big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Первые попытки проникновения человека в воздушный океан

Изучением физических процессов и явлений, происходящих в свободной атмосфере, занимается аэрология, являющаяся одним из разделов метеорологии.

Попытки исследовать воздушный океан по вертикали можно отнести к году изобретения воздушного шара (1783). Более ранние опыты произвести наблюдения в свободной атмосфере с помощью воздушных змеев (1748—1749) показали, что для получения надежных результатов необходимо, чтобы вместе с прибором поднимался и человек. Однако все старания человека подняться в воздух вплоть до XVIII века терпели неудачу.

Известен ряд записей о первых попытках полета человека с помощью крыльев в XVIIXVIII веках.

В последующем воздухоплаватели поднимались на различные высоты и измеряли температуру воздуха. Среди них: выдающийся немецкий географ Александр Гумбольдт (1802), академик Я. Д. Захаров (1804), известный физик Гей-Люссак (1804), поднявшийся до высот 3980 (первый полет) и 7000 м (второй полет), Глэшер и Коксвелл (1862) —на высоту 8840 м, Р. А. Рыкачев (1868), Д. И. Менделеев (1887), Вознесенский (1907) и другие.

Приборы, взятые при подъемах аэростатов, фиксировали понижение с высотой температуры. Однако эти данные ограничивались максимумом достигнутой тогда высоты 8840 м, т. е. пределами тропосферы.

30-е годы двадцатого столетия ознаменовались проникновением человека в следующую сферу — стратосферу, которая по современному делению атмосферы ограничена внизу высотами 8— 17 км, а вверху 50—55 км.

В 1931 г. бельгиец А. Пикар поднялся на стратостате на высоту 15 870 м, а в 1932 г. — на высоту 16 370 м. Отметим, что над средними широтами стратосфера начинается с высоты 9—10 км.

В СССР первый полет в стратосферу был совершен 30 сентября 1933 г. Стратостат «СССР-1», пилотируемый Г. А. Прокофьевым, К. Д. Годуновым и Э. К. Бирнбаумом, поднялся на рекордную для того времени высоту 19 км. Другой советский стратостат «Осоавиахим-1» 30 января 1934 г. с пилотами А. Б. Васенко, П. Ф. Федосеенко и И. Д. Усыскиным достиг 22 км. При спуске стратостата экипаж погиб, но записи научных наблюдений сохранились. Наблюдения, произведенные при полете стратостатов, дали много ценных сведений о строении и составе воздуха в нижних слоях стратосферы.

Полеты стратостатов в те годы были совершены и в США. В 1935 г. на высоту 22 060 м поднялись стратонавты А. Стивене и О. Андерсон. В 1957 г. Киттингер достиг высоты 29 600 м. Наибольшая высота, зарегистрированная при подъеме стратостата, равна 34 км.

Для решения ряда проблем, связанных с общей циркуляцией атмосферы, особенно над океанами, приэкваториальной и полярной зонах, где сеть аэрологических пунктов редка, важно знание переноса воздуха на разных высотах. Такие исследования стали возможны с помощью трансозондов. Трансозонд представляет собой шар, изготовленный из полиэтилена, наполненный легким газом, который благодаря большой подъемной силе может поднимать аппаратуру значительного веса. Специальное автоматическое устройство обеспечивает положение трансозонда приблизительно на одном и том же уровне в течение длительного промежутка времени. Наибольшая высота полета трансозонда — около 30 км.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.