Экспорт и импорт продовольствия в торговле стран — членов СЭВ

Рост масштабов международного разделения труда является условием и следствием развития производительных сил, однако его характер определяется производственными отношениями. Следовательно, необходимо обеспечить, чтобы планомерное, пропорциональное развитие осуществлялось в международных масштабах в целях наиболее быстрого развития всей мировой социалистической системы в сочетании с национальными интересами отдельных стран. Двойным характером задачи обусловливается наличие определенных противоречий, состоящих в следующем.

В рамках СЭВ осуществляется экономическая интеграция суверенных стран, которые в своих национальных планах добиваются планомерного, пропорционального развития, однако это не означает автаркической пропорциональности. При формировании структуры производства неизбежно учитываются связи материального характера, необходимость сбалансирования ресурсов в натуральном выражении, учитываются природные условия стран и т. д. В то же время на данной материальной базе можно сформировать бесчисленное множество производственных структур.

Структура народнохозяйственных планов в конечном счете определяется тем, какой ее вариант обеспечивает максимальный рост национального дохода, и каждая страна стремится развивать те отрасли, которые наиболее эффективно служат достижению данной цели. Отраслевая и, более того, даже внутриотраслевая структура отдельных стран — членов СЭВ не обеспечивает пропорциональности воспроизводства во всех отношениях. Необходимые пропорции устанавливаются за счет внешнеторговых связей. А в тех случаях, когда планы стран — членов СЭВ, а также их внешнеторговые связи не могут обеспечить желаемых пропорций, они достигаются лишь при посресдстве мирового рынка.

Исходя из принципов мирного сосуществования, страны — члены СЭВ развивают также на основе взаимной выгоды экономические связи с капиталистическими странами.

Другая сторона вопроса, а именно, является ли производственная структура отдельных стран оптимальной и с точки зрения всего содружества, не менее сложна. Ресурсы, используемые внутри данной страны (в отрасли), обеспечивают наивысшую эффективность, однако неизвестно, не будет ли эффективность выше в аналогичной отрасли другой из стран содружества. Оптимальный с политэкономической точки зрения план в сущности должен решать эти две задачи. Как уже упоминалось, система экономического стимулирования разрабатывается в рамках Комплексной программы.

Параллельно с развитием народного хозяйства стран — членов СЭВ расширялась и внешняя торговля между ними. Валовой взаимный внешнеторговый оборот в период с 1950 по 1972 г. по стоимости возрос в 9,5 раза. Темпы роста взаимного товарооборота значительно опережали как темпы производства, так и темпы роста национального дохода. Масштабы поставок продовольственных товаров в рамках общего товарооборота стран зависят от уровня экономического развития, природных и других условий стран. Общая закономерность такова, что экономическое развитие (опережающие темпы роста промышленности по сравнению с темпами роста сельскохозяйственного производства) действует в направлении сокращения удельного веса продовольственных товаров в экспорте.

Первостепенная роль сельского хозяйства во всех странах сводится к увеличению обеспечения внутреннего потребления, следовательно, общая тенденция состоит в сокращении удельного веса импорта продовольствия.

Анализ распределения экспорта продовольствия по основным его направлениям свидетельствует о том, что только Болгария и Венгрия экспортируют в страны — члены СЭВ 50% или больше объема своего экспорта продовольствия. В импорте продовольствия, как правило, наблюдается более высокий удельный вес продуктов из социалистических стран.

Несмотря на успехи, достигнутые в торговле между странами — членами СЭВ сельскохозяйственными, продовольственными и пищевкусовыми товарами, их поставки носят в определенной мере характер взаимного обмена для расширения внутреннего ассортимента. В области сельского хозяйства и пищевой промышленности имеются большие резервы и возможности дальнейшего развития и углубления специализации и кооперирования между странами — членами СЭВ.

Несмотря на рост торговли между странами содружества и развивающимися странами, в том числе торговли продовольственными товарами, подлинные возможности торговли еще не использованы, хотя взаимная выгода этого очевидна. Об этом свидетельствует тот факт, что в странах — членах СЭВ не применяется никаких дискриминационных мер в отношении импорта сельскохозяйственных товаров из развивающихся стран.

Производство продовольствия в странах — членах СЭВ и его взаимная поставка, вне всякого сомнения, развиваются благоприятно, хотя есть еще немало проблем, ожидающих решения. Цель, однако, ясна: развитие производительных сил стран — членов СЭВ требует соответствующего повышения уровня их сотрудничества в области сельского хозяйства и пищевой промышленности; это явится более эффективным средством решения продовольственных проблем наших стран по сравнению с обменом продукцией этих отраслей в целях покрытия дефицитов, хотя значение этого обмена также постоянно возрастает.

Каковы же прогнозы производства продовольствия в странах — членах СЭВ?

На XXV заседании сессии СЭВ была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Одной из ее основных целей является осуществление социалистической экономической интеграции, которая должна способствовать:

ускоренному развитию производительных сил во всех странах социалистического содружества;

совершенствованию структуры и увеличению масштабов производства;

обеспечению растущих потребностей народного хозяйства стран в основных видах продукции;

повышению материального и культурного уровня жизни народов стран — членов СЭВ;

постепенному сближению уровней экономического развития наших стран.

На основе социалистического международного разделения труда и социалистической экономической интеграции в возрастающей мере становится возможным использование экономических и природных условий отдельных стран, обеспечение дальнейшей интенсификации производства продовольствия, внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда.

В разделе Комплексной программы, посвященном проблемам сотрудничества в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, указывается, что, исходя из установленных экономических связей, их дальнейшего развития и возможностей увеличения производства, нужно решать вопрос удовлетворения потребностей в продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности главным образом за счет взаимных поставок на основе долгосрочных торговых соглашений между странами —  членами СЭВ, развивая в то же время торговлю этими видами продукции с «третьими странами».

Далее отмечается, что на основе долгосрочных прогнозов необходимо обеспечить координацию перспективных планов развития производства согласованных видов продукции и отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, обеспечить расширение сотрудничества заинтересованных стран в области специализации и кооперирования производства в этих отраслях, а также увеличение взаимных поставок продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В процессе разработки прогнозов развития страны — члены СЭВ на многосторонней основе тщательно проанализировали истекший период, нынешнее состояние и перспективные возможности сельского хозяйства, уделяя особое внимание перспективам развития до 1985 г. При этом учитывались:

направления развития сельскохозяйственного производства; возможности внутреннего и внешнего рынка; развитие производительных сил, использование потенциальных природных и экономических возможностей, тенденции развития научно-технического прогресса, развитие промышленной базы сельского хозяйства и других тесно связанных с ним отраслей;

место, занимаемое сельским хозяйством в народном хозяйстве;

тенденции структурных изменений внутри сельского хозяйства;

тенденции социалистического разделения труда между странами — членами СЭВ.

При разработке прогнозных данных возникли существенные трудности в деле полного учета потенциальных возможностей каждой из стран, а также определения возможностей, вытекающих из их сотрудничества. Поэтому прогнозные показатели следует считать ориентировочными. Прогнозы показывают потенциальные возможности стран, вытекающие из предполагаемой степени использования достижений научно-технического прогресса.

Производство продовольствия в странах — членах СЭВ уже сейчас достигло такого уровня развития, при котором удовлетворение растущих потребностей населения в количественном отношении во все большей мере отвечает физиологическим нормам питания. В интересах максимального удовлетворения потребностей страны — члены СЭВ в перспективе стремятся к осуществлению определенных структурных изменений, а также к динамичному развитию всех отраслей сельского хозяйства на основе развития производительных сил и широкого развертывания научно-технического прогресса. За счет этого должны быть удовлетворены всевозрастающие потребности населения в продовольствии, а также запросы промышленности в сельскохозяйственном сырье.

В проведении и согласовании аграрной политики социалистических стран важнейшую роль играет подчиненное интересам общества сельскохозяйственное производство, последовательно проводимая политика повышения благосостояния народа, а также система создания крупных сельскохозяйственных предприятий.

Для каждой из социалистических стран — членов СЭВ характерно, что в соответствии с намеченными целями при проведении аграрной политики они используют имеющиеся ресурсы и применяют экономические регуляторы скоординировано, комплексно.

Следовательно, за счет координации ресурсов и экономических мероприятий социалистические страны осуществляют такое регулирование, которое в корне отличается от действующего в развитых капиталистических странах. Решающая доля средств производства находится в социалистической (государственной или кооперативной) собственности, а управление осуществляется в соответствии с общественными интересами и направлено на пропорциональное и динамичное развитие хозяйств таким образом, что в процессе управления постоянно согласовываются производство и потребление или соответственно предложение и спрос.

При постановке хозяйственных задач социалистические страны неизменно исходят из требования планомерного, пропорционального и динамичного развития народного хозяйства. Задачи в области сельскохозяйственного производства, как видно из вышесказанного, также формулируются с учетом этого. Динамичное развитие народного хозяйства во всех странах направлено на постоянное повышение жизненного уровня населения, и в рамках этого требования социалистические страны не в одинаковой мере, но тем не менее повсюду уделяют особое внимание повышению доходов и улучшению условий жизни сельского населения. Путем изменения уровня доходов и условий жизни населения социалистические страны сознательно воздействуют на заработки трудящихся, а также на структуру их доходов. При этом во всех случаях максимально учитываются критерии производительности или соответственно эффективности труда. В этой связи крупные сельскохозяйственные предприятия социалистических стран повышают производительность и эффективность труда преимущественно за счет специализации и концентрации, а также интенсификации производства.

При определении экономической политики и производственных программ в сельском хозяйстве в социалистических странах все большее внимание уделяется соблюдению требований охраны окружающей среды. Это выражается в перспективном упорядочении использования земельных ресурсов (лесонасаждения, мелиорация и т. д.), регламентировании применения средств агрохимии, охране водоемов, создании заповедников, национальных парков и т. д. Следовательно, интенсивное развитие сельского хозяйства не приходит в конфликт с окружающей средой.

Развитие сельского хозяйства, естественно, невозможно без широкого применения достижений научно-технического прогресса и крупных материально-технических вложений в эту отрасль. Объем капиталовложений в сельское хозяйство в период до 1985 г. в отдельных странах увеличится по сравнению с 1970 г. почти вдвое. Подавляющая часть капиталовложений по-прежнему приходится на долю строительно-монтажных работ, однако удельный вес средств, вкладываемых в машины и оборудование, растет быстрее. Капиталовложения повысят темпы внедрения индустриальных методов производства, возрастет энергонасыщенность сельскохозяйственного производства.

Во всех странах — членах СЭВ в период до 1985 г. намечается значительное увеличение знергооснащенности сельского хозяйства (исключая энергию живой тягловой силы).

В 1985 г. по сравнению с 1970 г. энергетические мощности сельского хозяйства возрастут в Болгарии более чем в 2 раза, в ГДР и Монголии — более чем в 1,5 раза. В то же время значительно сократится использование живой тягловой силы. К 1980 г. в ГДР уже не планировалось ее использование, в других странах ее доля по сравнению с 1970 г. сократилась вдвое. Наименьшим будет сокращение использования живой тягловой силы в Монголии, где данный показатель будет сокращен по сравнению с 1970 г. лишь на 25 %. Количество тракторов (в физическом исчислении) возрастет. Например, в Болгарии число тракторов и самоходных шасси увеличится в 1,5 раза, а общая мощность двигателей, используемых в сельском хозяйстве — в 3 раза. Согласно наметкам па 15-летний период (с 1970 по 1985 г.) значительно уменьшатся размеры пахотных площадей на один трактор.

Важнейшим средством интенсификации сельскохозяйственного производства является применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений. По сравнению с уровнем 1970 г. в странах — членах СЭВ общее потребление минеральных удобрений к 1985 г. увеличится в 3,5 раза. Особенно большой рост потребления минеральных удобрений намечается в Советском Союзе и Монголии.

Ожидается изменение и в структуре потребления удобрений. До 1970 г. в странах — членах СЭВ в большей мере применяли азотные удобрения, в 1975 г. быстрее возрастало потребление калийных удобрений, в 1980 г. несколько опережающими темпами возрастало потребление фосфорных удобрений, в то время как на 1985 г. вновь намечается увеличение во всевозрастающем объеме потребления азотных удобрений. Это в основном соответствует наблюдающейся во всем мире тенденции.

Повышение плодородия почвы — одна из важнейших задач, решаемых всеми странами — членами СЭВ. Помимо увеличения потребления минеральных удобрений, этого можно добиваться расширением орошаемых площадей.

Расширение орошаемых площадей и масштабов мелиорационных работ обосновано в странах — членах СЭВ также тенденцией сокращения общих размеров пахотных площадей.

Прогнозы увеличения производства важнейших сельскохозяйственных культур подтверждают реализацию в производстве предпосылок, обеспечиваемых ростом материально-технической базы стран. По отдельным видам продукции некоторые страны — члены СЭВ в период с 1970 г. по настоящее время фактически добивались более высоких темпов роста производства, чем намечалось по прогнозу, что свидетельствует о реальности прогнозов и о наличии больших резервов в сельском хозяйстве стран СЭВ.

По данным прогноза, до 1985 г. намечается существенное развитие отдельных отраслей пищевой промышленности стран — членов СЭВ. Всевозрастающая доля продукции сельского хозяйства будет поступать к потребителям в переработанном виде.

В развитии пищевой промышленности особо важная роль отводится мясной и молочной промышленности. По другим отраслям отмечается существенная дифференциация по странам. Маслобойная и консервная промышленность получит преимущественное развитие в Болгарии. Сахарная промышленность будет быстрее развиваться в Болгарии и Польше. В Венгрии более быстрыми темпами будет развиваться мясная и молочная промышленность, а также маслобойная и пивоваренная.

Как уже упоминалось, страны — члены СЭВ в количественном отношении уже в 1970 г. достигли удовлетворения потребностей. В планах всех стран предусматриваются качественные изменения в структуре потребления. Каждая из стран намечает увеличить общее потребление белка и в том числе повысить удельный вес потребления белков животного происхождения. В этой связи существенно возрастает потребность в продуктах животного происхождения.

Следует отметить, что согласно прогнозам к 1985 г. в странах — членах СЭВ при оптимальном уровне потребления будет достигнуто необходимое изменение его структуры. Благоприятное формирование общих показателей потребления не означает, да и не может означать достижения одинакового уровня потребления в каждой стране по отдельным видам продукции. В этом по-прежнему будут сохраняться различия, поскольку структура потребления зависит от конкретных условий и сложившихся в разных странах традиций потребления.

Остановимся на перспективах и стратегии развития сельского хозяйства в Венгерской Народной Республике.

Изменения, происшедшие в развитии аграрного сектора венгерской экономики, следует рассматривать и оценивать прежде всего в свете тех исторических социальных преобразований, которые имели место за последние три с половиной десятилетия, истекшие с того времени, как Венгрия встала на путь строительства социалистического общества. Эти общественно-экономические перемены, начавшиеся в Венгрии после окончания второй мировой войны, привели к наиболее радикальным изменениям в аграрной сфере, в условиях жизни сельского населения.

В развитии аграрного сектора в прошедший период четко обозначается несколько самостоятельных этапов.

Прежде всего следует упомянуть о проведении демократической земельной реформы, которая изменила весь облик социально-экономических отношений на селе. В ее результате землю получили около 400 тыс. в прошлом безземельных крестьян. Затем начался период социалистической реорганизации сельского хозяйства и создания крупных социалистических сельскохозяйственных предприятий.

Главной характерной чертой нынешнего этапа развертывания современного крупномасштабного сельскохозяйственного производства является ускоренное развитие производительных сил. С появлением и распространением новой мощной сельскохозяйственной техники все отчетливее стали проявляться огромные преимущества крупномасштабного ведения сельского хозяйства.

В наши дни в сельском хозяйстве Венгрии имеются самые различные по форме ведения хозяйства предприятия и процесс поиска и установления новых производственно-экономических связей в данной области экономики страны еще продолжается. Индустриализация сельского хозяйства существенным образом изменила взаимоотношения отдельных хозяйственных единиц. Вследствие возрастающей фондоемкости производства, установления все более сложных производственных и хозяйственных связей между предприятиями ныне первостепенной задачей становится повышение эффективности ведения хозяйства.

При развертывании кооперативного движения в стране важнейшим фактором была всеобъемлющая помощь государства в обеспечении материальных, технических и организационных основ кооперации и в подготовке кадров специалистов. Опыт кооперативного движения на селе убедительно доказывает, что сельскохозяйственные производственные кооперативы являются весьма эффективной организационной формой развития сельскохозяйственного производства, а также преобразования условий жизни сельского населения. Кооперативное движение в значительной мере способствовало тому, что сельское население Венгрии стало активным участником осуществления революционных преобразований.

С социалистическим кооперативным движением неразрывно связано общественное преобразование села. В рассматриваемый период наблюдается невиданное ранее ускорение развития общественно-экономических и культурных условий на селе. Решающим элементом этого процесса стала урбанизация. За последние три десятилетия наблюдается не только сближение деревни с городом в обеспечении коммунального, социального и культурного обслуживания, но и повышение степени общественной мобильности сельского населения, изменение его социально-психологического настроя.

В соответствии с принципами социальной политики развитие села в Венгрии является органической частью развития всего народного хозяйства, причем осуществляется оно таким образом, чтобы не допустить разрыва между селом и городом, потому что общественно-политические соображения и экономические интересы страны в равной мере требуют их единого согласованного развития.

В соответствии с вышеизложенным в перспективе работник сельскохозяйственного и продовольственного сектора народного хозяйства Венгрии займет центральное место в аграрной политике государства. Это дает основание прогнозировать такое будущее, которое за счет специфических условий разделения труда, посредством повышения культурного уровня производства позволит создать для работников продовольственного сектора возможность трудиться на таких же предприятиях и в тех же условиях, какие ныне существуют в промышленности. Рост материального производства позволит поднять уровень деревни до уровня города.

Достижение подобного уровня развития наполнит конкретным содержанием такое, пока еще новое для нас понятие, как «биологическая промышленность», понятие, которое означает промышленность, производящую продукты питания и являющуюся главным элементом деятельности, гарантирующей в отдаленной перспективе существование человечества. Именно этим путем, за счет органического слияния научно-технической революции с революцией биологической, вся деятельность по обеспечению существования человека в перспективе будет основываться на биологической промышленности, в результате чего сельскохозяйственная технология приобретет характер промышленной, а сельскохозяйственное производство — характер заводского производства.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

 

Источник—

Шаркань П. Мировая продовольственная проблема: Сокр. пер. с венгр./Науч. Ред. В. В. Милосердов.- М.: Экономика, 1982.- 216 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector