big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Отто Евстафьевич Коцебу

(1788 — 1846)

 

Отто Евстафьевич Коцебу

 

О. Е. Коцебу — известный русский мореплаватель, трижды совершивший кругосветное плавание: один раз — в качестве гардемарина и дважды — командира корабля.

Результаты научных исследований — географических, океанографических и естественноисторических, произведенных во время двух кругосветных плаваний под начальством Коцебу (на «Рюрике» в 1815 — 1818 гг. и на «Предприятии» в 1823 — 1826 гг.), чрезвычайно плодотворны и значительны.

Было открыто, обследовано и нанесено на карту много островов в Океании и в северной части Тихого океана (в частности, был открыт залив Коцебу на Аляске). Произведенные под руководством Коцебу океанографические исследования благодаря участию (во второй экспедиции) вы дающегося русского ученого — физика Э. X. Ленца, по словам Ю. М. Шокальского, «представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться».

Коцебу родился 19 декабря 1788 г. в Ревеле [Таллине]. Семи лет он был определен в Сухопутный кадетский корпус, где пробыл около семи лет. В 1803 г. еще кадетом Коцебу участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием Крузенштерна (1803 — 1806). Участие в этом плавании было прекрасной морской школой для Коцебу: его учителями и руководителями во время плавания были такие опытные моряки, как сам Крузенштерн и старший офицер корабля Ратманов.

В 1808 — 1809 гг. Коцебу, уже в чине мичмана, принимал участие в войне со шведами, командуя трофейным шведским транспортным судном «Фрау Корнелия», затем был командиром небольших военных судов на Балтике, в 1811 — 1814 гг. в чине лейтенанта командовал на Белом море яхтой «Ласточка».

В конце 1814 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев организовал на свои личные средства кругосветную экспедицию с научными целями для открытия пути через Берингов пролив кругом Северной Америки в Европу. По рекомендации Крузенштерна Румянцев пригласил Коцебу возглавить эту экспедицию. Коцебу охотно принял предложение и в феврале 1815 г. вместе с командой прибыл в г. Або [Турку], где строился специально для экспедиции корабль — бриг «Рюрик», водоизмещением в 180 г. По своим размерам это было самое маленькое из всех русских парусных судов, совершивших кругосветные плавания. 11 мая «Рюрик» вышел из Або, зашел в Ревель и оттуда прибыл в Кронштадт. Здесь была проведена окончательная подготовка к плаванию, и 18 июля 1815 г. «Рюрик» покинул Кронштадт.

Инструкцией, разработанной для экспедиции Крузенштерном и астрономом Горнером (Горнер принимал участие в первом русском кругосветном плавании), передней ставились серьезные задачи. Экспедиция должна была обследовать северо-западные берега Америки и попытаться найти северо-западный морской проход со стороны Берингова пролива. Другой, менее важной задачей было определение координат многих островов Тихого океана с целью исправления существовавших в то время карт. Наряду с этим ставилась задача обследовать и некоторые районы Тихого океана, еще не посещенные европейскими мореплавателями. Наконец, на экспедицию возлагалось производство океанографических исследований и магнитных наблюдений.

Зайдя по пути в Копенгаген, Коцебу направился в Плимут для приобретения некоторых приборов и карт. Дважды Коцебу пытался выйти из Плимута, однако юго-западные штормы заставляли его вернуться обратно. Лишь 23 сентября «Рюрику» удалось начать свое плавание. Сделав остановку у острова Тенериф, Коцебу пересек экватор и 12 декабря прибыл к острову Св. Екатерины у берегов Бразилии; запасшись здесь провизией, «Рюрик» 28 декабря вышел в океан.

У мыса Горн во время одного из юго-западных штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт. К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся каким-то чудом. Обогнув мыс Горн, «Рюрик» зашел в бухту Консепсьон (Чили), Исправив полученные во время шторма повреждения, корабль направился к значившейся на картах около 27° ю. ш. Земле Девиса. Не найдя этой земли, «Рюрик» направился к острову Пасхи. Отсюда «Рюрик» пошел к архипелагу Туамоту. 16 апреля был открыт остров Сомнительный, названный им так вследствие неуверенности, не является ли он островом Собачьим, который был открыт еще в 1616 г. голландцем Скоутеном. В этом же архипелаге он усмотрел необитаемые атоллы Румянцева, Спиридова, цепь Рюрика и, наконец, острова Крузенштерна. Не обнаружив показанных на картах островов Баумана, Роггевена и Тинховена, Коцебу направился к островам Пенрин (до того ни разу не посещавшимся европейцами) для точного определения их положения. Идя отсюда на северо-запад, Коцебу в северной части Маршалловых островов открыл 21 мая две группы островов, названные им островами Кутузова и Суворова. Дальше корабль шел без остановок и 7 июня прибыл в Петропавловский порт на Камчатке.

Здесь бриг был обшит медью и подготовлен к плаванию в северных широтах.

Из Петропавловска «Рюрик» вышел 15 июля и направился в Берингов пролив. 18 июля Коцебу был в Беринговом проливе и одновременно видел берега Азии и Америки. Следуя далее на северо-восток, Коцебу описал небольшую бухту Шишмарева с небольшим островом Сарычева, 20 июля бриг вошел в залив, который Коцебу принял за начало северо-западного прохода. Вскоре, однако, выяснилось, что это только обширный залив, который по настоянию участников экспедиции был назван заливом Коцебу. В заливе Коцебу участником экспедиции доктором Эшшольцом был впервые открыт в западном полушарии ископаемый лед. Описав и положив на карту берега этого залива, а также остров Шамиссо и залив Эшшольца, названные так в честь ученых экспедиции, Коцебу 7 сентября повернул на запад, подошел к мысу Дежнева и, спускаясь на юг, зашел в залив Лаврентия. 17 августа после определения в заливе Лаврентия нескольких астрономических пунктов и описи двух небольших островов — Хромченко и Петрова, названных в честь штурма нов «Рюрика», Коцебу направился на юг и 26 августа стал на якорь в бухте Иллюлюк острова Уналашки. Во время стоянки у этого острова Коцебу описал проливы между островами Акун и Унимак.

Зиму Коцебу посвятил исследованиям в южной части океана. После посещения Гавайских островов Коцебу открыл остров Нового Года (1 января 1817 г.) и группу островов Румянцева, на описание которой был потрачен целый месяц. В марте были открыты острова Чичагова, Траверсе и Крузенштерна. 12 марта Коцебу решил возвращаться на север для продолжения работ у северо-западных берегов Америки. На обратном пути бриг 13 апреля едва не погиб во время шторма, при этом сам Коцебу получил сильные ушибы в грудь, которые впоследствии серьезно сказались на его здоровье. Сделав остановку у острова Уналашка, корабль пошел к северу, но плохое состояние здоровья Коцебу не позволило ему оставаться в се верных широтах, и он был вынужден повернуть обратно. Пробыв на острове Уналашка до 18 августа, он направился в Гонолулу, а оттуда к Маршалловым островам; по пути были определены координаты островов Джонстон. После вторичного посещения острова Румянцева на дальнейшем пути были открыты

 

Кругосветные плавания М. Н. Васильева, Г. С. Шишмарева и О. Е. Коцебу

 

острова Гейдена, откуда Коцебу пошел к острову Гуам. В Маниле, куда бриг прибыл 17 декабря, был произведен ремонт судна, и в конце января 1818 г. «Рюрик» вышел в обратный дальний путь на родину.

16 июня бриг был в Портсмуте, а 3 августа 1818 г. бросил якорь на Неве против дома графа Румянцева — организатора экспедиции.

Результаты экспедиции были очень значительными. Кроме географических открытий в Тихом океане, были проведены большие океанологические работы. Экспедицией на «Рюрике» было сделано 39 глубоководных океанологических станций, при чем на 11 из них измерения температуры были произведены на нескольких горизонтах, что давало возможность судить об изменении температуры с глубиной по вертикали. Наибольшая глубина, с которой была измерена температура воды, равнялась 747 м. Коцебу первым произвел определение прозрачности морской воды, им было выполнено 14 таких наблюдений. Было произведено также около 300 измерений удельного веса морской воды, получены некоторые данные о направлениях и скоростях течений во многих районах океана; велись также наблюдения «ад приливами. Экспедиции принадлежат весьма интересные этнографические наблюдения над островитянами, «е потерявшие своего значения и до настоящего времени.

Можно отметить, что Коцебу принадлежит первая теория происхождения коралловых островов, что было отмечено знаменитым Чарлзом Дарвином.

За плавание на «Рюрике» Коцебу был награжден орденами, и ему был присвоен чин капитан-лейтенанта.

С 1819 по 1822 г. Коцебу служил в Ревеле адъютантом адмирала Спиридова. В 1823 г. он был назначен начальником новой кругосветной экспедиции на шлюпе «Предприятие», в состав которой были включены астроном В. Прейс, физик Э. Ленц и минералог Э. Гофман.

Главной целью экспедиции была доставка груза на Камчатку и русским колониям на северо-западе Америки и несение патрульной службы у этих берегов, а также производство попутно географических исследований.

Шлюп «Предприятие», специально построенный для экспедиции, вышел из Кронштадта 23 июля 1823 г. Сделав остановки в Копенгагене и Портсмуте, корабль 23 августа вышел в Атлантический океан.

Посетив Рио-де-Жанейро и обогнув затем мыс Горн, Коцебу сделал остановку в бухте Консепсьон, откуда направился к Камчатке. Держа курс к Низменному архипелагу, Коцебу 3 марта 1824 г. открыл остров Предприятие. Далее были описаны и уточнены положения островов Аракчеева и Волконского, Паллисера, Румянцева и Спиридова, Грейга и др.; 26 марта была открыта группа островов Беллинсгаузена. Описав затем острова Самоа и проведя магнитные наблюдения на островах Румянцева, шлюп 8 июня прибыл в Петропавловск-Камчатский. Сдав здесь Российско-американской компании привезенный для нее груз, корабль пошел к Новоархангельску, где должен был нести патрульную службу. В начале октября Коцебу направился к берегам Калифорнии и 9 ноября прибыл в Сан-Франциско. После отдыха команды Коцебу пошел к Гавайским островам. 14 декабря он прибыл в Гонолулу, где оставался до февраля 1825 года.

Все это время велись обширные океанографические, астрономические и другие научные наблюдения. Из Гонолулу корабль снова отправился в Новоархангельск; стоянка здесь, длившаяся пять месяцев, была также использована для научных

 

Плавания М. Н. Васильева, Г. С. Шишмарева и О. Е. Коцебу в северной части Тихого океана

 

Наблюдений и гидрографических работ. 11 августа шлюп оста вил Новоархангельск, держа курс к Гавайским островам. Сделав остановку в Гонолулу, Коцебу направился к Маршалловым островам. Здесь было определено положение острова Пескадорес и открыты две группы островов: Римского-Корсакова (в честь лейтенанта на «Предприятии») и Эшшольца (в честь врача на «Предприятии»). Посетив затем с целью гидрографических работ острова Браун и Гуам, Коцебу повел корабль к Маниле, где пробыл с 8 ноября 1825 г. по 10 января 1826 г., производя ремонт судна и пополняя запасы провизии. Из Манилы через Зондский пролив и Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды, шлюп пошел на родину. Сделав остановки на острове Св. Елены и в Портсмуте, шлюп «Предприятие» 10 июля 1826 г. прибыл в Кронштадт.

Результаты этой экспедиции были также очень значительны. Кроме географических открытий и описаний, были произведены океанологические работы (участником экспедиции Э. Ленцем), производились измерения температуры воды (добытой с глубины до 1972 м), определялся удельный вес воды (в том числе глубоководных проб) и т. д. В этой экспедиции впервые в истории океанологических исследований был применен батометр, сконструированный Ленцем, а также ряд других оригинальных приборов.

За это плавание Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1827 г. он снова был назначен адъютантом адмирала Спиридова, затем был командиром корабля «Император Петр I» и 23-го флотского экипажа, в 1828 г. был переведен в Гвардейский экипаж, в 1829 г. произведен в капитаны 1-го ранга, в 1830 г. был по состоянию здоровья уволен в отставку. Последние годы жизни Коцебу провел в Эстонии. 3 февраля 1846 г. после продолжительной, тяжелой болезни он скончался в Ревеле.

Имя Коцебу заслуженно стоит в ряду имен знаменитых мореплавателей — кругосветных путешественников, и труды его в географической науке высоко оцениваются.

Именем Коцебу названы два залива — на Аляске и в Чукотском море.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.