big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Степан Гаврилович Малыгин

(умер в 1764 г.)

 

С. Г. Малыгин был одним из образованнейших военных моряков своего времени. Ему принадлежит первое на русском языке пособие по навигации — «Сокращенная навигация по карте де Редюксион». Особую известность Малыгин приобрел как начальник одного из отрядов Великой северной экспедиции, описывавшей морские пути вдоль северных берегов Азии.

Малыгин окончил Навигацкую школу в Москве в 1717 г. В 1728 — 1729 гг. Малыгин в чине унтер-лейтенанта плавал на Балтийском море и в северной части Атлантического океана, а в 1736 г. был назначен вместо лейтенанта С. И. Муравьева начальником отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Оби.

Свою работу под начальством Муравьева отряд начал в 1734 г. на двух кочах — «Экопедицион» и к «Обь», построенных для отряда в Архангельске по типу судов беломорских промышленников. В этом году отряд прошел с гидрографическими работами вдоль побережья полуострова Ямал до 72°35/ с. ш.

В 1735 г. после зимовки в Печоре кочи поднялись на север вдоль побережья полуострова Ямал, причем один из кочей (лейтенанта М. С. Павлова) достиг 73°11/ с.ш., т. е. широты пролива Малыгина. На зимовку кочи опять вернулись на Печору.

Малые результаты своих плаваний Муравьев объяснил прежде всего плохими мореходными качествами кочей. По его словам, на кочах не только нельзя было лавировать, но даже лежать в дрейфе.

Адмиралтейств-коллегия, уважив представления Муравьева, приказала построить для отряда в Архангельске взамен кочей два палубных бота. Также по представлению Муравьева в 1736 г. в устье Оби был послан геодезист Василий Селифонтов. В течение лета Селифонтов прошел на север по западному берегу Обской губы, обогнул полуостров Ямал с севера и, спустившись на юг по западному берегу Ямала, достиг пункта, до которого в 1735 г. доходили Муравьев и Павлов.

Однако вскоре Муравьев и Павлов за неправильные действия по отношению к командам и местным жителям были отданы под суд и разжалованы в матросы. Начальником отряда был назначен лейтенант «майорского ранга» Малыгин.

Малыгин вышел с места зимовки 27 мая 1736 г. на коче «Экспедицион». Вскоре льдами коч выжало на мель и на столько повредило, что его пришлось бросить. 21 июня Малыгин, перейдя на коч «Обь», вышел из устья Печоры и прошел к острову Долгому.

7 августа к тому же острову подошли построенные для отряда в Архангельске одномачтовые весельные боты «Первый» и «Второй». На следующий день все три судна зашли в Югорский Шар.

Коч «Обь» по его негодности к дальнейшему плаванию был отправлен б Архангельск, а бот «Первый» под командой Малыгина и бот «Второй» под командой лейтенанта А. Скуратова вышли в Карское море. Состояние льдов было весьма неблагоприятным. Боты смогли дойти только до устья реки Кары и здесь 26 сентября стали на зимовку. 6 ноября к отряду присоединился геодезист Селифонтов. У места зимовки была построена изба. На зимовку остался подштурман Великопольский с подлекарем и десятью матросами. Остальная команда на зиму отправилась в Обдорск [Салехард].

6 июля 1737 г. боты вышли в море. Описывая по пути южные берега Карского моря и западные берега Ямала, Малыгин уже 23 июля был в проливе, отделяющем остров Белый от материка и называемом теперь проливом Малыгина. Здесь он встретился с Селифонтовым, который еще в марте выехал из Обдорска для описи острова Белого. 17 августа Малыгин вошел в Обскую губу, а 1 октября дошел до города Березова. Поставив здесь боты на зимовку и передав командование отрядом Скуратову, Малыгин с подробными картами и донесениями выехал в Петербург. Больше Малыгин не принимал участия в работах Великой северной экспедиции.

Боты «Первый» и «Второй» в 1738 г. вышли с места зимовки в обратный путь и 23 августа подошли к устью реки Кара. 12 сентября льдами боты выжало на мель. Здесь боты были оставлены на зимовку и только в августе 1738 г. вернулись в Архангельск.

По возвращении в Петербург Скуратов по поручению Адмиралтейств-коллегии составил карту района работ отряда с самого начала его возникновения. Это была первая карта данного района, основанная на инструментальных наблюдениях и по тому близкая к действительности.

По возвращении в Петербург Малыгин был в 1740 г. произведен в капитаны, в 1741  — 1748 гг. заведовал кронштадтской штурманской ротой и совершал плавания в Балтийском море и между Кронштадтом и Архангельском.

В честь Малыгина, кроме пролива, был назван один из советских ледокольных пароходов.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.