Фермеры и капиталистическая государственная машина

Известно немного таких отраслей экономики, такой производственной деятельности, на примере которых можно так четко проследить политику вмешательства государственно-монополистического капитала, показать беспощадное действие законов свободной конкуренции и органическое сплетение имперской политики с политикой экономической, как на примере аграрного развития и сельскохозяйственного производства США.

США располагают исключительно хорошими условиями для производства продовольствия. Почвенно-климатические условия, высокий уровень развития техники в целом выдвигают сельское хозяйство Соединенных Штатов на первое место в мире. В процессе индустриализации сельского хозяйства были выдвинуты следующие важные задачи и цели:

удовлетворение внутренних потребностей в соответствии со спросом:

создание излишков сельскохозяйственных продуктов и обеспечение их экспорта (прежде всего зерновых);

достижение возможно наибольшей экспансии в случае необходимости;

наиболее эффективное использование трудовых ресурсов, достижение невиданно высокого уровня производительности;

по возможности максимальная автоматизация сельского хозяйства и обеспечение его на высоком уровне всеми средствами и материалами, с помощью которых можно успешно противостоять неблагоприятным природным и погодным условиям;

разработка таких систем земледелия, которые могут обеспечить наивысшее в мире плодородие почвы.

Площадь пахотных земель США составляет 161 млн. га, из них 10 % орошаемых земель. Фактическая посевная площадь достигает 120 млн. га.

Производство пшеницы за 5 лет, с 1974 по 1979 г., увеличилось на 30 %. Внутреннее потребление составляет 37,5 % производства.

В 1975 г. в США был собран рекордный урожай кукурузы. Вообще в стране наблюдается высокая степень стабильности урожаев этой культуры. Вследствие относительно высоких цен на корма в 1974 — 1975 гг. и неизменности цен на мясо и молочные продукты эффективность производства последних снизилась и сократилась заинтересованность фермеров. С 1975 г., однако, в связи с ростом цен на продукцию животноводства и некоторым снижением цен на корма равновесие в данной области было восстановлено.

Кроме пшеницы и кукурузы, экспортной культурой является и соя. В 1940 г. в долине Миссури, Миссисипи и Огайо производилось всего 2,1 млн. т сои. В 1973 г. ее производство превысило 40 млн. т, а в 1980 г. — 54 млн. т.

Основной район производства свежих овощей и фруктов — Калифорния. Средняя площадь овощеводческих ферм составляет здесь 60 га. Площади — практически полностью орошаемые (каждая ферма специализируется на производстве одной-двух культур). Овощеводческая продукция из Калифорнии доставляется с удивительной быстротой во все районы страны (например, в Чикаго через 48 ч), охлажденная до температуры 0 °С. Среди переработанных овощей 2/3 составляют помидоры, в основном в виде томатного сока. Почти весь картофель также поступает на рынок в переработанном виде. Производство и переработка овощей и фруктов не пользуются государственной дотацией.

Животноводство, особенно откорм крупного рогатого скота, является главной отраслью сельского хозяйства США. В стране, с населением 215 млн. человек насчитывается 128 млн. голов крупного рогатого скота (данные 1976 г.). Поголовье коров за последние 10 — 12 лет сократилось на 17 — 19 %, но их продуктивность повысилась на 25 % (надои в среднем превышают 4 тыс. л). Потребление молока на душу населения составляет 155 л в год, что следует считать относительно низким уровнем.

В отличие от этого потребление мяса весьма высоко — 105 кг на человека. 68 % мяса составляет говядина. Около 93 % потребляемой в стране говядины производят внутри страны (ежегодно откармливают до 40 млн. голов крупного рогатого скота). Импорт в 1975 г. составлял около 7% всей потребности в говядине. Переработка молочных продуктов пользуется государственной дотацией в размере 7,71 долл. за каждые 100 фунтов (около 45 кг).

Материально-техническая база сельского хозяйства находится на весьма высоком уровне. Это диктуется практической необходимостью, поскольку по сравнению с 27 % населения, занятыми в сельском хозяйстве 50 лет назад, в настоящее время непосредственно сельскохозяйственным производством занимается только 4,5 % населения страны. Тракторы и сельскохозяйственные машины по стоимости составляют 10 % основных фондов ферм. Если в 1963 г. удельный вес тракторов мощностью свыше 90 л. с. составлял лишь 4 %, то в 1973 г. он достиг уже 44 %. Фермеры в 1973 г. израсходовали 1,9 млрд. долл. на горючее и смазочные материалы и 2,4 млрд. долл. на ремонт машин. Машины, используемые в растениеводстве и животноводстве, оснащены автоматикой. В конструкции новых машин большое внимание уделяется обеспечению удобств и охране здоровья людей, управляющих машинами. Повысились производительность и многоцелевое использование машин. Производство овощей практически полностью механизировано.

Масштабы использования минеральных удобрений за последние 12 лет увеличились более чем на 80 % и достигают 160 кг/га в пересчете на действующее вещество. Повсеместно широко используют микроэлементы, вносимые в почву. На долю продукции сельского хозяйства США приходится около 7 % объема совокупного национального продукта, а на долю экспорта сельскохозяйственных товаров — 20 % общего объема экспорта страны. В 1975 — 1976 гг. в среднем годовой экспорт сельскохозяйственной продукции составлял 22 млрд. долл. Он равен 25 % стоимости продукции, произведенной в сельском хозяйстве. При этом в стоимостном выражении экспортируется почти 1/2 пшеницы, сои и риса, произведенных в стране.

В США живет около 3 млн. фермеров. Численность занятых на фермах составляет около 4,5 млн. человек, т. е. больше, чем занято в сталеплавильной и автомобильной промышленности, а также автодорожном транспорте вместе взятых. Однако в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство, перерабатывающих и реализующих его продукцию, работает в целом 10 — 12 млн. человек.

Фермами в США считаются все сельскохозяйственные объекты, реализация товарной продукции которых превышает 1 тыс. долл. в год. Фермы делятся на три категории:

те, в которых по меньшей мере половину доходов управляющие получают из доходов фермы;

те, в которых работа непосредственно на ферме занимает меньше половины рабочего времени управляющего;

те, которые работают на началах товарищества и доходы от которых не достигают половины всех доходов членов товарищества.

Средняя площадь земель одной фермы составляет 150 га, а средняя стоимость продукции — 34 тыс. долл., 25 — 30 % которой составляют чистые доходы фермера. Следует отметить, что доходы относительно низки, особенно если принять во внимание, что на одной ферме работы выполняют в среднем 1,3 человека. Правда, в то же время около 25 % доходов фермеров составляют доходы, получаемые не из сельскохозяйственных источников (данные 1976 г.).

Как уже упоминалось, капиталистическое государство оказывает значительное влияние па работу фермеров, регулируя их хозяйственную деятельность. В период после второй мировой войны в США до последнего времени наблюдалось хроническое перепроизводство сельскохозяйственных товаров. Поэтому меры, принимаемые государством, были направлены на сокращение производства в интересах восстановления равновесия между спросом и предложением. Одновременно с этим государство предоставляло солидные суммы на дотацию экспорта. Дотации имели целью сохранить уровень доходов фермеров, так как их падение ниже определенного уровня привело бы к спаду в общей покупательной способности.

Вмешательство государства в сельское хозяйство началось в период великой депрессии 1929 — 1933 гг. В то время финансовый крах, вызванный нереализованными запасами, возникшими вследствие перепроизводства, серьезно отразился на материальном положении широких масс. Государство в законе программного характера предусмотрело регулирование спроса и предложения, а также предоставление дотации к ценам и доходам. В то время средством регулирования была выплата государственных компенсаций за сокращение посевных площадей. Система возмещения ущерба первоначально касалась производства зерновых, позднее ее распространили на отдельные отрасли животноводства и другие отрасли растениеводства. Эти затраты государство покрывало за счет обложения налогом промышленной продукции, произведенной из основных видов сельскохозяйственной продукции, т. е. в конечном счете оно все бремя кризиса переложило на плечи трудящихся.

Позднее методы государственного вмешательства были несколько изменены. Были введены так называемые кредиты ККТ (корпорации кредитования товаров). Это было сделано для предотвращения падения цен на сельскохозяйственные товары.

Гарантированные цены ККТ не отражают подлинных рыночных цен. Их цель прежде всего состоит в том, чтобы предотвратить развал рынка сельскохозяйственных товаров.

Вторая мировая война временно смягчила кризисы перепроизводства, правительство посредством высоких цен стимулировало производство, и это независимо от рыночных отношений привело к его росту.

Определение гарантированных цен, установление круга фермеров, имеющих право пользоваться дотацией, осуществляются посредством сложного механизма. Для краткости мы остановимся лишь на функционировании ККТ.

1. Наиболее распространенная форма оказания помощи фермерам — кредитование их товаров. Это означает, что ККТ предоставляет фермерам на определенных условиях кредит под залог их продукции. Кредитовать можно лишь такие виды продукции, которые легко хранятся (зерновые, хлопок, кукуруза, табак и др.). Поэтому, если на рынке цены низкие, фермеры могут не продавать свою продукцию, поскольку рост предложения привел бы к еще большему снижению цен. Если цены на рынке поднимаются выше гарантированных, фермеры могут реализовать свою продукцию на свободном рынке и погасить задолженность. Если же в течение определенного срока они не смогут продать свою продукцию, государство покупает ее по гарантированным ценам и тем самым покрывает убытки.

2. Если кредитование товара по какой-либо причине невозможно, ККТ скупает предлагаемую продукцию по гарантированным ценам у производителей или торговцев либо у перерабатывающего предприятия.

3. Наконец, в рамках контракта на скупку товара ККТ берет на себя обязательство в любое время купить по гарантированным ценам у фермеров предложенное ими количество продукции или ее часть. Производители продукции в любое время могут расторгнуть контракт или попросить кредит под свои товары.

ККТ покупает товары по гарантированным ценам только в том случае, если производители заранее заявили о намерении реализовать определенное количество товара в пределах установленных контингентов и если по этим видам продукции, а также по тем ее видам, для которых контингента не установлены, они не превысили предписанных размеров посевных площадей.

Иным методом сохранения уровня цен является то, что ККТ скупает на рынке товары, не вовлеченные в круг продукции, на которую обеспечиваются гарантированные цены, чтобы помешать падению цен на нее.

Меры, направленные на сохранение цен, в период после второй мировой войны касались практически всех важнейших отраслей растениеводства. В среднем около 45 % доходов фермеров, а в отдельные годы и больше поступало от продажи продукции, пользующейся дотацией, призванной сохранять уровень цен.

Иной формой оказания помощи в сохранении уровня цен или соответственно предотвращении перепроизводства являются меры по резервированию пахотных земель и программа улучшения плодородия почвы. Производители получают часть стоимости продукции, ожидавшейся с земель, оставленных под паром, наличными деньгами или в натуре — это считается резервированием пахотных земель. В рамках программы по улучшению плодородия почвы фермеры заключают контракт с государством и в течение 3 — 10 лет улучшают земли, больше всего нуждающиеся в этом, путем применения сидеральных («зеленых») удобрений, посадки полезащитных лесных полос и т. д. Эти две формы ныне не существуют, однако за земли, оставленные под паром специально для того, чтобы получить право на дотацию к ценам, государство по-прежнему выплачивает возмещение ущерба. Государство ежегодно «арендует» таким способом у фермеров до 20 — 30 млн. га земель.

Благодаря государственным закупкам проблема реализации продукции, с точки зрения фермера, решена, и он может продолжать производство. Производство по-прежнему основывается на частной собственности, однако формы обмена претерпевают определенные изменения. Рядом с полным неизвестностей рынком в качестве «надежного» покупателя сельскохозяйственной продукции выступает государство, которое берет у фермера его товар по заранее обусловленным, гарантированным ценам. Система государственных закупок, однако, не означает отмены действия законов капитализма.

Вследствие недостаточной емкости внутреннего и внешнего рынков излишки сельскохозяйственной продукции реализовались все труднее и труднее и для преодоления этих трудностей правительство США усилило внешнеторговую экспансию. Экспорт сельскохозяйственной продукции в значительной части осуществляется на основе специальной правительственной программы и таким образом государство непосредственно предоставляет колоссальную дотацию на экспорт излишков. Среди таких программ наибольшее значение имеет принятый конгрессом США в 1954 г. так называемый Закон о развитии сельскохозяйственного экспорта и оказания помощи (Закон ПЛ-480), с помощью которого США узаконили новые формы послевоенного демпинга и в значительной мере облегчили борьбу американских монополий за размещение сельскохозяйственной продукции. Определенную роль сыграл также Закон о взаимной безопасности, а позднее так называемая программа «Продовольствие ради мира», которые также на основе Закона ПЛ-480 предусматривали поставки продовольственных излишков.

По нашему мнению, не нужно обладать особой прозорливостью или быть ярым противником капитализма, чтобы за облеченными в экономическую тогу программами и законами, продиктованными внутриполитической необходимостью, разглядеть характерные великодержавные внешнеполитические цели правящих кругов США. Сам дух закона носит в себе возможность политической дискриминации. Получать помощь, закупать продовольствие в случае дефицитов мирового масштаба может только тот, кто использует полученное или купленное продовольствие «в мирных целях», кто взаимно стремится к «безопасности». Решающим фактором становится не степень нуждаемости, а политические соображения. Великодержавная политика США под прикрытием этих законов и программ стремится решать глобальные, стратегические задачи. Значение этого факта при нынешнем критическом продовольственном положении в мире все возрастает, и этого не должны оставлять без внимания правительства развивающихся стран, страдающих от голода.

Мы не намерены утверждать, что поставки американского зерна в порядке помощи или в рамках запродаж основываются исключительно на этих соображениях. Однако такая опасность всегда сохраняется, и у нас не может быть сомнений относительно того, что при случае «зерновой танк» или «орудия молочного порошка» также будут брошены в бой.

Возвращаясь к воздействию, оказываемому правительством США на сельское хозяйство, следует отметить, что в последние годы в аграрной политике наблюдались некоторые перемены. Внешние рынки расширились, цены поползли вверх и во всяком случае стабилизировались в 1972 — 1973 гг. Вместо ранее применявшихся гарантированных цен были введены целевые цены, которые устанавливались ежегодно в зависимости от роста затрат и поступлений. Действие Закона ПЛ-480 также было продлено. Конгресс США, как известно, в 1977 г. принял новый Закон о сельском хозяйстве, который в своей основе опирается на уже оправдавшие себя элементы, но учитывает также изменения, происшедшие в производстве и торговле продовольствием во всем мире.

В основе нового закона лежит принцип компенсации цен. Здесь применяются два типа компенсаций: курсовые цены и так называемые интервенционные цены. В настоящее время курсовые цены установлены на пшеницу, кукурузу и ячмень. Эти цены гарантируют получение фермерами минимальных доходов при продаже ими своей продукции. Однако фермеры могут сдать зерно и в государственные запасы. В этом случае государство производит закупки у фермеров по ценам, установленным дифференцированно в зависимости от районов и качества продукции. Если фермер находит на рынке более выгодные возможности реализации, он может выкупить у государства запроданные запасы по интервенционным ценам с начислением на них процентов.

Интервенционные и курсовые цены в сущности определяют нижнюю границу цен на зерно на внутреннем и международном рынке. Правительство устанавливает цены на один год вперед с учетом производственных затрат и существующего в данный момент положения на рынке. Фактическая цена реализации — рыночная цена — может, разумеется, отклоняться от установленных цен в зависимости от соотношения спроса и предложения. Если рыночная цена не достигает уровня интервенционной, т. е. фермеры не могут обеспечить даже минимального уровня доходов, то выплачиваются так называемые компенсационные выплаты. Величину компенсационных выплат устанавливают на основе посевной площади и средней урожайности по стране за предшествующие 3 года. Впрочем, ввиду исключительно высоких рыночных цеп последние 5 — 6 лет компенсационные выплаты практически не производились.

В новом сельскохозяйственном законе наряду с дотацией цен важную роль играет также ограничение производства. В настоящее время это касается только пшеницы. Фермеры, участвующие в ограничительной программе, изъяли из производства в 1978 г. примерно 20 % площадей, засеянных в предшествующем хозяйственном году пшеницей. Как правило, это были наименее плодородные земли.

При рассмотрении сельскохозяйственной политики США нетрудно заметить, что государство принимало все меры главным образом в интересах крупных хозяйств, которые и извлекали из этого наибольшую выгоду. Положение менее крупных хозяйств из года в год ухудшается. Они не выдерживают конкуренции, облегчаемой крупным хозяйствам государственными финансовыми средствами. Все это способствует концентрации сельскохозяйственных предприятий и в отличие от ситуации в сельском хозяйстве Западной Европы, льет воду на мельницу крупных хозяйств. Не случайно именно в США раньше всего началось и дальше всего зашло вторжение промышленного, торгового и банковского капитала в сельское хозяйство, а вернее, в сферу производства и реализации продовольствия. Методом, средством этого вторжения является вертикальная интеграция.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

 

Источник—

Шаркань П. Мировая продовольственная проблема: Сокр. пер. с венгр./Науч. Ред. В. В. Милосердов.- М.: Экономика, 1982.- 216 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector