Витус Ионссен Беринг

Отечественные физико-географы.

(1681 1741)

 

Витус Ионссен Беринг

 

Беринг 37 лет провел на морской службе в России: он участвовал в создании русского флота и первых его победах, а также в величайших географических предприятиях того времени.

Беринг возглавлял две замечательные, обессмертившие его имя Первую и Вторую камчатские экспедиции. Эти экспедиции имели большое значение, так как они повлекли за собой освоение дальневосточных окраин России и северозападных окраин Северной Америки.

В первой четверти XVIII века вопрос о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой оставался еще географической загадкой. О замечательном плавании С. Дежнева и Ф. Попова, когда был фактически открыт этот пролив, в науку того времени сведения долго не проникали. Открытия этих землепроходцев Берингу были неизвестны.

Поэтому, когда во время Первой камчатской экспедиции (1725 — 1730) Беринг прошел предполагаемым Анианским (теперь Беринговым) проливом до 67°18′ с. ш., он повторил историческое открытие. Однако именно этому повторному открытию суждено было стать известным ранее, чем были разысканы донесения Дежнева

Во время Второй камчатской экспедиции (1733 — 1743) Беринг был одновременно и руководителем этой экспедиции и начальником отряда, пересекшего Тихий океан от Камчатки до берегов Северной Америки.

Беринг родился в 1681 г. в датском городке Херсенсе. Свое первое плавание Беринг совершил в 1703 г. в Ост-Индию. В Амстердаме он встретился с адмиралом Крюйсом, приглашавшим по поручению Петра I наиболее искусных иностранных моряков на службу в русский военный флот, и вскоре был принят в него унтер-лейтенантом.

Свое первое плавание в русском флоте Беринг совершил в 1705 г., командуя судном, перевозившим лес для постройки крепости на острове Котлин (Кронштадт). В 1710 г., уже в чине капитана поручика, Беринг плавал на дозорном судне вдоль южного берега Финского залива, а в 1711 г. принимал участие в военных действиях против Турции. В 1719 г. Беринг участвовал в бою со шведами у Аландских островов и вскоре был произведен в капитаны 2-го ранга.

Обойденный чином при массовом повышении офицеров по службе после заключения Ништадского мира, Беринг в феврале 1724 г. вышел в отставку. В августе того же года по особому приказу Петра I Беринг возвратился на службу с производством в капитаны 1-го ранга. В это время Петр I вернулся к своей давнишней мысли снаряжения экспедиции для исследования побережья северо-восточной России и решения вопроса, «соединяется ли Азиатский материк с Америкой», т. е. существует ли Северо-восточный проход.

В 1725 г. Беринг, назначенный начальником этой экспедиции, отправился в путь. Ближайшими помощниками Беринга были лейтенант Алексей Ильич Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. Оба они сыграли крупную роль в экспедиции Беринга, в особенности Чириков: он был не только ближайшим помощником Беринга, но и его мудрым советчиком, под влиянием которого Беринг не раз менял свои намерения.

Около 10 тыс. км труднейшего пути по сухопутью до берегов Тихого океана предстояло проделать не налегке, а с большим, необходимым для постройки судов снаряжением. Много трудов и лишений пришлось испытать во время многомесячного пути через Сибирь. Особенно тяжелым оказался последний этап — от Якутска до Охотска. Представление о тяготах этого пути дает рапорт Беринга из Охотска: «Отправленный из Якутска сухим путем провиант прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померзло 276 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску люди терпели великий голод от недостатка провианта: ели ремни, кожи, кожаные штаны и подошву».

 

Плавания В. И. Беринга и А. И. Чирикова

 

В Охотске экспедицию ждали новые трудности — не был ни помещений для жилья, ни складов для продовольствия. Отряд Беринга увеличился до 200 человек, в Охотске же оказалось всего лишь …. 11 жилых изб и никаких строительных материалов. За много верст приходилось доставлять камни и глину, сплавлять бревна. В довершение всего в Охотске не было удобной для постройки судна бухты. Лишь 21 августа 1727 г экспедиция отплыла на Камчатку. Беринг не рискнул огибать на утлых суденышках неизвестный ему полуостров. Он остановился в Большерецке и стал по рекам переправлять снаряжение экспедиции на восточную сторону Камчатки — в Нижне-Камчатск. Здесь было построено судно «Св. Гавриил», на котором 13 июля 1728 г. Беринг вместе с Чириковым и Шпанбергом отправился на север для отыскания пролива между Азией и Америкой.

Беринг на пути нигде не высаживался, так как спешил за кончить работы до наступления зимы. 11 августа увидели остров, названный островом Св. Лаврентия; 15 августа судно достигло 67°18′ с. ш. — дальше к северу азиатский берег круто поворачивал на запад. Беринг счел свою задачу оконченной: наличие пролива было доказано и местоположение его определено; несмотря на возражения своих спутников и особенно Чирикова, Беринг повернул обратно.

Из-за туманной погоды увидеть американскую землю не удалось, но по многим признакам чувствовалась ее близость.

На обратном пути увидели остров Св. Диомида [остров Ратманова]. 2 сентября «Св. Гавриил» стал на якорь в устье реки Камчатки.

В следующем, 1729 году Беринг на «Св. Гаврииле» снова вышел в море и пошел на восток для поисков земли, которую, по рассказам местных жителей, в ясную погоду можно видеть с берегов Камчатки, но погода не благоприятствовала и 23 июня Беринг вернулся в Охотск, а в 1730 г. после пятилетнего отсутствия — в Петербург.

Результатами экспедиции Беринга в Петербурге не были довольны. Экспедиция не увенчалась крупными географическими открытиями. Берингу было предложено составить проект новой экспедиции.

В Адмиралтейств-коллегий, возглавлявшейся адмиралом Николаем Федоровичем Головниным, при участии оберсекретаря сената Ивана Кириловича Кирилова, вице-президента Адмиралтейств-коллегий Федора Ивановича Соймонова и Алексея Ильича Чирикова этот проект был коренным образом переработан и расширен.

Задачами новой экспедиции были: 1. Исследование северных берегов Сибири от устья Печоры до Берингова пролива. 2. Изыскание путей к Японии с попутным описанием Курильских островов. 3. Изыскание путей к берегам Северной Америки.

4. Исследование южной полосы русских владений от озера Байкал до берегов Тихого океана. 5. Исследование берегов Охотского моря. 6. Исследование Сибири в географическом и естественном отношениях. 7. Исследование пути из Якутска в Охотск.

Никогда еще ни одна страна не организовывала столь обширной по задачам экспедиции. Это было поистине величайшее государственное предприятие, географическое в самом широком смысле этого слова, притом проводившееся в весьма тяжелых природных условиях.

Для выполнения всех этих задач было организовано несколько отрядов — морских и сухопутных, действовавших после выхода из баз почти самостоятельно.

Опись северных берегов Сибири была поручена пяти отрядам, четыре из которых были формально подчинены Берингу, а на самом деле руководились адмиралом Головниным. Эти отряды принято называть отрядами Великой северной экспедиции.

Опись Курильских островов и отыскание путей в Японию были поручены отряду лейтенанта Шпанберга.

Отыскание островов в северной части Тихого океана и путей к берегам Северной Америки возлагалось на отряд из двух судов, возглавляемых самим Берингом.

Описание внутренних районов Восточной Сибири поручалось так называемой Первой академической экспедиции, и, наконец, особому отряду геодезиста Скобельцына поручалось отыскание удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска.

Как уже говорилось, начальником новой экспедиции был назначен Беринг. Однако своим постановлением в сентябре 1732 г. сенат определил назначить Берингу «в товарищи другого капитана доброго из русских». Этим товарищем и был Чириков, хорошо зарекомендовавший себя еще во время Первой камчатской экспедиции.

Беринг выехал из Петербурга в 1733 г., но только в 1737 г. достиг Охотска. В 1740 г. специально построенные для экспедиции пакетботы «Св. Петр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска в Авачинскую губу, где в поселке, названном в честь кораблей экспедиции Петропавловском, провели зиму.

4 июня 1741 г. оба корабля вышли к берегам Америки. В экспедиции принимали участие ученые Академии наук. Один из них — астроном Делиль де ла Кройер доставил мореплавателям много неприятностей, так как настоял на поисках фантастической Земли Гама, на что экспедицией было напрасно потрачено много драгоценного времени.

20 июня в тумане корабли Беринга и Чирикова потеряли из вида друг друга, и в дальнейшем каждое судно продолжало плавание самостоятельно. Судно Беринга пошло на северо-восток, и 16 июля на полтора суток позднее, чем Чириков, моряки увидели Аляску — покрытые снегом горные хребты и величественную гору Св. Ильи. 20 июля «Св. Петр» стал на якорь у острова Каяк, на который съезжали штурман Хитрово и адъюнкт Академии Стеллер. Положение судна в это время было угрожающим: большинство команды болело цингой и было не работоспособным. Уже 21 июля Беринг отправился в обратный путь. При следовании вдоль берегов Аляски, а затем на запад было открыто несколько Алеутских островов (в частности, Евдокеевские и Шумагинские острова), до того европейцам неизвестных. На некоторые из этих островов были произведены вы садки. 4 ноября мореплаватели увидели, наконец, землю, которую они приняли за Камчатку, но это оказался неизвестный необитаемый остров (остров Беринга). К этому времени почти вся команда болела цингой. На совете решили не искать гавани, а идти прямо к берегу. Вскоре стали на якорь у открытого берега. Якорный канат лопнул. Бросили второй якорь, но и его сорвало. К счастью, как раз в это время волна перекинула судно через гряду камней и оно оказалось на тихой воде между берегом и этой грядой. На этом острове измученные и больные люди перенесли суровую зиму. Беринг в это время был тяжело болен; здоровье его не выдержало, и уже 8 декабря 1741 г. он скончался на острове, названном впоследствии его именем.

После смерти Беринга участники экспедиции из обломков «Св. Петра» построили небольшое судно и на нем 26 августа 1742 года добрались до Петропавловска. В плавание на «Св. Петре» всего вышло 71 человек, возвратился только 31 человек. Остальные умерли от цинги во время плавания и зимовки. Результаты открытий Беринга, обработал и опубликовал Чириков.

В честь командора Беринга, кроме Командорских островов и острова Беринга, названы: Берингово море, Берингов пролив, мысы на побережье Охотского моря и Анадырского залива. В Петропавловске-Камчатском Берингу — славному мореплавателю и основателю этого города — воздвигнут памятник.

Из всех экспедиций 1733 — 1743 гг. наибольшее практическое значение безусловно имела экспедиция Беринга — Чирикова, открывшая в 1741 г. морские пути к Командорским и Алеутским островам и к берегам северо-западной Америки. Участники экспедиции по возвращении на Камчатку рассказали о богатых пушных промыслах на Командорских и Алеутских островах. Кроме того, они привезли с собой много ценных мехов.

Начались многочисленные плавания русских промышленников на вновь открытые земли. Как следствие этого вначале стихийного движения русских на восток, к концу XVIII века, создалась «Русская Америка» — русские владения на Алеутских островах и на северо-западном побережье Северной Америки, простиравшиеся на севере далеко за мыс Барроу и на юге 60 вплоть до Калифорнии. Эти же события создали и целую эпоху в русском и мировом мореплавании — знаменитые русские кругосветные плавания первой половины XIX века.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector