big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Продовольственная проблема: план мероприятий

Предлагая свой средне- и долгосрочный план мероприятий, авторы доклада исходят из учета двух исключительно важных факторов: во-первых, из того, что производство продовольствия во всем мире в 1974 г. сократилось, в то время как население мира увеличилось на 70 млн. человек; во-вторых, из того, что запасы продовольствия оказались ниже уровня 1961 г. Значение данных фактов можно реально оценить только в том случае, если сопоставить сокращение запасов продовольствия с ростом населения.

По этим двум причинам авторы считают необходимым осуществление двух комплексов мероприятий.

1. Тем развивающимся странам, в сельскохозяйственном производстве которых наблюдается застой или сокращение вследствие высоких цен на такие средства производства, как моторное топливо, минеральные удобрения и т. п., необходимо оказать финансовую поддержку, чтобы повысить импортоспособность этих государств.

Кроме того, во всех развивающихся странах, импортирующих нефть, вследствие постоянно протекающих инфляционных процессов необходимо сократить общий объем капиталовложений, не связанных с сельским хозяйством. Благодаря этому в критических областях, например на нужды орошения, страны располагали бы более значительными ресурсами. Международная помощь и в этой области могла бы способствовать тому, чтобы государства завершили начатое строительство оросительных сооружений, поскольку вода в повышении урожайности является исключительно важным фактором.

2. Увеличение резервов продовольствия. Какой должна быть величина этих резервов? Каким образом нужно их финансировать и управлять ими? Есть предложения о создании таких резервов, которые находились бы в международной собственности, под международным контролем и ими управляли бы такие международные организации, как ЮНКТАД. Следует с сожалением отметить, констатируется в докладе, что определенные круги энергично противодействуют этим планам.

Важным вопросом является использование излишков зерна в США. Весь мир надеется, говорится в докладе, что Соединенные Штаты Америки и в дальнейшем будут предоставлять миру свои запасы. Если США впредь не пожелают хранить на своих складах резервы зерна, то, безусловно, необходимо обеспечить такие материальные средства, которые позволят создать международные резервы. Все государства мира должны соответствующим образом и в соответствующей пропорции участвовать в осуществлении этого мероприятия, включая также страны, испытывающие в экономическом отношении бедственное положение. Долевое участие стран следовало бы установить на основе размеров национального дохода на душу населения даже в том случае, если это не точно отражает фактическое состояние дел. В такой системе государства — члены ОПЕК, несомненно, относятся к числу тех, которым следовало бы вкладывать в осуществление данного плана более крупные финансовые средства.

Непременным условием претворения в жизнь подобных планов является создание разветвленной информационной системы и подробный обмен информацией. В этом отношении имеются сомнения, поскольку многие развивающиеся страны опасаются использования информации в целях манипуляций против них и усиления спекуляции в торговле зерном. В докладе РИО считается исключительно важным и срочным создание международных зернохранилищ, но не меньшее значение придается регулированию цен. Важнее всего, чтобы цены на продовольствие в определенной степени оставались стабильными, будучи в то же время достаточно высокими для оказания стимулирующего действия на производство продовольствия.

Расширение сельскохозяйственного производства не может обойтись без управления предложением минеральных удобрений. Поскольку их нынешнее потребление во всех развивающихся странах является весьма низким, отдельные страны могли бы увеличить производство продовольствия в значительной мере, если бы получили необходимое количество искусственных удобрений по доступным ценам. В интересах этого в докладе РИО предлагается образовать международный фонд минеральных удобрений. Кроме того, авторы доклада считают, что страны, производящие минеральные удобрения, должны выделять часть своей продукции по более доступным ценам на мировой рынок и таким образом удовлетворять потребности развивающихся стран. Количества минеральных удобрений, остающиеся сверх удовлетворения обоснованных потребностей этих стран, можно было бы реализовать на свободном рынке. Если производство минеральных удобрений будет рентабельным, то можно ожидать, что в течение относительно короткого периода мощности по производству минеральных удобрений будут возрастать.

Поскольку одной из главных причин роста спроса на международном рынке зерна является увеличение потребностей развивающихся стран в фуражном зерне, посредством налога на потребление мяса можно было бы в определенной мере сократить масштабы данного спроса. Кроме того, за счет поступлений от этого налога можно было бы стимулировать развитие производства зерна в таких районах, где оно сдерживается именно нехваткой капитальных средств.

Возможно, что посредством введения такого налога на мясо не удалось бы достичь поставленной цели, а именно добиться сокращения потребления мяса. В этом случае авторы доклада предлагают серьезно взвесить возможность ограничения в административном порядке потребления мяса. В этом случае средства, которые предполагалось получить за счет налога на потребление мяса, можно было бы компенсировать из других источников.

Предположение, что спрос на продовольствие в развивающихся странах может быть сокращен, ни на чем не основано. Ведь если бы возник такой же кризис, как в 1972 г., то население наиболее нуждающихся стран не смогло бы избежать голодной смерти. Поэтому в докладе признано безусловно необходимым предоставление финансовой помощи этим государствам для развития собственного производства продовольствия, оказывая им и продовольственную помощь. Последняя могла бы способствовать в некоторых странах ускорению осуществления необходимых капитальных вложений. Особое значение это имело бы в тех случаях, когда подобным путем можно было бы обеспечить работой часть населения, страдающую от безработицы или неполной занятости.

Попытаемся рассмотреть, как же в свете вышеизложенного в докладе РИО оцениваются возможности реального продвижения вперед по пути устранения препятствий, мешающих решению продовольственных проблем развивающихся стран.

По мнению авторов доклада, в 1985 г. в развивающихся странах следует ожидать дефицита зерна в размере около 85 млн. т. Оценка основывается на предположении экспертов, согласно которому спрос на зерно до 1985 г. будет возрастать, в среднем ежегодно на 3,6%, в то время как его производство будет расти лишь на 2,6 % в год, т. е. темпами, существовавшими до 1972 г. Следовательно, необходимо повышать темпы роста производства продовольствия. Учитывая нынешний уровень производства зерновых в развивающихся странах, можно предположить, что имеются возможности для расширения трудоемкого, но малоэнергоемкого производства крахмалсодержащих зерновых (например, риса) путем увеличения капиталовложений, что позволит достичь желаемых темпов роста, а именно примерно 3,5 % в год. В период 1985—1990 гг. это не кажется нереальной целью.

Среди затронутых в докладе проблем упоминается и о том, что в большинстве развивающихся стран задерживается осуществление подлинной и действенной земельной реформы. Если это не будет претворено в жизнь, подчеркивается в докладе, то развивающиеся страны будут вынуждены и впредь импортировать продовольствие из развитых стран. Правильным курсом было бы обеспечение все более высокой степени независимости развивающихся стран от импорта продовольствия. Это, конечно, не означает, что в течение переходного периода полностью были бы ликвидированы торговые связи между развивающимися и развитыми странами в области поставок продовольствия.

С учетом условий, изложенных в докладе, достижение 3,5 % - ного среднегодового увеличения производства зерна в конце 70-х и начале 80-х годов зависит от следующих мероприятий.

1. Обеспечение более быстрых темпов роста урожайности. На первый взгляд кажется, что такая возможность имеется главным образом в Латинской Америке, хотя это нельзя считать бесспорным. В Африке попытки добиться повышения урожайности зерновых в 60-е годы дали плачевные результаты. Причины этого нуждаются в тщательном изучении. В качестве одной из них авторы доклада считают недостаточную занятость в сельском хозяйстве. Кроме того, сказывалось и влияние несовершенных методов ведения хозяйства, низкого уровня капиталовложений, плохой агротехники и отсталой системы аренды земли.

2. Увеличение выхода сельскохозяйственной продукции с единицы площадей. Имеется в виду возделывание культур с коротким вегетационным периодом, а также сбор нескольких урожаев в течение одного года.

3. Использование посевных площадей, оставляемых под паром, при условии их орошения для возделывания других сельскохозяйственных культур. Кроме того, в случае перехода с пастбищного на стойловое содержание скота можно было бы увеличить размеры посевных площадей. При внедрении современных методов ведения лесного хозяйства можно было бы лучше использовать также и ресурсы леса. Все перечисленное могло бы помочь увеличению производства сельскохозяйственной продукции главным образом в Африке и Латинской Америке.

4. Развитие интенсивных отраслей растениеводства и животноводства (например, птицеводства), что способствовало бы увеличению производства сельскохозяйственной продукции за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.

5. Модернизация водного хозяйства и применение орошения в большинстве развивающихся стран, что является неотъемлемым условием повышения урожайности.

6. Более интенсивное внедрение химизации во всех отраслях сельского хозяйства. Наилучшие результаты в этой области могут быть достигнуты при совместном применении минеральных удобрений и орошения. Сюда же относится внедрение новых пригодных для интенсивного производства сортов растений и пород животных, а также усиление борьбы с вредителями растений и болезнями животных.

7. Развитие технологии во всех регионах. Однако оно будет эффективным только при условии одновременного развития научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров специалистов. В то же время, безусловно, необходима (в интересах экономии капиталовложений) разработка трудоемких технологий.

Нет причин сомневаться в гуманной ориентации доклада РИО. Однако мероприятия, направленные на решение продовольственных проблем человечества, нередко выходят за грани реальности и переходят в область утопии. Например, предложение о том, что покупательную способность, т. е. доходы населения различных регионов мира, необходимо сближать. Это совершенно верное предложение, которое в случае претворения в жизнь сделало бы излишним немало усилий, направленных на решение продовольственной проблемы. Но где можно найти такую капиталистическую фирму или государство, не говоря уже об отдельных лицах, которые сегодня же готовы отказаться от части своих доходов в пользу бедных стран? Подобного рода благие пожелания до сих пор оставались лишь таковыми. Когда речь идет о том, что нужно отказаться от своих доходов, все думают о ком-то другом, кто согласится сделать это.

Содержащиеся в докладе ссылки на то, будто социалистические страны не принимают участия в программах оказания помощи развивающимся странам, нетрудно опровергнуть, поскольку вопросам оказания экономической помощи этим государствам в наших странах уделяется особое внимание и в этом деле достигнуто немало конкретных результатов. Сотни и тысячи специалистов из социалистических стран, работающие в развивающихся странах, построенные при содействии социалистических государств заводы, а также предоставляемые этим странам машины, семена сельскохозяйственных культур и другие виды помощи наглядно отражают заботу стран социалистической мировой системы об экономическом и политическом подъеме развивающихся государств.

Но совершенно верно, что просьбы голодающего «третьего мира», обращенные к живущим в богатстве господствующим слоям развитых капиталистических стран, все настойчивее звучат как обвинения. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют о том, что именно эти слои капиталистического общества были еще вчера владельцами колоний и свое богатство нажили за счет сверхприбылей, добытых путем нещадной эксплуатации народов бывших колоний. И когда сегодня освободившиеся народы бывших колоний требуют возврата этих сверхприбылей, они имеют на это законное историческое право.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.