподъемники, позволяющие рыбе преодолеть созданные человеком препятствия. Но рыбы не всегда могут использовать рыбопроходы, поэтому приходится особенно много внимания уделять ее искусственному разведению. В водохранилищах кормовые условия для рыб благоприятны. Количество мелких организмов значительно больше, чем в реке, особенно на мелких, прогреваемых солнцем местах. Но привыкшие к проточной воде рыбы (стерлядь, голавль, жерех, лещ и др.) уходят из водохранилища. Хорошо в водохранилищах чувствуют себя рыбы, обитающие в слабопроточной воде, — щука, карп, плотва, окунь, ерш, появляется судак. Многие водохранилища становятся местом разведения ценных пород рыбы. Ведется промысловый лов рыбы в Иваньковском водохранилище; там ловят леща, щуку, окуня и т. д. Богато рыбой и Рыбинское водохранилище. В нем размножается белозерский снеток, сазан. На многих водохранилищах создаются специальные участки для разведения и ловли рыбы — тоневые участки. На Горьковском водохранилище создано 150 таких участков, на Куйбышевском — 109. Только в одном Ульяновском тоневом участке Куйбышевского водохранилища будет выращиваться в год 30 млн. штук молоди сазана, судака и леща. Десятки тысяч центнеров рыбы будет ежегодно вылавливаться в Камском водохранилище. Очень благоприятные для рыборазведения условия в теплом, Цимлянском водохранилище. Здесь быстро размножаются ценные породы озерной рыбы, акклиматизировались амурские рыбы. Большие перспективы для рыбоводства открывает создание водохранилищ на сибирских реках.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.