Состояние науки в эпоху средневековья

Начиная примерно с III в. Усиливается социально-экономический кризис Римской империи. На развалинах рабовладельческого строя формируются новые общественные отношения, свойственные феодализму. Период с V по XIV, XV вв., называемый средневековьем, характеризовался медленным развитием производительных сил, снижением роли городов, сокращением обмена и торговли, упадком античной науки и культуры. Центр экономической жизни переместился в сельские поместья, характеризовавшиеся натуральным хозяйством. В этот период отмечается господство религиозной идеологии.

Но тысячелетнее средневековье не было однородным во времени, и пространстве. Так, в странах арабского Востока в VIIIIX вв. отмечается заметное развитие математики, астрономии, химии, географии, медицины. В IX в. в Багдаде создается университет, который становится одним из центров науки и культуры. Многие произведения античных философов, в частности натуралистические работы Аристотеля, сохранились в переводах на арабский язык и только позже появились латинские переводы.

Одним из крупнейших прогрессивных мыслители этого времени был Абу Али Ибн Сина (Авиценна, ок, 890—1037) — врач, ученый, философ, философские и естественнонаучные трактаты которого пользовались большой популярностью на Востоке и Западе.

Авиценна отстаивал, положение о материальности мира, о связи материи и движения, учил, что в природе господствует всеобщая естественная закономерность, указывал на постепенные изменения земли, требующие продолжительных периодов.

Как врач Авиценна на высоком для своего времени уровне разрабатывал теорию и практику различных отраслей медицины, а также анатомию, физиологию. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся посредством воды и воздуха. Его труд «Канон врачебной науки» на протяжении многих веков был важным источником медицинских знаний" в странах Востока. В XII в. книга была переведена на латинский язык и до XVII в. оставалась основным пособием для врачей Европы. В 1980 г. «Канон» издан в Ташкенте на русском языке в 5 т. (2-е издание).

Арабский врач, натуралист, философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126— 1198) защищал материалистические традиции античной философии, отстаивал мысль о первичности материи, которая находится в постоянном движении, о возникновении живых существ в силу естественных законов.

Крупным, ученым-натуралистом Европы был Альберт Великий (Больштедтский, 1193—1280). В его сочинениях отражен уровень естественнонаучных знаний XIII в. в области астрономии, геологии, минералогии, ботаники, зоологии. В трактате о растениях излагаются данные о разнообразии растений, органографии, физиологии, приводятся сведения об изменчивости растительных форм под влиянием внешних условий или природы самих семян. Но трактует он это весьма произвольно, допуская возможность превращения бука в березу, пшеницы в ячмень и т. д. В зоологических работах используются данные Аристотеля и Плиния, приводятся сведения о среднеевропейских животных, описание их строения и жизнедеятельности, наблюдения о способах размножения, описываются случаи гермафродитизма (наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же животного). Альберт сравнивал строение животных и человека, которого рассматривал как совершеннейшее животное, а его руку называл органом органов.

Современник Альберта французский монах Роджер Бэкон (1214— 1294) заложил основы опытного естествознания. Он подчеркивал, что наблюдения и опыт — самые надежные источники научных знаний. Исходя из законов оптики Р. Бэкон описал строение, функцию глаза, установил причины ошибочных зрительных восприятий (миражей). Он исходил из того, что хотя живые и неживые тела построены из одних и тех же частиц, живые существа отличаются от неживых предметов и зависимы от окружающей среды, солнечного света, тепла, влажности и т. п. Церковь преследовала Р. Бэкона за его атеизм и подрыв веры в священное писание, на 14 лет он был заточен в монастырскую темницу.

 

Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector