Гавриил Андреевич Сарычев

Отечественные физико-географы.

(1763 — 1831)

 

 

Гавриил Андреевич Сарычев

 

Г. А. Сарычев — адмирал, генерал-гидрограф, исследователь Алеутских островов, Берингова и Балтийского морей, выдающийся мореплаватель и теоретик, оставивший крупный след в русской географической и гидрографической науке и в истории военно-морского флота.

Он является предшественником целой плеяды замечательных русских мореплавателей начала XIX в., для которых методы Сарычева по описи морских берегов, составлению морских карт и планов и научному (а вместе с тем и литературному) изложению результатов плаваний и путешествий служили образцом.

В Северо-восточной экспедиции (1785 — 1793), крупнейшей географической экспедиции того времени, Сарычеву принадлежала ведущая роль. Составленные им на основании собственных гидрографических работ превосходные карты и описания Алеутских островов, а также различных прибрежных и островных районов Берингова и Охотского морей еще долго служили основными пособиями русским мореплавателям; одновременно Сарычев оставил новому поколению, «вместе со множеством хорошо сделанного по этой части, наставление как делать».

Более 20 лет Сарычев посвятил изучению Балтийского моря, из них четыре года провел в экспедициях, а затем возглавлял широко организованные работы по изданию карт и лоций этого моря и по дальнейшей детализации и уточнению его съемок.

Как ученый гидрограф Сарычев известен в качестве автора первого на русском языке практического руководства по морской описи (по его терминологии — «морской геодезии»), выдержавшего два издания и в течение нескольких десятилетий служившего настольной книгой русским мореплавателям.

О детских годах Сарычева никаких сведений не сохранилось. В 1775 г. он был отдан в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Свое первое дальнее плавание Сарычев совершил еще до окончания корпуса: будучи гардемарином на корабле «Не тронь меня», он пришел из Архангельска в Кронштадт, после чего был произведен в офицеры (в мичманы, 1781 г.). Морские навыки Сарычев приобрел и в последующем заграничном плавании на том же корабле в Средиземном море (1781 — 1782), а также в Балтийском море (1783).

К гидрографическим работам Сарычев был впервые привлечен в 1783 г., когда в числе 20 молодых офицеров он был послан для составления карт реки Днепра и его притока Сожа. О том большом значении, которое эта экспедиция имела для его последующих работ, сам Сарычев пишет в «Предуведомлении» к составленному им двадцать лет спустя руководству по «Морской геодезии»: «Я был настолько счастлив, что выдуманные мною правила описи были из всех лучшие, так что при сочинении мною карты, положение реки с берегами оказалось верно и глубины ее означались в настоящих своих местах». Это дало повод Сарычеву записывать свои методы работы, что он продолжал делать и в последующих экспедициях.

Успешные результаты гидрографических работ Сарычева явились причиной назначения его в состав Северо-восточной географо-астрономической экспедиции. Эта экспедиция была отправлена в 1785 г. для исследования и составления карт северо-восточного побережья Сибири от устья реки Колымы на восток до мыса Восточного [мыс Дежнева] и побережья Северной Америки; кроме того, экспедиции надлежало обследовать цепь Алеутских островов и побережье полуострова Аляски. Во главе экспедиции был поставлен перешедший на русскую службу англичанин Биллингс (участвовавший в третьем плавании Кука). По этому поводу Крузенштерн пишет: «Между офицерами российского флота находились тогда многие, которые, начальствуя, могли бы совершить сию экспедицию с большим успехом и честью, нежели как то совершено сим англичанином. Все, что сделано полезного, принадлежит Сарычеву, толико же искусному, как и трудолюбивому мореходцу. Без его неусыпных трудов в астрономическом определении мест, снятии и описания островов, берегов, проливов, портов и проч. не приобрела бы, может быть, Россия ни одной карты от начальника сей экспедиции». Эта оценка со стороны первого русского кругосветного путешественника лучше всего характеризует ведущую роль Сарычева в этой экспедиции, душой которой он был. Экспедиция продолжалась 8 лет, с 1785 по 1793 г.

Перед участниками экспедиции стояли трудные задачи: сначала надлежало сухим путем в зимнее время на лошадях из Петербурга направиться через Иркутск в Охотск, чтобы обеспечить суда для возможного последующего плавания в Беринговом и Чукотском морях; после этого экспедиция должна была по суше на лошадях следовать из Охотска к устью реки Колымы и здесь построить два парусных судна и на них выйти в Восточно-Сибирское море для обследования берегов Сибири в восточном направлении. Все тяготы обычно ложились на Сарычева, в то время как его начальник предпочитал путешествовать налегке якобы для производства разведки. Сарычев за все время экспедиции вел «верные дневные записки», в которые заносил всевозможные интересные географические и этнографические сведения, что дало ему возможность составить обстоятельное описание работ экспедиции. После преодоления многих трудностей экспедиции удалось на реке Ясашне (приток Колымы) построить двухмачтовые парусные суда «Паллас» (командир Биллингс) и «Ясашна» (командир Сарычев), которые в июне 1787 г. вышли в море.

Биллингс сделал несколько попыток пробиться во льдах на север и на восток от устья Колымы, но, пройдя 11 миль к востоку от мыса Бараньего Камня [мыс Большой Баранов] и пробыв в море до 25 июля, уже отказался от дальнейших попыток плавания во льдах, вернулся в устье Колымы и решил предпринять попытку пройти из Охотска через Берингов пролив в Чукотское море для исследования сибирского берега с востока. Экспедиции пришлось снова в осеннее и зимнее время следовать сухим путем с великими трудностями в Якутск, оттуда уже весной и летом, частично используя речные пути, в Охотск. В Охотске к лету 1789 г. было построено два парусных судна: «Слава России» (командир Биллингс) и «Доброе намерение» (командир капитан-лейтенант Галл); последнее при выходе из реки Охоты на рейд вследствие большой зыби разбилось на банке и погибло. Весь состав экспедиции на корабле «Слава России» направился для зимовки в Петропавловск.

Перезимовав в Петропавловске, экспедиция на корабле «Слава России» вышла для осмотра и описи Алеутских

 

Путешествия Г. А. Сарычева по карте, составленной им самим

 

островов. Вследствие густых туманов были обследованы не все острова; пробелы в исследовании были восполнены в 1791 и 1792 гг. Особенно подробно был изучен остров Уналашка; здесь Сарычев на байдаре описал несколько бухт. Следуя далее на восток, экспедиция осмотрела и описала ряд островов, в том числе и Кадьяк. От Кадьяка экспедиция перешла в Чугацкий залив [Принса-Вильяма], который был описан частью с корабля, частью Сарычевым с байдары; крайним восточным пунктом, которого достигла экспедиция, был остров Каяк. В августе экспедиция из-за недостатка в провизии принуждена была вернуться на зимовку в Петропавловск.

В 1791 г. экспедицией были осмотрены и частично описаны острова Командорские, часть Алеутских, острова Прибылова, Св. Матвея и Св. Лаврентия, Диомида (Гвоздева) и оба берега Берингова пролива. При подходе к Командорским островам в густом тумане Сарычев фактически спас корабль «Слава России», так как Биллингс, доверявший только английским картам, составленным с большими ошибками, долго не соглашался с настояниями Сарычева пользоваться русскими картами и изменить курс, ведший к опасности. Когда корабль «Слава России» пришел в залив Св. Лаврентия (Берингов пролив), выяснилось, что проход на запад вдоль северного побережья Чукотского полуострова забит льдами. Это обстоятельство побудило Биллингса сдать командование кораблем Сарычеву, а самому с небольшим числом участников экспедиции отправиться сухим путем для обследования побережья от Берингова пролива до устья реки Колымы.

Вступив в командование «Славой России», Сарычев провел самостоятельно вторую часть экспедиции. На пути к острову Уналашка, где предполагалось зимовать, Сарычев осмотрел побережье до мыса Чукотского и пополнил опись острова Св. Лаврентия. Во время зимовки Сарычев описал на байдаре остров Уналашка, а другие участники экспедиции — несколько соседних островов и мыс Аляска. В 1792 г. экспедиция перешла в Петропавловск, пополнив по пути опись Алеутских островов. Из Петропавловска Сарычев вышел на катере «Черный орел» для описи Курильских островов, однако постоянные туманы помешали ему, и он направился в Охотск, где и закончилась экспедиция, а участники ее вернулись через Сибирь в Петербург, куда прибыли в апреле 1793 г.

Все научные результаты экспедиции Биллингса следует отнести к заслугам Сарычева, который определил много астрономических пунктов и описал много островов. В 1802 г. изданы две части составленного им труда «Путешествие флота капитана Сарычева», с атласом карт и рисунков (все карты выполнены самим Сарычевым, который, по-видимому, является и автором рисунков). Описание путешествия содержит много ценных и интересных подробностей, рисующих посещенные им местности, быт и нравы населения; написано оно очень увлекательно, прекрасным литературным языком и было переведено на многие европейские языки.

Заслуги Сарычева получили высокую оценку; он был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденами.

С 1794 по 1800 г. он командовал различными кораблями и совершал плавания, главным образом по Балтийскому морю, а также переход из Архангельска к берегам Англии, с возвращением в Кронштадт. С 1802 г. началась его длительная гидрографическая работа по составлению морских карт, атласа и лоций Балтийского моря и Финского залива, продолжавшаяся до 1817 г. Целью этих работ была замена уже устаревших карт адмирала Нагаева новыми, составленными на основании более современных и точных методов. Выбор Сарычева в качестве составителя нового «Атласа карт Балтийского моря и Финского залива» был чрезвычайно удачным. Сорокалетний Сарычев находился тогда в расцвете своих сил и таланта и с увлечением занялся порученной ему большой и ответственной работой. Дневник этих исследований был впоследствии, одновременно с «Атласом», издан по приказанию министра «морских военных сил», с тем, как пишет Сарычев, «дабы мореплаватели с боль шею доверенностью могли положиться на исправность карт, видя способы, употребленные мною к вернейшему определению географических широт и долгот, служащих главным основанием оных».

Экспедиция продолжалась четыре года. За это время преимущественно самим Сарычевым была астрономически определена широта и долгота двадцати береговых и островных пунктов (против восьми пунктов атласа Нагаева).

В первый год работ (1802) Сарычеву вместо обещанных четырех судов были предоставлены катера «Гонец» и «Вестник».

В восточной части Финского залива Сарычевым были определены широты и долготы девяти пунктов, а катер «Вестник» произвел промер Финского залива между Кронштадтским рейдом и островом Сескар.

Во второй год работ (1803) под команду Сарычева была назначена целая дивизия в составе трех фрегатов и трех не больших парусных судов. Наличие более крупных и быстроходных парусных судов — фрегатов позволило Сарычеву выйти в Балтийское море и достичь его юго-западной части. Им были определены географические координаты пяти пунктов, наиболее западными из которых были Варнемюнде и Травемюнде.

В третий год работ (1804) Сарычев получил в свое распоряжение пять небольших парусных судов. Работы охватывали главным образом район Моонзунда; были определены широты и долготы пяти пунктов.

В последний год работ (1805) под командой Сарычева находились фрегат «Эммануил» и яхта «Снапоп». В этот четвертый год работа экспедиции проходила в особенно тяжелых условиях. Ей предстояло выполнить несколько разнообразных по характеру заданий: во-первых, завершить астрономические наблюдения прошедших трех лет на Балтийском море; во-вторых, обучать гардемарин «кораблеуправлению»; в-третьих, обойти для проверки все суда, посланные в это лето по причине военного времени для занятия брандвахт в разные порты Балтийского моря; наконец, в августе 1805 г. по указу Александра I Сарычеву было поручено главное начальство над частью флота, отправлявшегося с десантными войсками из Ревеля и Риги к острову Рюген (во время выполнения этого поручения Сарычев едва не погиб при кораблекрушении у острова Рюген). Даже при выполнении задания по обеспечению отправки транспортов с войсками Сарычев пользовался каждой возможностью, чтобы завершить астрономические наблюдения, которые в это лето были произведены только в четырех пунктах.

Все наблюдения Сарычева ежегодно направлялись Адмиралтейским департаментом для проверки в Академию наук, которая их одобрила. Уже в 1809 г. Сарычев издал свой новый атлас, в 1812 г. — исправленные карты финляндских шхер, в 1817 г. — составленную им лоцию Балтийского моря. В 1823 г. атлас Сарычева, пополненный некоторыми работами по Финскому заливу, был переиздан.

За этот период изменившаяся обстановка вновь потребовала проведения крупных гидрографических работ на Балтийском море. Введение на кораблях парового двигателя уменьшило зависимость их от направления и силы ветра и позволило им более точно следовать по избранным курсам. К этому же времени относится усовершенствование методов геодезических работ. Все это определило необходимость организации исследований Балтийского моря на новой научной основе.

Заслуга постановки вопроса и разработки плана нового, строго научного исследования Балтийского моря принадлежит, несомненно, Сарычеву, ставшему в качестве генерал-гидрографа с 1808 г. во главе русской гидрографии.

До 1814 г. продолжалась строевая служба Сарычева на кораблях флота: имея свой флаг на корабле «Ростислав», он командовал практической эскадрой Балтийского моря.

Сарычев пользовался исключительно большим авторитетом как специалист-гидрограф, а также как моряк с громадным практическим опытом. Когда подготовлялась к отправлению в кругосветное плавание первая русская антарктическая экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, Сарычев в конце 1818 г. получил предложение правительства составить записку с изложением своего мнения об организации этой экспедиции, что им и было выполнено.

В 1827 г. Сарычев получил ответственное назначение главным командиром Кронштадтского порта, но уже в следующем году он был вновь назначен генерал-гидрографом. В период с 1827 по 1831 г. Сарычев неоднократно временно управлял морским министерством. В 1829 г. он был произведен в адмиралы.

В 1828 г. была образована гидрографическая экспедиция (официально называлась съемкой Балтийского моря). Во главе ее был поставлен подчиненный Сарычеву начальник гидрографического депо, почетный член Академии наук генерал-лейтенант Ф. Ф. Шуберт.

Работы гидрографической экспедиции Шуберта впервые были основаны на триангуляции, а не на астрономических пунктах, как все предшествовавшие ей. Они продолжались 35 лет (с 1828 по 1863 г.) и закончились уже после смерти Сарычева, причем астрономические, и триангуляционные работы начались с 1829 г., а прочие — с 1833 г. В работах экспедиции участвовала целая флотилия промерных судов. Личный состав экспедиции включал 35 офицеров и от 400 до 600 матросов.

Скончался Сарычев в Петербурге от холеры.

Русские военные и гражданские научные учреждения высоко ценили ученые заслуги Сарычева: он состоял почетным членом Академии наук, Морского ученого комитета, университетов Московского, Харьковского и Петербургского, Экономического общества и многих других обществ. Именем Сарычева были названы многие географические объекты: пролив Сарычева между островами Св. Матвея и Галла, пик Сарычева на Алеутских островах, вулкан Сарычева на острове Матуа (Курильские острова) и поселок Сарычево на том же острове, сопка на Новой Земле, мыс Сарычева на полуострове Ямал, банка Сарычева у острова Эзель, остров Сарычева у побережья Северной Америки в Чукотском море и др.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector