big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Алексей Петрович Павлов

(1854 — 1929)

 

Алексей Петрович Павлов

 

А. П. Павлов — один из виднейших русских геологов конца XIX и начала XX века, академик, профессор Московского университета, основатель круп ной московской школы геологов, блестящий лектор и популяризатор. Основной темой его научных работ было изучение геологического строения и геологического прошлого Русской равнины, главным образом Среднего и Нижнего Поволжья. В течение ряда лет А. П. Павлов подробно изучал осадки древних морей, слагающие область Поволжья, и восстанавливал на основании этих документов географию далекого прошлого. Особенно детально осветил он историю морей, неоднократно наступавших на Русскую равнину в течение мезозойской эры.

Большое внимание уделил Павлов выяснению новейших событий геологической истории и тех процессов, которые создали современные географические особенности нашей страны. Он правильно оценивал связь между геологией и географией, значение геологических знаний для географов и роль географии в общем образовании. Первые два года после окончания университета Павлов был учителем естествознания и географии в средней школе и до конца жизни сохранил интерес к вопросам среднего образования и к постановке преподавания этих предметов. Среди его методических работ есть статьи, посвященные преподаванию географии в средней школе.

В дальнейшем его педагогическая деятельность в Московском университете привела не только к созданию крупнейшей школы геологов, но оказала также большое влияние на развитие геоморфологического направления среди представителей московской географической школы — учеников Д. Н. Анучина.

Павлов сделал замечательный вклад в геоморфологию (науку о рельефе и его происхождении), едва начинавшую развиваться в конце XIX века. Особенно велики его заслуги в изучении рельефа равнин. Работая в Поволжье, Павлов изучал происхождение новейших отложений Русской равнины, образовавшихся в течение четвертичного периода: осадков рек, озер, ручьев и т. п. Он выделил два новых типа отложений: осадки, смываемые дождевыми и талыми снеговыми водами к подножию склонов, названные им делювием, что означает в переводе «смытый», и осадки бурных потоков, возникающих в результате катастрофических ливней в странах с резко континентальным климатом; последние он назвал пролювием, что значит «намытый вперед». Эти осадки выносятся из гор бурными, временными горными потоками далеко в прилегающие равнины. Понятия и термины делювий и пролювий прочно вошли в мировую геологическую и геоморфологическую науку.

B классической работе «О рельефе равнин и его изменениях под влиянием работы поверхностных и подземных вод» Павлов высказал много ценных мыслей и новых понятий, которые стали основой современной геоморфологии. Он указал на влияние древнего «первоначального» рельефа на дальнейшее развитие поверхности равнин: выяснил значение подмыва земной поверхности подземными водами и назвал этот процесс суффозией (т. е. подкапыванием). Павлов ярко показал и значение работы поверхностных вод, с которой связаны, с одной стороны, размыв, или эрозия, а с другой стороны, — отложение на носов, или аккумуляция. Им установлены закономерности в развитии и росте оврагов, а также некоторые причины несимметричного строения речных долин, склоны которых имеют обычно различную крутизну. В этой же работе выясняется значение условий залегания пород, слагающих равнины, т. е. тек тоники, на развитие рельефа.

Профессор О. К. Ланге справедливо называет указанную работу Павлова монументальным вкладом в геоморфологическую литературу, составившим эпоху в истории русской геоморфологической мысли, а самого Павлова — одним из основоположников геоморфологии. Среди его учеников-геологов можно назвать акад. А. Д. Архангельского, внесшего крупный вклад в познание геологического строения и геологической истории нашей родины; А. А. Чернова, известного исследователя Печорского края; участника Монголо-Сычуанской экспедиции П. К. Козлова и основателя целой школы женщин-геологов; Г. Ф. Мирчинка, продолжавшего работы Павлова по четвертичным отложениям и создавшего московскую школу геологов-четвертичников; Е. В. Милановского, крупного исследователя Поволжья; блестящего лектора и талантливого популяризатора А. Н. Мазаровича, внесшего большой вклад в изучение пермских и четвертичных отложений Русской равнины и, в частности, Поволжья и возглавлявшего в течение ряда лет преподавание геологии в Московском университете; О. К. Ланге, профессора Московского университета, создавшего школу гидрогеологов, и многих других.

Все специалисты-географы школы Д. Н. Анучина, окончившие Московский университет, также слушали лекции А. П. Пав лова. Его учениками были А. А. Крубер, А. А. Борзов, И. С.Щукин, Б. Ф. Добрынин, А. С. Барков и др. Несомненно, лекции А. П. Павлова и общение с ним сыграли большую роль в развитии геоморфологических идей этих крупнейших представителей московской географической школы. Лекции Павлова и его работы в области геоморфологии и четвертичной геологии способствовали взаимному пониманию и объединению геологов и географов на почве геоморфологических исследований, в которых сочетаются методы того и другого цикла наук и разрешаются одинаково интересные для них вопросы.

Научные интересы Павлова были тесно связаны с запросами практики. Изучая геологическое строение волжских берегов, он обратил большое внимание на причины возникновения ополз ней и разработал теорию их образования, осветил условия водоснабжения, обводнения засушливых областей и др. В многочисленных практических исследованиях при постройке мостов, железных дорог и других сооружений он заложил основы инженер ной геологии и гидрогеологии — наук, получивших блестящее развитие в СССР. Он был горячим сторонником изучения нефтеносности Поволжья, которую многие геологи отрицали. Его прогноз существования залежей нефти по северной окраине Жигулей блестяще оправдался, когда там впервые было поставлено глубокое бурение.

Большое значение придавал Павлов деятельности человека как преобразователя природы. Он предложил назвать четвертичный период антропогеном — временем развития человека, так как в четвертичном периоде проходят .все основные этапы эволюции человека и человеческого общества. Истории человека ледниковой эпохи Павлов уделил большое внимание в своих работах как научных, так и научно-популярных, касающихся четвертичного периода.

Та эпоха развития русской геологии, в которую начал свою деятельность А. П. Павлов, требовала прежде всего изучения Европейской России и, в частности, Русской равнины, на территории которой были расположены важнейшие промышленные и культурные центры того времени и которой посвящены основные научные работы Павлова. Но его также очень живо интересовали вопросы, связанные с изучением строения и развития горных областей и, в частности, вопросы вулканизма. Эти вопросы он очень ярко освещал в своих лекциях и посвятил им ряд прекрасных научно-популярных работ. В связи с этим Павлов всегда стремился лично познакомиться с областями современной или древней вулканической деятельности, побывать в горных странах. Он был постоянным участником между народных геологических конгрессов и организуемых ими экскурсий, начиная с третьего, происходившего в Берлине в 1884 г., и кончая четырнадцатым, имевшим место в Мадриде в 1926 г. Неоднократно Павлов сам предпринимал поездки в интересующие его места. Он дает в своих научно-популярных книгах яркие описания посещенных им местностей, вызывающие у читателя желание самому в них побывать, самому посмотреть на то, что так увлекательно описывает автор.

Среди его научно-популярных работ нельзя не отметить не большой книжки «Реки и люди», представляющей исключительный интерес для географа. В ней на ярких примерах из геологической истории рек читатель знакомится со сложной картиной развития и эволюции гидрографической сети, с особенностями рек низменных равнинных стран, высоких плоскогорий и горных областей, с борьбой рек за водоразделы и притоки, с влиянием движений земной коры на направление течения и работу рек. Вместе с тем на этих примерах читатель может убедиться, как существенно отражаются изменения в условиях жизни рек на условиях жизни людей.

Большой интерес для географа представляет и неоднократно переизданный путеводитель подмосковных экскурсий «Геологический очерк окрестностей Москвы», в котором, кроме восстановления палеогеографии прошлого, Павлов характеризует происхождение современного рельефа Подмосковья. Нельзя не отметить большую общественную деятельность Павлова и его участие в жизни многих научных обществ нашей страны.

 

Алексей Петрович Павлов родился в Москве 28 ноября 1854 г. «в семье подпоручика П. А. Павлова. Он рано лишился отца и жил вдвоем с матерью в очень скромных материальных условиях. Среднее образование он получил во 2-й московской классической гимназии. Уже с детства у него проявились большие художественные и музыкальные способности. Он прекрасно рисовал и обладал сильным и красивым голосом. Его учитель пения советовал ему идти на сцену и прочил ему блестящую будущность. Павлов серьезно колебался в выборе между наукой и искусством, но по окончании гимназии все же решил посвятить себя изучению природы и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Пению и рисованию он отдавал только досуги. Павлов был хорошим акварелистом и любил писать картины среднерусской природы.

В университете Павлов заинтересовался геологией на содержательных и интересных лекциях Г. Е. Щуровского, по предложению которого написал кандидатское сочинение на тему «О последних исследованиях относительно семейства аммонитидов». Сочинение получило высокую оценку Щуровского, и Павлову была присуждена за него золотая медаль.

Окончив университет в 1879 г., Павлов уехал в Тверь [Калинин], куда он был приглашен как преподаватель естествознания и химии в реальном училище и как преподаватель естество знания и географии в женской учительской семинарии. Он с энтузиазмом отдался педагогической работе и вел ее с большим успехом. Уделяя много времени преподаванию, Павлов не оставлял и занятий геологией. Во время летних каникул он совершил ряд экскурсий в районе Прибалтики, знакомясь с развитыми там отложениями палеозойской эры истории Земли.

После двух лет преподавания в Твери, осенью 1880 г., Пав лов был приглашен Г. Е. Щуровским в университет на освободившееся место хранителя музея. В январе 1881 г. Щуровский, достигший уже весьма преклонного возраста, оставил кафедру, которую занял В. О. Ковалевский, блестящий палеонтолог-эволюционист. Близкое знакомство с ним оказало большое влияние на Павлова, углубило его интерес к науке об ископаемых организмах — палеонтологии « к вопросам эволюции органического мира. К сожалению, знакомство это было недолгим: его прервала трагическая гибель Ковалевского в 1883 г.

В течение первых двух лет пребывания в университете Павлов много времени посвящал работе в Геологическом музее, проводил занятия со студентами по минералогии и петрографии, давал уроки в женском институте, а с осени 1882 г. начал читать лекции на Лубянских женских курсах. Он всегда был горячим сторонником высшего женского образования.

В 1883 г. Минералогическое общество (основанное в 1809 г. при Петербургском горном институте) предложило Павлову провести геологические исследования в Пензенской и Симбирской губерниях на Суре и на Волге для составления геологической карты этой местности. Этим было положено начало много летним исследованиям А. П. Павлова в Поволжье. Поездка 1883 г. дала материал для его первой самостоятельной научной работы «Нижневолжская юра», которая была защищена им в Казанском университете как магистерская диссертация 18 марта 1884 г.

Летом 1884 г. Павлов совершил свою первую поездку за границу. Он посетил сначала Париж для ознакомления с замечательными коллекциями ископаемых млекопитающих третичного периода, хранящимися в его музеях. Эти коллекции дали материал для классических работ В. О. Ковалевского по эволюционной палеонтологии, глубоко заинтересовавших Павлова. Он совершил также ряд экскурсий в окрестностях Парижа для изучения третичных отложений, в которых еще Кювье собирал прекрасные экземпляры ископаемых позвоночных, закладывая основы палеонтологической науки.

В период летних каникул Павлов посетил побережье Нормандии, где знакомился с геологической работой моря и с богатой жизнью океанических вод и дна океана, которую так ярко описывал в своих научно-популярных книгах. Из Нормандии он проехал в область потухших вулканов Оверни, а затем в Вену, где работал в кабинете известного геолога и палеонтолога-эволюциониста М. Неймайера.

Эта первая поездка за границу сыграла большую роль в личной жизни Павлова. Он познакомился в Париже с Марией Васильевной Иллич-Шишацкой, рожденной Гортынской, которая приехала в Париж для пополнения своего естественнонаучного образования. После смерти в 1880 г. своего первого мужа, врача Иллич-Шишацкого М. В. решила посвятить свою жизнь науке. Она готовилась к сдаче экзаменов в Сорбонне и слушала лекции по ботанике, зоологии, палеонтологии и геологии в естественноисторическом музее Парижа.

Общее увлечение наукой сблизило молодых людей и связало их прочной дружбой. Два года спустя Павлов женился на Марии Васильевне. Они прошли вместе весь свой жизненный путь, посвятив себя науке. Ее особенно заинтересовала палеонтология. Павлов передал ей изучение остатков третичных и четвертичных млекопитающих, хранившихся в музее Московского университета. На этом отечественном материале, значительно пополненном в дальнейшем ее собственными сборами, Мария Васильевна продолжила работы Ковалевского по эволюционной палеонтологии. Она стала крупным всемирно известным палеонтологом. Вместе с тем она была сотрудницей Павлова и по работе в университете, где ею создан палеонтологический отдел музея и где после Октябрьской революции, открывшей женщинам двери университета, она по праву заняла место руководителя кафедры палеонтологии.

По возвращении из заграничной поездки Павлов в качестве доцента начал читать лекции по геологии в Московском университете. Летом 1885 г. Геологический комитет, учрежденный в 1882 г., предложил Павлову продолжить работы в Поволжье и заняться составлением 10-верстной геологической карты 91-го и смежной части 110-го листа общей геологической карты России.

Его исследования должны были охватить течение Волги почти от Тетюшей на севере до Сызрани на юге, область высокого правобережья Волги до меридиана Пензы и Саранска и часть низменного левобережья. Для разрешения ряда вопросов геологического строения этого района Павлов подробно знакомился в дальнейшем с геологией более южных районов Поволжья, вплоть до Царицына [Сталинграда].

Для составления геологической карты необходимо было по дробно исследовать отложения различных геологических периодов, развитые в данном районе, и точно выяснить их возраст на основании изучения погребенных в них органических остатков.

Когда Павлов приступил к геологической съемке в Поволжье, эти вопросы были там еще слабо выяснены, и ему пришлось провести очень 'большую работу. Он ставил свои исследования очень широко и стремился восстановить палеогеографию каждого периода, выяснить историю морей и суши, историю климатов, растительного и животного мира, развивавшихся в течение многих миллионов лет в области теперешней Русской равнины.

Для выполнения этой задачи им был предпринят ряд экскурсий и поездок по Европейской России и Западной Европе. Исследуя распространение за пределами своего района осадков юрского и мелового периодов мезозойской эры, которым он уделил особое внимание, Павлов тщательно изучил геологию Подмосковья, осмотрел на большом протяжении берега Оки, совершил в 1902 и 1904 гг. две поездки в Печорский край со своим учеником А. А. Черновым, использовал свои поездки на Между народные геологические конгрессы для осмотра классических зарубежных обнажений юрских и меловых слоев и для знакомства с коллекциями мезозойских ископаемых, хранящимися в музеях. Он побывал в Англии и во Франции, уделив особенное внимание изучению окрестностей Спитона и Булони, где верхнеюрские и нижнемеловые морские осадки имеют наибольшее сходство с соответствующими по возрасту отложениями Русской равнины. Эти исследования позволили ему нарисовать широкую картину истории мезозойских морей, неоднократно насту павших в пределы теперешней восточной и средней части Европейского континента. Изучение ископаемых остатков аммонитов верхней юры дало материал для его докторской диссертации, которую он защитил в 1886 г., после чего получил звание профессора и кафедру в Московском университете.

Кроме классических работ Павлова по юрским и меловым отложениям Поволжья, необходимо отметить его работы по четвертичным отложениям, с изучением которых тоже связан ряд его поездок в различные районы России и Западной Европы.

Исследуя делювиальные отложения Поволжья, Павлов за метил их сходство с эоловым лёссом, т. е. пылеватыми осадками, отложенными ветром по окраинам пустынь. Он высказал тогда предположение о том, что лёсс может образоваться водным путем. Для проверки этого предположения Павлов совершил поездки в области развития западноевропейского лёсса на Дунае, на Эльбе в окрестностях Марбурга, на Рейне в районе Страсбурга, а затем поехал в Среднюю Азию. Здесь он познакомился с лёссовыми толщами, развитыми в окрестностях Ташкента, Самарканда и в Голодной стели. Именно эти исследования привели его к выделению нового типа континентальных отложений — пролювия. Так назвал Павлов тот тончайший обломочный материал, который воды временных дождевых потоков дальше всего уносят от подножия гор в прилегающие равнины и который очень сходен с эоловым лёссом. Лёссы Средней Азии частью представляют эоловые отложения, частью же — водные, пролювиальные наносы.

Изучая четвертичные отложения, Павлов глубоко заинтересовался памятниками ледниковой эпохи, история которой была еще слабо выяснена в конце XIX века. Работы Павлова показали, что льды неоднократно, не менее трех раз, наступали на Русскую равнину, что суровые ледниковые эпохи сменялись более теплыми межледниковыми. Эти изменения климатических условий и границ оледенения вызывали и определенные изменения в развитии и расселении органического мира и привели к формированию современных (флористических и зоогеографических областей. Выясняя историю ледниковой эпохи, Павлов изучал памятники оледенения на Русской равнине, в Германии, совершил ряд экскурсий в Альпы, где знакомился с деятельностью современных ледников и со следами их более значительного распространения в прошлом. Он посетил вместе с Марией Васильевной местонахождения ископаемых костей четвертичных млекопитающих в Тирасполе и других местностях Южной России. Павлов побывал в Финляндии, где интересовался не только ледниковыми отложениями, но и вопросом об условиях образования древнейших пород этой страны, которые были затем глубоко изменены и превращены в кристаллические гнейсы.

Помимо экспедиций и экскурсий, непосредственно связанных с темами его исследований, Павлов совершил ряд поездок в местности, вообще интересные для геолога и для педагога, читающего курс общей геологии. Он вместе с Марией Васильевной побывал в Италии, где они осмотрели Везувий, Флегрейские поля, были в Сицилии, поднимались на Этну, посетили Лпарские острова, побывали в лазурном гроте Капри. Во время поездки в Америку на VI Международный геологический конгресс, созванный в Вашингтоне, они ездили осматривать Иеллоустонский национальный парк и его знаменитые гейзеры.

Ко времени созыва в Петербурге VII Международного геологического конгресса в 1897 г. Павлов дал законченную картину геологического строения Поволжья, в которую в дальнейшем вносились только дополнения и уточнения. Он провел для членов конгресса экскурсию по Волге от Казани до Царицына [Сталинграда] и продемонстрировал им результаты своих исследований. Его представления изложены в описании маршрута экскурсии, напечатанного в путеводителе Конгресса. Это интересный геологический и географический очерк Среднего и Нижнего Поволжья.

Несколько позже, в 1902 г., Павлов провел для своих учеников экскурсию на лодке по Волге от Казани до Царицына с заездом на озеро Баскунчак. Обе экскурсии произвели незабываемое впечатление на их участников.

Павлов был естествоиспытателем и географом в самом широком смысле этого слова. Он всегда обращался непосредственно к природе за разрешением всех интересовавших его вопросов и охватывал природу во всем ее многообразии. Его научные работы, широкие обобщения и выводы строились на основе богатого, тщательно собранного и проанализированного фактического материала и потому не утратили до сих пор своего значения. Его художественные научно-популярные книги и блестящие лекции были так увлекательны и живы, потому что он говорил в них о том, что сам видел в своих многочисленных путешествиях и экскурсиях. Эти яркие лекции и огромное личное обаяние Алексея Петровича сыграли большую роль в создании его обширной школы.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.